ЧИСЛО И ЦИФРА 0
Цели: познакомить учащихся с числом и цифрой 0; учить выполнять вычисления с нулем; закреплять навык счета в пределах первого десятка; формировать умения сравнивать группы предметов; развивать внимание и математическое мышление.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Напишите цифрой количество предметов под каждым рисунком.
– Сегодня узнаем, как обозначают в математике отсутствие предметов.
II. Изучение нового материала. Работа по учебнику.
1. Задание 1 (с. 50).
– Сколько пирожков лежит на тарелке? (9.)
– Все пирожки съели. Сколько пирожков осталось на тарелке? (Ни одного пирожка.)
Запись: 9 без 9 – это . 9 – 9 = .
Учитель демонстрирует карточку с цифрой 0.
– Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью которой записывают число «ноль». На что похожа цифра 0?
Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как его ни назовем,
Он называется нулем!
2. Задание 2 (с. 50).
– Рассмотрите рисунки. Сколько было уток? (3.)
– Сколько стало уток? (Ноль.) Сколько уток улетело? (3 утки.)
Запись: 3 – 3 = 0.
– Сколько птиц было в клетке сначала? (Ноль.)
– Сколько птиц стало? (2.) Сколько птиц посадили? (2.)
Запись: 0 + 2 = 2.
– Сколько пчел было на ветке? (Ноль.)
– Сколько пчел стало? (3.) Сколько пчел прилетело? (3.)
Запись: 0 + 3 = 3.
3. Задание 3 (с. 51).
– Рассмотрите рисунок, на котором изображена линейка. Найдите и покажите число 0.
– Сравните каждое из отмеченных чисел с числом 0.
– Сколько шагов от числа 0 до числа 4? (Четыре шага.)
– Сколько шагов от числа 0 до числа 5? (Пять шагов.)
– Сколько шагов от числа 0 до числа 8? (Восемь шагов.)
4. Задание 4 (с. 51).
– Какое число больше? (Учащиеся поднимают картинку с тем числом, которое больше.)
5 больше 0 4 больше 1
7 больше 1 8 больше 0
4 больше 0 5 больше 0
9 больше 8 9 больше 0
– Назовите самое маленькое число. (0.)
5. Задание 5 (с. 51).
– Сколько вертолетов на рисунке? (3.) Пароходов? (4.) Машин? (6.)
– Придумайте вопросы со словами «на сколько больше», «на сколько меньше».
Варианты вопросов:
а) На сколько вертолетов меньше, чем пароходов?
б) На сколько вертолетов меньше, чем машин?
в) На сколько пароходов больше, чем вертолетов?
г) На сколько пароходов меньше, чем машин?
д) На сколько машин больше, чем вертолетов?
е) На сколько машин больше, чем пароходов?
6. Задание 6 (с. 51).
– Рассмотрите первый рисунок. Что делает волк?
– Сколько было цветов? (5.) Сколько цветов сорвал волк? (3.)
– Подберите схему к этому рисунку.
Запись: без – это
5 без 3 – это 2
5 – 3 = 2
– Рассмотрите второй рисунок. Что делает заяц?
– Сколько росло морковок? (8.)
– Сколько морковок сорвал заяц? (2.)
– Подберите схему к этому рисунку.
Запись: без – это
8 без 2 – это 6
8 – 2 = 6
III. Работа в печатной тетради.
Письмо цифры 0: ориентация на точку начала движения, на стрелку, указывающую направление движения.
Получение и чтение записей вида: 3 и 0 – это 3.
Составление разных вопросов со словом «сколько?» по заданному рисунку.
Поиск треугольников в фигуре.
Установление закономерности в записи цифр и письмо цифр в соответствии с установленной закономерностью.
Прослеживание (проведение) линии от цветной фигуры к карточке с числом.
Сопоставление начала узора и его описания (пошаговый контроль выполненного этапа работы).
Продолжение узора.
Тренировка в написании изученных цифр.
Учитель демонстрирует таблицу написания цифр.
– Рассмотрите, как пишут цифру 0, обозначающую число ноль, и поучитесь ее правильно писать.
Объяснение. Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.
Далее учащиеся работают по образцу.
IV. Фронтальная работа.
– Нарисуйте и раскрасьте по образцу.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какую цифру научились писать?
– Что обозначает число 0?
– Сравните понятия «число» и «цифра».
МЫ – ШКОЛЬНИКИ
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с новым социальным статусом школьника, с понятиями школа, учитель, класс, развития речи, умения анализировать рисунки, использовать условные обозначения; способствовать развитию способности к самоанализу, самооценке, воспитанию аккуратности в обращении с учебными принадлежностями.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся объяснять понятия: школа, учитель, класс; ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении; получат возможность научиться различать нравственно-этические понятия.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: контроль и самоконтроль – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; коррекция – адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия.
Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; предметные – знакомиться с новыми понятиями: «школа», «учитель», «класс»; описывать назначения различных школьных помещений; логические – строить рассуждения, высказываться в устной форме о значении школьных помещений.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в паре.
Личностные: смыслообразование – оценивают свой учебный труд, принимают оценки одноклассников, учителя; самоопределение – соблюдают правила поведения в школе, понимают важность здорового образа жизни, осознают личную ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.
Ход урока
Орг. Момент
Актуализация знаний
1. Беседа.
– О чём мы с вами говорили на предыдущем уроке? Что самое главное нужно ценить в человеке?
2. Игра «Представь себя и своего одноклассника».
– Ребята, как вы считаете, а нужно ли каждому из вас знать имена всех ребят, с которыми вы учитесь в одном классе? Почему вы так считаете?
– Давайте поиграем с вами в такую игру: вы называете своё имя, то есть представляетесь, и имя своего соседа по парте; потом встает он и представляется точно так же.
Выполнение задания.
– Какие имена у нас в классе встречаются редко? Какие повторяются? Каких имён больше всего?
III. Постановка учебной задачи.
.Беседа.
– У вас разные имена, фамилии. Вы отличаетесь друг от друга и по внешним признакам, и по характеру. Есть ли что-то, что вас объединяет? (Мы учимся в одной школе, в одном классе. Мы теперь ученики, одноклассники.)
– Что же такое школа?
– Что такое класс? (Многозначное слово «класс»: класс – это и школьная комната для занятий, и группа ребят одного года обучения.)
IV. Работа по теме урока
1. Речевая разминка– Продолжите предложение: «В школе я буду учиться…»
2. Работа с учебником (с. 9).
– Какой символ здесь изображён? Что он обозначает? (Это лупа. Значит, нам надо внимательно рассмотреть иллюстрации, понаблюдать.)
– Рассмотрите рисунки и расскажите с их помощью о школьных помещениях, их назначении. Как вы думаете, все ли школьные помещения изобразил художник или что-то забыл? (Например, библиотеку, гардероб, кабинет директора.)
Физкультминутка
Задание «Соображалки»
– Перечислите предметы, которые вы начали изучать в первом классе. (Учащиеся перечисляют.)
По ходу вариантов ответов детей учитель открывает слайды 7–13.
– Давайте подумаем, а можно ли обозначить эти предметы какими-либо символами, которые подсказали бы нам, чем нужно заниматься на этих уроках? (Варианты ответов.)
Самооценка деятельности
– Ребята, просмотрите ещё раз все задания, которые вы сегодня выполняли на уроке. А теперь оцените свою работу, закрасив соответствующий цветочек:
Первый, если вы работали быстро, всё сделали правильно, выполняли самостоятельно.
Второй, если работали правильно, но не так быстро.
Третий, если вы всё сделали правильно, но при этом вам помогали.
Четвёртый, если вы всё сделали быстро, но неправильно.
– Кто хочет попробовать проанализировать свою деятельность на уроке?
Желающий обязательно поощряется учителем, чтобы ребята не боялись оценивать себя реально. Главная задача – научить ребят находить в своей работе и положительное, и отрицательное, и учиться работать над собой.
III. Итог урока.
– О чём мы говорили сегодня на уроке? Что нового для себя узнали, чему научились?
Слайд 14.
– Давайте прочитаем стихотворение М. Бородицкой «Первоклассник» (учебник, с. 8).
Щелчок по крестику – закрытие презентации.
– Как вы думаете, кто может завидовать первокласснику? А вам нравится ходить в школу? Почему?