Урок 17. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: первоначальное ознакомление с понятиями: точка, кривая линия, прямая линия, отрезок, луч. В ходе выполнений практических заданий и наблюдений научить различать разные виды линий.
Планируемые результаты:
Предметные - учащиеся научатся различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную; пользоваться линейкой для черчения; соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами;
Регулятивные - выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; применять полученные ранее знания в измененных условиях;
Коммуникативные - слушать учителя и выполнять его требования; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.
Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровье-сберегающие.
Используемые учебники и учебные пособия: УМК «Школа России».
Математика 1 класс М.И. Моро и др.
Используемое оборудование:
·цветные карандаши
·карточки с заданием
·компьютер;
·музыкальные эффекты;
·карточки с заданиями для групповой работы.
Ход урока
I. Организационный момент
Математика сложна,
Но говорим с почтением,
Что математика нужна
Всем без исключения!
Без счёта не будет на улице света,
Без счёта не сможет подняться ракета,
Без счёта письмо не найдёт адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята!
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
Игра «Засели домик»
Игра «Молчанка»
(Учитель показывает пропуск, учащиеся — карточку с соответствующей цифрой.)
3. Минутка для любознательных
— Найдите недостающую фигуру.
III. Самоопределение к деятельности
В стране Геометрии жила-была точка. Она была маленькой. Ее оставил карандаш, когда наступил на лист тетради, и никто ее не замечал. Так и жила она, пока не попала в гости к линиям.
(На доске рисунок.)
— Посмотрите, какие это были линии. (Прямые и кривые.)
Прямые линии похожи на натянутые веревочки, а веревочки, которые не натянули, — это кривые линии.
— Сколько прямых линий? (2)
— Сколько кривых? (3.)
Прямая линия начала хвастаться: «Я самая длинная! У меня нет ни начала, ни конца! Я бесконечная!»
Очень интересно стало точке посмотреть на нее. Сама-то точка малюсенькая. Вышла она да так увлеклась, что не заметила, как наступила на прямую линию. И вдруг исчезла прямая линия. На ее месте появился луч.
Он тоже был очень длинный, но все-таки не такой, как прямая линия. У него появилось начало.
Испугалась точка: «Что же я наделала!» Хотела она убежать, да как назло наступила опять на луч.
И на месте луча появился отрезок. Он не хвастался, какой он большой, у него уже были и начало, и конец.
— Сегодня прямая линия, луч, отрезок и точка пришли к нам на урок. Кто догадался, что мы будем делать на этом уроке? (Учиться распознавать и чертить прямую линию, луч, отрезок.)
IV. Работа по теме урока
1. Практическая работа
— О каких линиях вы узнали? (О прямой, луче, отрезке.)
—Что узнали о прямой линии? (Она не имеет ни начала, ни конца. Она бесконечная.)
(Учитель берет две катушки ниток, натягивает их, изображая прямую линию, и разматывая то одну, то другую, демонстрирует, что прямую можно продолжать в оба конца до бесконечности.)
— Что узнали о луче? (У него есть начало, но нет конца.)
(Учитель берет ножницы, отрезает нитку, она не тянется.)
— Что узнали об отрезке? (У него есть и начало, и конец.)
2. Работа по учебнику
— Посмотрите на рисунок на с. 40. Расскажите, чем прямая линия отличается от кривой. (Прямая линия натянута, кривая — нет.)
— Что вы запомнили о прямой линии, луче, отрезке?
— Как начертить прямую линию? (Провести по линейке линию.)
— Как начертить отрезок? (Поставить две точки и соединить их.)
V. Физкультминутка
В понедельник я купался, (Движения руками, выполняемые при плавании.)
А во вторник рисовал, (Изобразить рисование.)
В среду долго умывался, (Изобразить умывание.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я бегал, прыгал, (Прыжки на месте.)
Очень долго танцевал. (Покружиться.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Сесть на корточки, руки под щеку.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 15. Рассмотрите линии. На какие группы их можно разделить? (Прямые — 2, 3, 5 и кривые — 1, 4.)
— Выполните следующее задание.
— Сколько прямых можно провести через две точки? (Одну.)
— Сколько кривых можно провести через две точки? (Много.)
— Прочитайте следующее задание.
— Раскрасьте рисунки самостоятельно.
2. Работа по учебнику
— Прочитайте задание на полях на с. 40. Как узнать, какой отрезок самый длинный? (Посчитать, сколько клеточек составляет длина каждого отрезка.)
— Посчитайте и скажите, какой отрезок самый длинный. (Синий.)
— Какой отрезок самый короткий? (Красный.)
— Рассмотрите рисунок на с. 41. Расскажите соседу по парте, какие линии вы видите.
(Работа в парах.)
— Посмотрите на рисунки и записи, приведенные ниже.
— Какие записи подходят к рисункам? Объясните их смысл. (4 + 1 = 5 — к 4 цыплятам прибежал еще один. Стало 5 цыплят. 5 — 2 = 3 — плавали 5 утят, 2 утенка ушли. Осталось 3утенка. Записи 4 — 1 = 3 и 5 — 1 = 4 не подходят.)
(Самостоятельное составление записей по схемам, данным ниже.)
VII. Рефлексия
Рефлексия
Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
Покажите учителю и друг другу.
Что вас огорчило?
Что порадовало?
Кому ещё нужно немножко потренироваться?
Оцените свою работу на уроке.
Подведение итогов урока.
О чём мы сегодня говорили на уроке?
Что нового узнали?
Что запомнилось больше всего?
Домашнее задание.
Нарисовать рисунок, используя различные геометрические фигуры на тему: «Что на что похоже?»