СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок математики»

Русский язык

Урок: № 35

Дата: 16. 11.2021

Класс: 3а

Учитель: Прыткова С.Н.


Тема

Что такое приставка?

Педагогическая цель

введение понятия «приставка» как значимой части слова, формирование умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова

Задачи:


Образовательные:

  • сформировать представление детей о приставке как значимой части слова;

  • учить находить приставку среди других частей слова;

  • образовывать новые слова с помощью приставки;

  • обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, память

  • совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог,

  • развивать монологическую речь.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством;

  • воспитывать чувство ответственности за свой труд;

  • умение работать совместно, помочь учащимся увидеть результаты своего труда.

Тип урока

Урок введения новых знаний

Планируемые результаты:


Предметные:

- получить знания о приставке как значимой части слова;

- научиться находить приставку среди других частей слова;

- научиться образовывать новые слова с помощью приставки;

-расширять словарный запас учащихся.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

-определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

-определять план выполнения заданий под руководством учителя;

-умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников;

- уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в учебнике;

-отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию;

-сравнивать слова по значению, написанию;

-группировать предметы. Объекты на основе существенных признаков;

-определять тему;

- усвоение правил строений слова.

Коммуникативные УУД:

-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

-отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

-соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

-слушать и понимать речь других;

-участвовать в паре;

-умение объяснить свой выбор.

Личностные:

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

-формирование уважительного отношения к иному мнению;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

методы и формы обучения

частично-поисковый, практический, проблемный диалог, учебная дискуссия; индивидуальная, фронтальная, парная


Технологии

Проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная


Оборудование

дидактический материал: карточки для групповой и самостоятельной работы, презентация

Основные понятия:

приставка, корень, окончание, части слова


Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся


УУД, формируемые на уроке

  1. Самоопределение, мотивация к учебной деятельности: Цель: формулирование умения приготавливать своё рабочее место и готовность к восприятию информации.

Девиз урока:

Мы сегодня будем снова наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

- Я хочу, чтобы урок получился интересным, увлекательным и познавательным.

- - Что вы пожелаете себе на уроке? Соседу? Учителю?

- Запишите число, классная работа. Помните правила посадки при письме.


Проверка готовности рабочего места

Настрой на работу






Регулятивные УУД:

- организовывать своё рабочее место под руководством учителя.

Личностные УУД:

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Познавательные УУД:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей

  1. Актуализация необходимых (ранее изученных) знаний: Цель: актуализировать и закрепить полученные ранее знания.

1. Чистописание.

- Наш урок я предлагаю начать с пословицы:

Грамоте учиться – всегда пригодится.

- Объясните смысл этой пословицы

- Спишите пословицу, обозначьте знакомые вам части речи.

- Сегодня мы с вами будем исследователями. Ребята, кто такие исследователи?

- Какими близкими по значению словами можно заменить это слово?.

- Как в русском языке называются эти слова?

2. Мозговой штурм.

- Вспомните, по какому разделу работаем на уроках?

Блиц – опрос

  • Слово состоит из предложений? – Нет

  • Корень – это главная часть слова? - Да

  • Может ли слово быть без корня? – Нет

  • У родственных слов одинаковый корень? – Да

  • Окончание – это изменяемая часть слова? – Да

  • Окончание служит для образования новых слов? – Нет

  • Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да

  • Назовите, все изученные части слова.

- Что вы о них знаете?

- Как найти эти части в слове?

3. Орфографическая минутка


Создание проблемной ситуации


Учитель вызывает двоих учащихся и предлагает одному выполнять действия, которые называет учитель, другому слова действия записывать на доске, остальные ребята записывают в тетради.



  • Разрезать лист бумаги,

  • надрезать,

  • вырезать треугольник,

  • срезать угол.

- Прочитайте слова, записанные на доске


- Что общего у этих слов?

- Выделите в них корень.

- Чем отличаются эти слова?


Фронтальная работа.





Путешественники, первопроходцы, следопыты


Синонимами



Обсуждение вопросов.



Самопроверка

+ и -
















Разрезать, надрезать, вырезать, срезать


Слова одной части речи. Это глаголы. Все они имеют общую часть слова корень – рез -. Также это однокоренные слова.

Слова различаются значением


Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге на уроке;

-отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

-умение объяснить свой выбор.

Познавательные УУД:

-сравнивать слова по значению, написанию;

-группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Личностные:

-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

-умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.





Познавательные УУД:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей

  1. Целеполагание: Цель:создание благоприятных условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; уточнить тему урока.

- А какая часть слова придаёт им разное значение?

- Знаем ли мы ответ на этот вопрос?

- Это нам предстоит узнать

.

- Сформулируйте тему урока.

- Каких целей должны достичь?

- Сегодня на уроке вы продолжите открывать секреты русского языка.


Постановка учебных задач


Изучение новой части слова


Изучить…

Узнать…

Развивать…

Воспитывать…

Регулятивные УУД:

-определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Личностные:

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  1. Организация познавательной деятельности. Цель:уточнить представление о роли приставок в словах; зафиксировать новое знание в речи и умение его использовать на практике; организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.

  1. План решения проблемы

- Давайте определим пути решения нашей проблемы


  1. Выявление лексического значения слова

- Как мы можем назвать эту часть слова, если мы её добавили, приставили к корню?

Да, действительно, вы правы, это часть слова называется приставкой. Именно приставки придают особую выразительность глаголам. Указывают на степень интенсивности действия, на разнообразные оттенки его проявления, порой придают словам разговорную окраску.

- Кто может объяснить лексическое значение слова «приставка»? Обсудите в группах

(приставить или присоединить к чему-нибудь; часть слова).

- Сколько оно имеет значений? (несколько)

-Как называются слова, имеющие несколько значений? (многозначные)

- Сделайте вывод: что такое приставка?

2) Игра «Замени одним словом» (работа в парах)

  1. Прикрепить гвоздём дощечку- … (прибить)

  2. Перестать говорить - … (замолчать)

  3. Отделить ножом кусок хлеба - … (отрезать)

  4. Удержать что – то в памяти - … (запомнить)

- Запишите слова. Выделите приставку. Как вы нашли приставку в слове?

- Где её место в слове? Как найти приставку?

3)Работа по учебнику (с. 84)

- Проверьте правильность своих предположений по учебнику. Прочитайте правило на с. 84.

- Какую тайну приставок мы узнали? (находится в слове перед корнем, образует новые слова)


Физминутка. (Здоровьесберегающая технология)

Физкультминутка


- Пришло время отдохнуть, но мы проведём наш отдых с пользой. Я буду читать вам стихотворение, а вы должны добавить слова с приставками. Давайте попробуем, как это у вас получится.

Милым деткам нужно встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Так секунду постоять.

Руки плавно опустить,

Всё ещё раз повторить!


  1. Узнать новую часть слова

  2. Определить ее место в слове

  3. Как пишется

  4. Для чего служит




Работа в группах

Учащиеся выдвигают свои предположения.







ВЫВОД 1. Часть слова называется ПРИСТАВКА


Наблюдение над словами,


Работа в парах

Работа в карточках.





ВЫВОД 2. ПРИСТАВКА стоит перед корнем



Фронтальная беседа по вопросам




Открывают учебник, читают, делают вывод





Снятие статического напряжения, предупреждение утомляемости.



Регулятивные УУД:

- определять план выполнения заданий под руководством учителя.

Познавательные УУД:

- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию;

-сравнивать слова по значению, написанию;

-ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

-отвечать на вопросы учителя;

-соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

-слушать и понимать речь других;

-умение объяснить свой выбор.

Регулятивные УУД:

-определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

-определять план выполнения заданий под руководством учителя;

-умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.

  1. Первичное закрепление изученного материала: Цель:организовать работу над совершенствованием навыка образования новых слов с помощью приставок; организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения

1)Знакомство с единообразным написанием приставок. Работа по учебнику стр. 85, № 154

- Прочитайте.

- Как пишутся приставки? (приставки пишутся всегда одинаково)

- Найдите приставки, которые пишутся с буквой а, проговорите их;

- Найдите приставки, которые пишутся с буквой о проговорите их;

- Найдите приставки, которые пишутся с буквой е проговорите их;

- Найдите приставки, которые пишутся с буквой и проговорите их;

-В русском языке существует более 40 приставок. Приставки великие труженицы. Если мы зададимся целью отыскать хотя бы одно маленькое стихотворение или рассказ, в котором нет приставок, то мы поставим перед собою непосильную задачу.


2) Упражнение в образовании новых слов с помощью приставок «Кто больше»

- Используя приставки из упражнения 154, с. 85, образуйте новые слова.




летит ходит






бежит



- Какой вывод можем сделать?

- Придумайте предложение с одним из образованных слов. (Устно)

3) Сравнение предлога и приставки

- Ребята, на какую часть речи похожа приставка? (предлог)

- А чем они различаются?

(приставка – часть слова, предлог – служебная часть речи)

Игра «Да – нет»

Хлопните всего разок

Если в слове есть предлог,

А приставку услыхали –

Хором все её назвали.

Поехали, выписать, у реки, победить, заморозки, до школы, нагрузка, под окном, прибить, переход, с горы, на санках.

- Сделайте вывод: как пишутся приставки?

На с. 86 уточните, что для вас оказалось новым, неизвестным ранее


Запоминание приставок в ходе фронтальной беседы по таблице приставок












Дифференцированная самостоятельная работа учащихся (по степени самостоятельности и по степени трудности).



ВЫВОД 3. ПРИСТАВКА служит для образования новых слов

Работа в группа

Сравнивают приставку и предлог


В ходе игры закрепляет умение находить приставку и предлог



Работа учащихся с правилом

ВЫВОД 4. ПРИСТАВКА пишется со словом слитно

Личностные УУД:

- уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

-уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Познавательные УУД:

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- формирование умения извлекать информацию из практических действий






VI. Контроль и самоконтроль. Рефлексия деятельности. Цель: выявление уровня усвоения и понимания нового материала: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Какие секреты вы открывали на уроке?

На столе у каждого листочки с заданием.

- Проверим достигли ли мы той цели, которую поставили на уроке. Для этого выполним тестирование.

  1. Приставка – это:

а) главная часть слова

б) значимая часть слова

2. Приставка стоит:

а) перед корнем

б) после корня

3. Приставка служит:

а) для связи слов в предложении

б) для образования новых слов

4. Приставка – это:

а) изменяемая часть слова

б) неизменяемая часть слов

5. Чтобы найти приставку в слове надо:

а) изменить форму слова

б) подобрать однокоренные слова

6. В каком слове есть приставка:

а) записка

б) замок

- А сейчас, оцените свою работу на уроке. Подумайте, насколько вы были внимательны, активны и аккуратны. Верно ли, выполнили задания.

Отметки за урок

Строят речевое высказывание по уроку












Проверка по образцу





Оценка своих достижений.


+ Всё понятно

– Было сложно, ничего не понятно

? остались небольшие вопросы

Коммуникативные УУД:

-отвечать на вопросы учителя;

-соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

-слушать и понимать речь других;

-умение объяснить свой выбор.


Регулятивные УУД:

- уметь контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.

Личностные УУД:

- уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.

  1. Домашнее задание. Цель: формировать умение применять новые полученные знания на практике.

- Запишите домашнее задание:

- Выучить правила. Стр. 84, 86, упр.156.

По желанию составить предложения с одной парой слов


Вот снова зазвенел звонок

Пора закончить нам урок.

Инструктаж домашнего задания


Записывают задание в дневниках.

Регулятивные УУД:

- организовывать своё рабочее место под руководством учителя.