Тема урока: Путешествие в космос
5 класс
Цель урока: Повторить, как выполняются действия сложения, умножения, вычитания отрицательных чисел и чисел с разными знаками. Обобщить значения и умения по изученной теме. Систематизировать основные понятия, которые имеют место в данной теме (определения, свойства, правила). Систематизировать свойства, как свойства, действия умножения и действия сложения.
Воспитательная цель: повысить интерес к математике, способствовать развитию трудолюбия, взаимопомощи и патриотизма.
Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска.
Перед проведением данного урока учащиеся делятся на команды: «Земляне», «Лунатики», «Пришельцы».
Не беда, что лететь далеко
Не боимся, что путь будет труден,
Никогда не давались легко
Достижения людям.
(Перефразированные строки из стихотворения С.Я. Маршака)
Орг. момент
- Все мы живем под одним небом. Люди давно мечтали узнать, что делается там, высоко над Землей. Находились смельчаки, которые пытались сделать себе крылья. Сделали даже большой воздушный шар с корзиной для пассажиров и наполнили его дымом. Потом догадались наполнять шар легким газом. Но движение шара зависело от ветра. Тайны жизни высоко над землей призывают человечество к размышлению, к исследованию. Сегодня мы с вами попробуем прикоснуться к некоторым тайнам. И поможет нам в этом наука - математика.
Постановка цели и задач урока
- А тема сегодняшнего урока «Действия сложения и вычитания в пределах 1000».
- На уроке мы с вами продолжим складывать и вычитать целые числа в пределах 1000, и каждый из вас сможет показать свой уровень знаний, а также повысить его. А поможет вам в этом – путешествие. Какое это путешествие, вы ответите сами, решив правильно следующие примеры.
Актуализация опорных знаний
7 + 5 | 39 - 35 | 1000 - 999 | 809 - 800 | 598 - 592 | 0 + 1 |
| | | | | |
- Устное сложение и вычитание целых чисел (презентация)
- решение и проверка правильности
12 | АПРЕЛЯ | 1 | 9 | 6 | 1 |
К | О | С | М | О | С |
- По результатам вычислений
- Ребята что означает слово КОСМОС?
- (Космос - бесконечное пространство, которое окружает Землю.)
- С какой крупной датой нашего государства связано слово КОСМОС?
– 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!» Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
- Сегодня мы тоже на один урок станем космонавтами и совершим воображаемое космическое путешествие. Путешествие будет увлекательным и познавательным. Вас ждут испытания. Чтобы их преодолеть, понадобятся знания и смекалка, находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий.
- Настоящие космонавты проходят большую предполетную подготовку: тренируются на специальных аппаратах, изучают множество наук, и, конечно, им очень необходима математика. Поэтому сейчас мы проверим ваши знания в математике.
- Как называются числа при сложении?
- Как найти неизвестное слагаемое?
- Как называются числа при вычитании?
- Как найти уменьшаемое?
- Как найти вычитаемое?
- Расскажите алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел.
- Открыли тетради, записали число и тему урока.
Обобщение и систематизация учебного материала
Чтобы изучить звезды и планеты, а также наблюдать за Землей из космоса, люди придумали космические корабли и отправляют их далеко от Земли с разными целями. О полете отважного космонавта узнал весь мир!
- Так, кто совершил первый полет в космос?
- Когда произошло это великое событие?
- Как назывался космический корабль, на котором Ю.А. Гагарин полетел в космос?
- А сколько же времени длилось космическое путешествие Ю.А. Гагарина?
-Вы узнаете, решив цепочку примеров (работа в группах):
+8 + 60 +20 - 12 +22
+10 + 20 +30 - 2
+20 + 6 +2
Итак, сколько же времени находился в космосе Ю. Гагарин?
- Выразите 108 мин в часах и минутах.
- Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым.
- А вот такой видят нашу Землю космонавты. Не даром ее называют «голубой планетой».
В космосе разное может случиться, возможно, придется быстро принимать решение и делать срочные вычисления.
- Итак, проверим, как будущие космонавты умеют быстро считать в уме.
87 – 75 (12) 16:4 (4) 24 + 84 (108)
- Как эти числа связаны между собой?
- Со времени первого полета люди постоянно летают в космос.
- Сколько же человек побывало с того памятного полета 1961 года вы узнаете сами. Но для этого вам нужно решить примеры на нахождение неизвестных компонентов и прокомментировать их.
- Найдите неизвестные компоненты действий
Учащиеся работают в группах на местах, после чего комментируют:
900- х= 464 х-127=309 х+21=457
х +321 =757 869 - х=433
- Учащиеся работают в группах на местах, после чего комментируют.
- Итак, сколько человек уже побывало в космосе? (436) В наше время в космос стали летать не только космонавты, но и туристы. В 2001 году в космосе побывал первый американский космический турист.
- Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления. А вот такой видят нашу Землю космонавты. Не даром ее называют «голубой планетой».
- Ребята, а знаете ли вы, что освоение космического пространства началось ранее 1961 года? Когда же был запущен первый искусственный спутник земли? Вы узнаете, выполнив следующее задание.
Игра «Кто быстрее»:Вычислите сумму цифр в числах на звездном небе.
- 4 октября 1957 года у нашей Земли появился искусственный спутник, который создали наши учёные.
"Космический привал"- динамическая пауза
Пришло время отдохнуть. Вы слушаете музыку и следите за движением объектов, при мигании моргаете глазками.
- Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт.
- Но первый спутник не мог ответить на вопрос: а можно ли жить в космосе? К.Э. Циалковский – отец космонавтики предполагал, что живые существа могут приспособиться к состоянию невесомости. Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы.
- Какое животное первое побывало в космосе?
- Составьте и решите примеры по таблице узнаете, какое животное первое побывало в космосе?
- Заполните таблицу
Слагаемое | 395 | | 128 | | 428 | |
Слагаемое | 165 | 496 | | 325 | | 528 |
Сумма | | 634 | 900 | 145 | 1000 | 789 |
Слагаемое | 395 | Ы | 128 | К | 528 |
Слагаемое | 165 | 496 | Ш | 428 | А |
Сумма | М | 634 | 900 | 1000 | 789 |
- Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.
- Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и отважная разведчица умчалась в космос. Когда же это произошло?
- Решите примеры в учебнике: с. 106 № 416 (1, 2ст)- с- но, проверка на слайде
3 ноября 1959 года первая собака полетела в космос.
- Если вечером вы посмотрите на небо, то увидите много светящихся точек - звезд. Звезды - это огромные раскаленные светящиеся шары. Они находятся очень далеко от земли и поэтому кажутся нам маленькими. А какая звезда ближек земли?
- Ближайшая к Земле звезда – это... Солнце. Солнце во много раз больше земли.
- (Полный оборот вокруг солнца наша планета совершает за один год (365 дней).
- Что дает солнце Земле?
- (Солнце дает Земле свет и тепло).
- От солнца зависит смена времен года, дня и ночи, погода на земном шаре.
- Кроме земли вокруг Солнца движутся и другие планеты.
Самостоятельная работа:
Перед вами карточки с тестовыми заданиями. Решая тест, вы узнаете, какие еще планеты движутся вокруг солнца.
| Задание | Ответы |
1. | 20+70 | 80 | 90 | 100 |
2. | 400+300 | 70 | 700 | 800 |
3. | 80-30 | 40 | 50 | 60 |
4. | 600-200 | 400 | 500 | 600 |
5. | 450-40 | 400 | 410 | 430 |
6. | 760-60 | 700 | 710 | 750 |
7. | 230+40 | 270 | 280 | 300 |
8. | 70+320 | 380 | 390 | 400 |
700- Венера 50- Юпитер 410- Сатурн 700 –Сатурн 270-Уран 500- Космос 390- Нептун 400-Марс 60- Большая медведица 90- Меркурий 100- Луна |
| Задание | Ответы |
1. | 60+20 | 80 | 90 | 100 |
2. | 600+100 | 70 | 700 | 800 |
3. | 60-10 | 40 | 50 | 60 |
4. | 300+100 | 400 | 200 | 600 |
5. | 400+10 | 400 | 410 | 390 |
6. | 800-100 | 700 | 710 | 790 |
7. | 260+10 | 270 | 280 | 360 |
8. | 330+50 | 380 | 830 | 400 |
700- Венера 50- Юпитер 410- Сатурн 700 –Сатурн 270-Уран 500- Космос 390- Нептун 400-Марс 60- Большая медведица 90- Меркурий 100- Луна |
- Прочитайте планеты, которые у вас получились.
- Сколько всего планет получилось?
Всего 8 планет, но до 2008 года их было - 9. Не стали считать планетой малое небесное тело – Плутон.
- Наш полет заканчивается.
- Сколько минут был в космосе Ю.А. Гагарин? А мы с вами побывали в космическом путешествии 45 минут. На сколько минут дольше в космосе был Ю.А. Гагарин? Как узнать?
V. Итог урока.
Вы сегодня прошли много трудных испытаний, но справились с ними достойно, потому что работали дружно.
-Что повторили на уроке?
- Кому понравился урок?
- Что запомнилось больше всего?
- А какой увидел нашу планету из космоса Ю.А. Гагарин ?
Послушайте слова, которые сказал первый космонавт, когда вернулся на Землю.
“Земля наша – голубая планета! И ее надо беречь!
- Так давайте и мы с вами будем беречь нашу планету...”
- Желаю вам, чтобы ваши знания никогда не подвели вас, а только помогали в жизни.