Тема | Что такое приставка? |
Педагогическая цель | введение понятия «приставка» как значимой части слова, формирование умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова |
Задачи: | Образовательные: сформировать представление детей о приставке как значимой части слова; учить находить приставку среди других частей слова; образовывать новые слова с помощью приставки; обогащать словарный запас детей. Развивающие: развивать наблюдательность, память совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать монологическую речь. Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством; воспитывать чувство ответственности за свой труд; умение работать совместно, помочь учащимся увидеть результаты своего труда. |
Тип урока | Урок введения новых знаний |
Планируемые результаты: | Предметные: - получить знания о приставке как значимой части слова; - научиться находить приставку среди других частей слова; - научиться образовывать новые слова с помощью приставки; -расширять словарный запас учащихся. Метапредметные: Регулятивные УУД: -организовывать своё рабочее место под руководством учителя; -определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя; -определять план выполнения заданий под руководством учителя; -умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; - уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Познавательные УУД: -ориентироваться в учебнике; -отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию; -сравнивать слова по значению, написанию; -группировать предметы. Объекты на основе существенных признаков; -определять тему; - усвоение правил строений слова. Коммуникативные УУД: -участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; -отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; -соблюдать простейшие нормы речевого этикета; -слушать и понимать речь других; -участвовать в паре; -умение объяснить свой выбор. Личностные: - формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; -формирование уважительного отношения к иному мнению; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. -уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
методы и формы обучения | частично-поисковый, практический, проблемный диалог, учебная дискуссия; индивидуальная, фронтальная, парная |
Технологии | Проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная |
Оборудование | дидактический материал: карточки для групповой и самостоятельной работы, презентация |
Основные понятия: | приставка, корень, окончание, части слова |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | УУД, формируемые на уроке |
Самоопределение, мотивация к учебной деятельности: Цель: формулирование умения приготавливать своё рабочее место и готовность к восприятию информации. |
Девиз урока: Мы сегодня будем снова наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! - Я хочу, чтобы урок получился интересным, увлекательным и познавательным. - - Что вы пожелаете себе на уроке? Соседу? Учителю? - Запишите число, классная работа. Помните правила посадки при письме. | Проверка готовности рабочего места Настрой на работу | Регулятивные УУД: - организовывать своё рабочее место под руководством учителя. Личностные УУД: -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Познавательные УУД: - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей |
Актуализация необходимых (ранее изученных) знаний: Цель: актуализировать и закрепить полученные ранее знания. |
1. Чистописание. - Наш урок я предлагаю начать с пословицы: Грамоте учиться – всегда пригодится. - Объясните смысл этой пословицы - Спишите пословицу, обозначьте знакомые вам части речи. - Сегодня мы с вами будем исследователями. Ребята, кто такие исследователи? - Какими близкими по значению словами можно заменить это слово?. - Как в русском языке называются эти слова? 2. Мозговой штурм. - Вспомните, по какому разделу работаем на уроках? Блиц – опрос Слово состоит из предложений? – Нет Корень – это главная часть слова? - Да Может ли слово быть без корня? – Нет У родственных слов одинаковый корень? – Да Окончание – это изменяемая часть слова? – Да Окончание служит для образования новых слов? – Нет Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да Назовите, все изученные части слова. - Что вы о них знаете? - Как найти эти части в слове? 3. Орфографическая минутка Создание проблемной ситуации Учитель вызывает двоих учащихся и предлагает одному выполнять действия, которые называет учитель, другому слова действия записывать на доске, остальные ребята записывают в тетради. надрезать, вырезать треугольник, срезать угол. - Прочитайте слова, записанные на доске - Что общего у этих слов? - Выделите в них корень. - Чем отличаются эти слова? | Фронтальная работа. Путешественники, первопроходцы, следопыты Синонимами Обсуждение вопросов. Самопроверка + и - Разрезать, надрезать, вырезать, срезать Слова одной части речи. Это глаголы. Все они имеют общую часть слова корень – рез -. Также это однокоренные слова. Слова различаются значением | Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге на уроке; -отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; -умение объяснить свой выбор. Познавательные УУД: -сравнивать слова по значению, написанию; -группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Личностные: -уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: -умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. Познавательные УУД: - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей |
Целеполагание: Цель:создание благоприятных условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; уточнить тему урока. |
- А какая часть слова придаёт им разное значение? - Знаем ли мы ответ на этот вопрос? - Это нам предстоит узнать . - Сформулируйте тему урока. - Каких целей должны достичь? - Сегодня на уроке вы продолжите открывать секреты русского языка. | Постановка учебных задач Изучение новой части слова Изучить… Узнать… Развивать… Воспитывать… | Регулятивные УУД: -определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя. Личностные: -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Организация познавательной деятельности. Цель:уточнить представление о роли приставок в словах; зафиксировать новое знание в речи и умение его использовать на практике; организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения. |
План решения проблемы - Давайте определим пути решения нашей проблемы Выявление лексического значения слова - Как мы можем назвать эту часть слова, если мы её добавили, приставили к корню? Да, действительно, вы правы, это часть слова называется приставкой. Именно приставки придают особую выразительность глаголам. Указывают на степень интенсивности действия, на разнообразные оттенки его проявления, порой придают словам разговорную окраску. - Кто может объяснить лексическое значение слова «приставка»? Обсудите в группах (приставить или присоединить к чему-нибудь; часть слова). - Сколько оно имеет значений? (несколько) -Как называются слова, имеющие несколько значений? (многозначные) - Сделайте вывод: что такое приставка? 2) Игра «Замени одним словом» (работа в парах) Прикрепить гвоздём дощечку- … (прибить) Перестать говорить - … (замолчать) Отделить ножом кусок хлеба - … (отрезать) Удержать что – то в памяти - … (запомнить) - Запишите слова. Выделите приставку. Как вы нашли приставку в слове? - Где её место в слове? Как найти приставку? 3)Работа по учебнику (с. 84) - Проверьте правильность своих предположений по учебнику. Прочитайте правило на с. 84. - Какую тайну приставок мы узнали? (находится в слове перед корнем, образует новые слова) Физминутка. (Здоровьесберегающая технология) Физкультминутка - Пришло время отдохнуть, но мы проведём наш отдых с пользой. Я буду читать вам стихотворение, а вы должны добавить слова с приставками. Давайте попробуем, как это у вас получится. Милым деткам нужно встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Так секунду постоять. Руки плавно опустить, Всё ещё раз повторить! | Узнать новую часть слова Определить ее место в слове Как пишется Для чего служит Работа в группах Учащиеся выдвигают свои предположения. ВЫВОД 1. Часть слова называется ПРИСТАВКА Наблюдение над словами, Работа в парах Работа в карточках. ВЫВОД 2. ПРИСТАВКА стоит перед корнем Фронтальная беседа по вопросам Открывают учебник, читают, делают вывод Снятие статического напряжения, предупреждение утомляемости. | Регулятивные УУД: - определять план выполнения заданий под руководством учителя. Познавательные УУД: - отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию; -сравнивать слова по значению, написанию; -ориентироваться в учебнике. Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; -отвечать на вопросы учителя; -соблюдать простейшие нормы речевого этикета; -слушать и понимать речь других; -умение объяснить свой выбор. Регулятивные УУД: -определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя; -определять план выполнения заданий под руководством учителя; -умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. |
Первичное закрепление изученного материала: Цель:организовать работу над совершенствованием навыка образования новых слов с помощью приставок; организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения |
1)Знакомство с единообразным написанием приставок. Работа по учебнику стр. 85, № 154 - Прочитайте. - Как пишутся приставки? (приставки пишутся всегда одинаково) - Найдите приставки, которые пишутся с буквой а, проговорите их; - Найдите приставки, которые пишутся с буквой о проговорите их; - Найдите приставки, которые пишутся с буквой е проговорите их; - Найдите приставки, которые пишутся с буквой и проговорите их; -В русском языке существует более 40 приставок. Приставки великие труженицы. Если мы зададимся целью отыскать хотя бы одно маленькое стихотворение или рассказ, в котором нет приставок, то мы поставим перед собою непосильную задачу. 2) Упражнение в образовании новых слов с помощью приставок «Кто больше» - Используя приставки из упражнения 154, с. 85, образуйте новые слова. летит ходит бежит - Какой вывод можем сделать? - Придумайте предложение с одним из образованных слов. (Устно) 3) Сравнение предлога и приставки - Ребята, на какую часть речи похожа приставка? (предлог) - А чем они различаются? (приставка – часть слова, предлог – служебная часть речи) Игра «Да – нет» Хлопните всего разок Если в слове есть предлог, А приставку услыхали – Хором все её назвали. Поехали, выписать, у реки, победить, заморозки, до школы, нагрузка, под окном, прибить, переход, с горы, на санках. - Сделайте вывод: как пишутся приставки? На с. 86 уточните, что для вас оказалось новым, неизвестным ранее | Запоминание приставок в ходе фронтальной беседы по таблице приставок Дифференцированная самостоятельная работа учащихся (по степени самостоятельности и по степени трудности). ВЫВОД 3. ПРИСТАВКА служит для образования новых слов Работа в группа Сравнивают приставку и предлог В ходе игры закрепляет умение находить приставку и предлог Работа учащихся с правилом ВЫВОД 4. ПРИСТАВКА пишется со словом слитно | Личностные УУД: - уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: -уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Познавательные УУД: - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; - формирование умения извлекать информацию из практических действий |
VI. Контроль и самоконтроль. Рефлексия деятельности. Цель: выявление уровня усвоения и понимания нового материала: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
- Какие секреты вы открывали на уроке? На столе у каждого листочки с заданием. - Проверим достигли ли мы той цели, которую поставили на уроке. Для этого выполним тестирование. Приставка – это: а) главная часть слова б) значимая часть слова 2. Приставка стоит: а) перед корнем б) после корня 3. Приставка служит: а) для связи слов в предложении б) для образования новых слов 4. Приставка – это: а) изменяемая часть слова б) неизменяемая часть слов 5. Чтобы найти приставку в слове надо: а) изменить форму слова б) подобрать однокоренные слова 6. В каком слове есть приставка: а) записка б) замок - А сейчас, оцените свою работу на уроке. Подумайте, насколько вы были внимательны, активны и аккуратны. Верно ли, выполнили задания. Отметки за урок | Строят речевое высказывание по уроку Проверка по образцу Оценка своих достижений. + Всё понятно – Было сложно, ничего не понятно ? остались небольшие вопросы | Коммуникативные УУД: -отвечать на вопросы учителя; -соблюдать простейшие нормы речевого этикета; -слушать и понимать речь других; -умение объяснить свой выбор. Регулятивные УУД: - уметь контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. Личностные УУД: - уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности. |
Домашнее задание. Цель: формировать умение применять новые полученные знания на практике. |
- Запишите домашнее задание: - Выучить правила. Стр. 84, 86, упр.156. По желанию составить предложения с одной парой слов Вот снова зазвенел звонок Пора закончить нам урок. | Инструктаж домашнего задания Записывают задание в дневниках. | Регулятивные УУД: - организовывать своё рабочее место под руководством учителя. |