Р
оссийская Федерация
Республика Бурятия, г. Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 57 г.Улан-Удэ имени А. Цыденжапова»
IV Всероссийский (с международным участием) конкурс для работников образовательных учреждений «Педагогический поиск»
Направление: «Методическое сопровождение образовательного процесса»
Форма: «Разработки уроков, занятий, воспитательных мероприятий, праздников, конкурсов и т.д.»
Урок по предмету «Алгебра» в 7 классе
Тема «Уравнения с одной переменной»
Автор:
Балуева Елена Васильевна – учитель математики МАОУ «СОШ №57 г.Улан-Удэ имени А.Цыденжапова» высшей квалификационной категории.
г.Улан-Удэ
2024 год
Содержание Стр
Введение 3
Технологическая карта урока 7
Заключение 16
Список использованных источников…………………………………….. 18
Приложение 1
Введение
«Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...»
К. Д. Ушинский
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Воспитание гражданина-патриота сегодня – есть залог гарантированного будущего для всего российского общества.Президент Путин В. В. обращает внимание на воспитание патриотов нашей страны. «Мы должны строить своё будущее и будущее своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее».Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
В 2024 году в России состоятся мероприятия, приуроченные к празднованию 50-летия с начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Такой указ Президента России Владимира Путина опубликован на официальном портале правовой информации.Подробнее в ПГ: https://www.pnp.ru/politics/putin-podpisal-ukaz-o-prazdnovanii-50-letiya-nachala-stroitelstva-bam.html
Строительство Байкало-Амурской магистрали – это самое массовое молодежное движение нашей страны. Это то, что нельзя забывать, это наша история – со свершениями, ошибками, подвигами и верой в идеалы, которая может многому научить нынешнее и будущее поколения молодежи.
Математика – это абстрактный предмет, и поэтому может сложиться впечатление, что он очень неудобен для воспитания вообще, и тем более для патриотического воспитания. Однако, считаю, что математическое образование в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков. Перед учителем математики стоит и другая, не менее важная задача – реализация возможностей своего предмета в развитии личности учащихся.
На уроке математики воспитание осуществляется посредством четырех факторов:
1. через содержание образования;
2. через методы и формы обучения;
3. через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
4. через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).
При обучении математике основными направлениями, способствующими патриотическому воспитанию обучающихся являются:
использование историко-математического материала;
проведение нестандартных уроков;
решение математических задач: прикладного характера и идейной направленности;
внеклассная работа.
В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач с учётом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозораучащихся и познавательного интереса к предмету. Школьнтки испытывают удивление, когда на уроке узнают какие – то неизвестные им факты из жизни. В примере на вычисление можно подобрать так, что в ответе получится число, которое говорит о том или ином факте. Тогда урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков.
Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.
Тема: Уравнения с однлйпеременной..
Цель урока:
Образовательная: обобщить полученные знания прирешении уравнений с одной переменной и задач на составление уравнений.
Развивающая: развитие математического и общего кругозора, логического мышления, памяти.
Воспитательная: воспитание интереса к математике, расширение знаний учащихся, сохранение памяти о строительстве БАМа, воспитание любви к своей Родине.
Форма проведения: урок-путешествие.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Для достижения поставленной цели реализовались такие задачи как привитие интереса к предмету через привлечение различных источников информации; расширение кругозора обучающихся; формирование исследовательских и коммуникативных компетенций, навыков само- и взаимопроверки.
Планируемые результаты:
Личностные:
умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и чётко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию, приводить контрпримеры;
самооценка результатов деятельности, осознание границ применения нового знания;
умение работать в команде;
пробуждение интереса к истории строительства БАМа, расширение кругозора.
Метапредметные:
умение выделять главное, сравнивать, обобщать, проводить аналогию;
осознанное чтение текста;
способность к интерпретации;
представление о математике как средстве моделирования явлений окружающего мира.
Предметные:
знать понятие линейного уравнения с одной переменной, равносильности уравнений, корней уравнений, алгоритм решения уравнения;
умение применять полученные знания при решении уравнений;
составлять и решать уравнения по условиям, заданным словесно, рисунком или таблицей.
Используемые технологии: развивающее обучение, групповая технология, ИКТ, игровая технология.
Формы учебной деятельности обучающихся: индивидуально - групповая.
Формы работы обучающихся: групповая, самостоятельная.
Структура урока:
Организационный этап.
Этап определения темы урока, постановки целей, мотивации учебной деятельности.
Актуализация знаний.
Этап обобщения и систематизации ранее усвоенных знаний.
Физкультминутка.
Этап оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях
Контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Рефлексия (подведение итогов урока)
Информация о домашнем задании.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организационный этап (2 мин.) | Девиз урока: «Для того, чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать» Станислав Лем Звучат песня о БАМе. Музыка: Оскар Фельцман Слова: Роберт Рождественский Байкало-Амурская магистраль! Солнце в небе светит мудро, Молодеет древний край. От Байкала до Амура Мы проложим магистраль. Встретим зябкие рассветы, Встретим долгую пургу. В биографию планеты Впишем мы свою строку. Припев : Слышишь время гудит БАМ! На просторах крутых БАМ! И большая тайга покоряется нам. Слышишь время гудит БАМ! На просторах крутых БАМ! Этот колокол наших сердец молодых. | | Подготовка класса к уроку, настрой на учебную деятельность. Ученик читает: Все народы России соединяет дружба. Люди поразнь не сделают того, что можно сделать вместе. Один посадит дерево, а вместе – сад. Один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, уже дом готов! Все народы вместе, дружно построили великую дорогу БАМ. |
2. Этап определения темы урока, постановки целей, мотивации учебной деятельности. (3 мин.) | Учитель: Добрый день ребята! Как вы думаете, о чем пойдёт речь на нашем уроке? В 2024 году в России торжественно отметит 50 летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали.(БАМ) Узнать о Байкало – Амурской магистрали, построенной героическим трудом народа в прошлом столетии поможет вам наш урок. Давайте узнаем, что вам известно об истории БАМ | Ответы детей Выдвигают гипотезы Ученик (сообщение подготовил дома) 8 июля 1974 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР было принято решение о строительстве Байкало- Амурской железной дороги, а уже 23 июля на берегах Байкала высадились первые строители. БАМ был объявлен всесоюзной ударной стройкой. БАМ – самый короткий железнодорожный путь к портам Тихого океана, в Южную Якутию. Магистраль сокращает расстояние перевозки пассажиров и грузов до Приморья, Владивостока и Находки более чем на 200 км, до Ванино – почти на 500 км, Якутии – на 600 км, на Сахалин, Камчатку и в Магадан – на 1000 км. Сейчас БАМ - это железнодорожная магистраль протяженностью 4324 км, на которой построено более 200 станций и разъездов, более 2800 инженерных сооружений. Линия входит в состав Восточно-Сибирской и Дальневосточной железных дорог. Ежегодно Байкало-Амурская магистраль перевозит около 12 млн пассажиров и 10-12 млн тонн грузов. БАМ даже сегодня – это копилка железнодорожных рекордов: самые суровые климатические условия, самые длинные туннели, самые высокие мосты, самые оригинальные инженерные решения. Одним из последних нововведений на магистрали стало открытие туннеля протяженностью более 15 км – одного из самых протяженных на планете. |
3. Актуализация знаний (3 мин.) | Сегодня мы с Вами отправимся в увлекательное путешествие, а куда - вы узнаете в пути. Мы начинаем наше путешествие. Учитель: Но так как это урок математики то, что мы сделаем в ходе путешествия? Дать верный ответ на вопрос вам поможет ребус. В ходе путешествия мы должны с вами повторить и обобщить полученные знания при решении уравнений и познакомиться с БАМом. Давайте вспомним , что мы знаем об уравнениях. Проведем блиц-опрос: - Ребята, что называется уравнением? - Какие виды уравнений вам известны? - Что называют линейным уравнением с одной переменной? - Что называют корнем уравнения? - Алгоритм решения линейных уравнений? Решим устно уравнения. Как вы думаете, эти числа (корни уравнений) встретились случайно? О чем они нам могут рассказать? Трасса Байкало-Амурской магистралипересекает 11 рек, 7 горных участков. В разные годы на всем протяжении БАМа построено 8 тоннелей, 142 моста. | Ученик: В ходе путешествия мы должны повторить тему «Уравнения с одной перемннной» Ответы ребят: - Уравнение-равенство с одной переменной и более неизвестными переменными. - Линейные уравнения с одной переменной. - Уравнение вида: ах+в=0 называют уравнением с одной переменной, где х-переменная, а и в – некоторые числа. - Корень уравнения -это значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство. - Чтобы решить уравнение с одной переменной необходимо: 1. раскрыть скобки 2. собрать члены, содержащие неизвестные, в одной частиуравнения, а остальные члены в другой3. Привести подобные слагаемые в обеих частях уравнения 3. разделить обечастиуравненияна коэффициент при неизвестном. Обучающие решают уравнения: 1) 10 х = 110, ответ: х = 11 2) -5 + у = 2, ответ: у = 7 3) 2 к – 1 = 15, ответ: к = 8 4) а +1 = 285 – а, ответ: а = 142 |
4.Обобщение и систематизации ранее усвоенных знаний. (10 мин.) | Выявление уровня знаний при решении линейных уравнений с одной переменной. Создаёт проблемную ситуацию Ребята, посмотрите на слайд. О чем он вам говорит? 63 новых населенных пункта было основано при строительстве БАМа, из которых 2 новых города, а какие?Давайте узнаем решив уравнения. Задания выдаются каждой группе. Девиз работы: Собраться вместе – это начало, держаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех. Каждому ответу соответствует буква из которой составим названия городов.. Давайте проверим- правильно ли вы нашли ответы. Ответ: Северобайкальск, Тында Учитель добавляет: Северобайкальск - небольшой городреспублики Бурятия, расположенный на берегу озера Байкала, в 440 километрах от республиканского центра. Тынду называют столицей БАМа из-за ее расположения: она находится посередине дороги. 15 ноября 1975 года посёлок получился статус города и своё нынешнее название – Тында. | Ребята дают свои ответы 5 групп обучающихся решают уравнения по вариантам. Во время решения заданий, ребята помогают одноклассникам своей группы (у кого появляются затруднения). После решения ученики меняются тетрадями и проверяют решения друг друга. 1 группа: - 0,4х = 8 ответ: х= - 20 С 8х+40 = 100+2х ответ:х=10 Е (12-х) – (3х=4) = -х-1 ответ:х= 3В 2 группа: 0,7х = 70 ответ: х= 100Р 1,2х + 1 = 1 – х ответ: х= 0О 3х – (10 +5х) = 54 ответ: х=-32Б 3 группа: 0,5х = 1,3 ответ: х= 2,6А 0,8 – х = 3,2 +х ответ: х=- 1,2Й 3) (13х – 15) – (9 + 6х) = - 3хответ: х=2,4К 4 группа: 7 = 6 – 0,2х ответ: х= 12 Л 2) 0,15(х – 4) = 9,9 – 0,3(х – 1)ответ: х= 24Ь 3)|х| = 4 ответ: х=4 и х=-4Т 5группа: 2,6 – 0,2х = 4,1 – 0,5х ответ: х=5 Ы 8(2х-1) -5(3х+0,8) = х-4 ответ: нет корней Н |x - 6| = 0 ответ: х=6Д На доске табличка и буквы на магнитах, ребята помещают буквы в соответствующие клетки. |
5 Физкультминутка (гимнастика для глаз) (2 мин.) | Физкультминутка: Простейшие упражнения для глаз включаем в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении: | 1) вертикальные движения глаз вверх-вниз; 2) горизонтальное вправо-влево; 3) вращение глазами по часовой стрелке и против; 4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее. |
6. Этапоперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях (8мин.) | Чтобы продолжить наш путь необходимо дать ответ на вопрос: Какой памятник вы видите на слайде и где он расположен ? Растёт и радует жителей нашего поселка Энергетик аллея дружбы ветеранов БАМа и учащихся школы № 57. Здесь проходят праздничные мероприятия, посвященные величайшей комсомольской стройки – БАМ и встречи с членами общественной организации «Ветераны БАМ», которые расказывают о значимости бамовского периода в их жизни.Это достойная память о строителях Байкало-Амурской магистрали для новых поколений улан-удэнцев. А чтобы узнать в каком году появилась эта скульптура в городе Улан-Удэ нам поможет ответ на решение задачи: Протяжонность железнодорожной трассы составляет 10000 км..Большую часть трассы занимают два тоннеля, длина одного из которых в 2 раза больше длины другого. Найти длину меньшего тоннеля, если наземная часть трассы составляет 4063. | Ребята дают ответ. Это скульптурная композиция из бронзы «БАМ – Дорога дружбы», в знак того, что шагавшие по рельсам молодые люди были русской и бурятской национальности,расположена напротив нашей школы 57 имени Героя России АлдараЦыденжапова. Каждый год учащиеся нашей школы №57 садят здесь саженцы и цветы, убирают прилегающую территорию. Скульптурная композиция, посвященная строителям БАМа, была подарена Улан-Удэ московским народным художником, лауреатом Государственной премии РСФСР Олегом Сергеевичем Кирюхиным. Многие годы она украшала сквер у знаменитого на всю республику кинотеатра «Дружба». В связи с началом строительства Русского драматического театра скульптурная композиция была перенесена на новое место - в центр микрорайона Энергетик. Обучающиеся читают внимательно условие задачи. Обсуждают алгоритм решения задачи, отвечают по желанию. Обучающиеся составляют уравнение для решения задачи. х + 2х + 4063 = 10000 Первый ученикправильно составивший уравнение, записывает его на доске, поясняя, и решает его за закрытой доской. х + 2х = 10000 -4063 3х = 5937 х = 1979 |
7. Контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (7мин.) | После решения, открываем доску и сверяем работу ученика у доски и на местах. Ответ: 1979 В 1979 году, в Северобайкальске проводилась всероссийская художественная выставка «Мы строим БАМ». Художники, скульпторы крупных городов России подарили Северобайкальской картинной галерее свои работы, среди которых оказался памятник московского скульптора Олега Кирюхина «Бамовцы». Из-за больших размеров доставить композицию самолетом в Северобайкальск не смогли, железная дорога только строилась, и памятник решено было оставить в Улан-Удэ.По воспоминаниям бывшего первого секретаря Октябрьского райкома Инессы Антакшиновой, первоначально «Бамовцев» установили у входа в художественный музей им. Сампилова. Однако в связи с началом строительных работ на улице Куйбышева скульптуру предложили установить в Октябрьском районе, возле кинотеатра «Дружба» на «Саянах».В 2006 году памятнику вновь пришлось искать новое место. Там, где находился кинотеатр «Дружба», началось строительство здания Русского драматического театра имени Бестужева. Вновь собрали общественность, рассмотрели все варианты и решили перевезти композицию в микрорайон Энергетик как наиболее развивающуюся перспективную территорию Октябрьского района. Год спустя за счет средств городского бюджета в сумме около 6 млн. руб., а также привлеченные средства предприятий и организаций Октябрьского района состоялся торжественный переезд «Бамовцев». | Обучающиеся самостоятельно решают, далее анализируют свою работу, осуществляют самопроверку. Каждый ученик сам проверяет свою работу, и сам ее оценивает. |
8. Рефлексия (подведение итогов урока) (4 мин.) | Ребята, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие! Мы узнали с вами много интересного, еще раз вспомнили о том, что необходимо Ученикам предлагается оценить свое настроение от сегодняшнего путешествия, выбрать соответствующий смайлик Я надеюсь, что мы еще не раз посетим самые яркие и таинственные места нашей Родины. До скорых встреч! | Обучающиеся слушают учителя, делятся мнением, заполняют и сдают маршрутные листы. Обучающиеся выбирают соответствующий смайлик и хлопают в ладоши |
9. Информация о домашнем задании (1 мин.) | Придумать или найти необычную задачу, используя знания о стройке века - БАМ, которая решается с помощью уравнения с одной переменной, решить её и оформить все на альбомном листе. | Обучающиеся записывают Д/З.. |
Заключение
Данная методическая разработка урока обобщения и систематизации знаний по теме «Уравнения с одной переменной» с применением игровой и информационной технологий позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся.
На уроке созданы атмосферы взаимной заинтересованности в работе обучающихся и учителя:
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно- неправильно), но и по процессу его достижения;
поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
создание педагогических ситуаций, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Учебная деятельность на уроке спланирована, с учётом здоровье - сберегающей технологии обучения, способствует сохранению здоровья детей, а именно:
своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;
доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;
чёткая организация учебного труда;
смена видов деятельности обучающихся;
динамическая пауза.
Организация учебной деятельности с учётом ИКТ позволяет обучающимся с использованием презентации проверить групповую, парную работу. С другой стороны, надпредметным компонентом результата деятельности обучающихся на уроке является приобщение их к процессу творчества, открытия для себя нового, осознание чувства сопричастности к общему успеху.
Текстовые задачи выполняют важную функцию в курсе математики – они являются полезным средством, реализующим воспитательные цели обучения.
Таким образом, использование информации о заметных и ярких событияхнашей Родиныдолжно послужить как повышению качества усвоения, развитию познавательной активности так и большей степени формированию нравственных качеств, чувства патриотизма обучающихся на уроках математики.
Список использованных источников
https://yandex.ru/maps/-/CCQ~zZhNoD
https://citysee.ru/russia/sfo/respublika-buryatiya/ulan-ude-dostoprimechatelnosti-goroda.html
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Математика. Алгебра: 7 класс: базовый уровень : учебник; под ред. С.А. Теляковского. – 15-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023. – 255 с.
Приложение 1
Маршрутный лист для работы на уроке математики
по теме «Уравнения с одной переменной»
уч-ся 7 класса (Фамилия, имя) ______________________________
№ задания | Содержание задания | Отметка о выполнении: (да/нет) | Самооценка (от 1 до 3 баллов) | Внешняя оценка руководителя группы |
1 | Блиц опрос | | | |
2 | Решение уравнения (устно) | | | |
3 | Участие в выступлении своей группы | | | |
4 | Составление слов (решение уравнений) | | | |
5 | Участие в обсуждении задачи | | | |
6 | Решение задачи | | | |
Оценка работы на уроке: 8-12 баллов-«3» 13-15 баллов –«4» 16-18 баллов – «5» | Оценка за урок _____ |