Просмотр содержимого документа
«Урок математики и обществознания "Бабушкины блины"»
БАБУШКИНЫ БЛИНЫ
6 класс
МАТЕМАТИКА
На этих уроках учащиеся выступят в роли пекарей, попробуют рассчитать себестоимость блинов. Работа организуется в малых группах по 4—5 человек. Креативность проявляется при выборе рецепта, продуктов. Критическое мышление — при произведении расчетов, которые позволять уложиться в бюджет.
Предпочтительное время проведения активности 2 урока
Предметно-специфические навыки
- Решение проблем, работа с дополнительной информацией
Целевые установки
- Что учащиеся должны изучить и как это связано с учебной программой
Учебные цели
- Решение текстовых задач
- Работа с информацией, представленной в таблице, на рисунке
Критерии оценки
- Качество и количество поисковых вопросов и предложений в процессе обсуждения требований к сравниваемым товарам
- Логическое обоснование выбора способа подсчета
- Качество вопросов на этапе обсуждения и критического анализа полученных проектов
Связь с учебной программой
- Использование четырех арифметических действий с числами в пределах ста - Применение на практике рациональных приемов вычислений
- Работа с таблицей, диаграммой
-Применение арифметических действий для решения типовых арифметических задач
Связь с учебными предметами
- Математика
- Обществознание (раздел «Экономика)
Информационные ресурсы
- Оборудование и материалы, необходимые для работы на уроке Оборудование и материалы
- Лист с картинками товаров
- Лист с ценами товаров
- Лист с дополнительной информацией
- Лист групповой работы
- Проектор, доска, маркеры/карандаши, бумага
Примечания
1. Не готовьте учащихся к выполнению задания. Любая подготовительная работа будет препятствовать проявлению креативности и критичности в ходе выполнения задания, поскольку школьники будут воспроизводить отработанную и заученную информацию, а не «открывать» ее.
2. На данном уроке важен не результат работы, а ход ее выполнения. Ни на каком этапе работы не давайте указаний, как поступать. Предлагайте принять решение коллективно в группе.
3. Не помогайте учащимся и не давайте им советы по выполнению заданий. 4. В случае необходимости скажите, что в пустых клетках на раздаточном материале можно написать свои названия товаров и цены.
5. На первом уроке ученики выполняют первые два (или три) задания, оставшиеся задания и презентацию делают на втором.
План реализации
- Последовательность шагов, роли учителя и учеников, параметры оценивания.
Эта таблица показывает один из способов реализации деятельности и оценки. Она должна расцениваться как рекомендация, предлагаемый вариант. Учитель может менять форму проведения деятельности для адаптации к контексту школы, программы, уровню знаний учащихся.
Шаг | Продолжительность | Роли учителя и учащихся | Параметры оценивания |
1 | 5 минут | Учитель: «Началось масленничная неделя, которая необходится без блинов. Cегодня вы выступите в роли пекаря и рассчитаете себестоимость блинов на один день. У вас также будет ограничен бюджет - 500 рублей. Себестоимость — выраженные в деньгах затраты предприятия на производство и реализацию товаров и услуг. Бюджет – это доходы и расходы за определенный период. Как у любых новичков, у вас будут проблемы, которые придется решить. Посмотрим, кому удастся лучше с ними справиться и рассказать о своих достижениях. Возьмите лист групповой работы. На нем указан ход работы над проблемами. Проблема 1. Найти рецепт блинов и составить список продуктов Проблема 2. Выбрать продукты в магазине исходя из бюджета 500 рублей. Проблема 3. Рассчитать себестоимость блинов по выбранному вами рецепту. Двигайтесь от первой проблемы к четвертой, записывайте все на листе групповой работы. После каждого задания в «Строке жалоб и пожеланий» (учитель показывает «Строку…» в листе групповой работы) отметьте, что мешало вам быстро решить проблему, над чем пришлось задуматься. В конверте лежат товары, ценники, дополнительная информация. Изучите их и приступайте к работе. | |
| | Учащиеся сами делятся на команды по 4—5 человек, знакомятся с содержимым конвертов и решают первую проблему. Ищут рецепт блинов (на кефире, молоке, минеральной воде), составляют список необходимых продуктов. | Желание учащихся участвовать в активной деятельности, умение сотрудничать, принимать и оспаривать другие идеи. Качество идей, вопросов и теорий для решения проблемы |
| | Учащиеся обсуждают и решают вторую проблему. Они должны: - выбрать продукты согласно рецепту; - сравнить цены на продукты; - уложиться в бюджет; - если после покупки основных продуктов остаются деньги, они могут докупить что-то (например, сметану, сгущенное молоко и т.д.) | |
| | Учащиеся решают третью проблему. Они рассчитывают общую себестоимость блинов. Они могут получить разные ответы в зависимости от результатов решения первой проблемы. Учитель подходит к каждой группе и напоминает о важности участия всех учеников в нахождении результатов действий. Именно поэтому таблица с результатами работы представлена выше, чем в других заданиях (проблемах) | |
| | Учитель раздает таблицы заданий 2 и 3 для взаимоконтроля. Учащиеся решают четвертую проблему и готовят презентацию | |
| | Ученики готовятся представлять свою работу перед классом. Во время презентаций они часто делают акцент на рекламе. Чтобы привлечь их внимание к вычислительной стороне задания, учитель может спросить о том, как были сделаны подсчеты, например, цены и суммы в задании 4, или как они математически вычислили способ решения второй проблемы. Ученики могут предлагать в своей рекламе скидки, праздничное снижение цен. Если на уроке остается свободное время, учитель задает вопросы, которые покажут, понимают ли ученики, что значит: «скидка 50%», «вдвое дешевле», «два по цене одного» и пр. Если времени мало, то в презентации достаточно представить только вторую часть | Качество идей и решений в представленной рекламе. Степень участия всех членов команды в презентации |
| | | |