Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Анализ урока | Примечание |
Организационный этап | У вас у каждого в руках ниточки зеленого и красного цвета, которые обозначают ваше настроение: зеленая - уверенность, красная - сомнение. Дайте мне ту ниточку, которая передает ваше настроение сейчас. Ребята, я рада, что вы выбрали зеленые ниточки. Уверенность оставим на уроке, а сомнения отбросим прочь. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | Показывают свою готовность к уроку. | |
Проверка выполнения домашнего задания | Каким изученным правилом вы пользовались при выполнении первого задания? Вспомним правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. Какое значение выражения вы получили? (43080.) Сколько единиц 1 класса? 2 класса? Какие знания вы использовали при решении задачи? Какой ответ вы получили? (8 100 дм2 или 81м2.) У кого другой вариант ответа? | Порядок действий числовых выражений со скобками. Ответы учащихся. Правило нахождения площади, периметра, стороны квадрата. | Самооценка домашней работы. | |
Мотивация учения школьников и актуализация опорных знаний и способов действий | Решите примеры и запишите в таблицу соответствующую числу букву. Работа с карточками. Е 500 • 60 : 100 И 140 : 70 • 2 000 Н 4 000 • 3 : 100 Л 270 50 + 1 009 Д 953 – 720 + 42 Какое слово получили? После решения заданных примеров ученики прочитали слово деление. Как вы думаете, знания о каком арифметическом действии мы сегодня будем углублять? | Решают примеры, ответы заносят в таблицу. Ответы учащихся. | Работают в группах. | |
Сообщение цели и задач урока | Мы сегодня будем углублять знания о делении, познакомимся со способами деления. А вот с какими, вы догадайтесь сами. | Слушают учителя. | Выявляют место и причины затруднения, ставят цели и задачи урока. | |
Усвоения новых знаний и способов действий | На доске записан пример: 12 : (3 • 2) = Решите пример, пользуясь знаниями, полученными на предыдущем уроке. Как вы думаете, существуют ли еще способы деления числа на произведение? Сейчас мы о них узнаем в ходе практической деятельности. Перед вами лежат прямоугольники. На сколько маленьких прямоугольников они разделены? (На 12) Разделим прямоугольник на три равные части. Сколько прямоугольников получилось? (Четыре). А сейчас полученный прямоугольник разделим на две равные части. Из скольких частей состоит полученный прямоугольник? (Двух частей). Сделаем вывод: как можно разделить большой прямоугольник, состоящий из двенадцати маленьких? На доске дополняем запись: (12 : 3) : 2 = Возьмем следующий большой прямоугольник. Разделите его на два прямоугольника. Сколько маленьких прямоугольников получилось? (Шесть). А сейчас полученный прямоугольник разделите на три равные части. Сколько частей в полученном прямоугольнике? (Две). Сделаем вывод: как можно разделить большой прямоугольник, состоящий из 12 частей? На доске запись: (12 : 2) : 3 = Сколько способов деления числа на произведение вы увидели? Сверим наши выводы с информацией в учебнике. Прочитайте правило. Правы ли мы? Подтвердились ли наши предположения? Как вы считаете, для чего нам надо знать это правило? Чему мы будем учиться на уроке? Я предлагаю девизом нашего урока сделать пословицу. А какую, подумайте и расшифруйте. Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет. Как вы понимаете пословицу. В конце урока вы мне скажете, как придерживались этого девиза при выполнении заданий. Физминутка- разминка для рук, ног, корпуса тела. | Решают пример. Ответы учащихся. Читают правило в учебнике. | Построение учащимися нового способа действий и формирование способности к его выполнению. | Создание проблемной ситуации. |
Первичная проверка понимания изученного | Вычисли разными способами. 1-й ряд - 64 : (8 • 2). 2-й ряд - 48 : (4 • 2). 3-й ряд - 72 : (8 • 3). Все ли способы удобны при решении примеров? Так для чего нам знать это правило? | Решают примеры. Ответы учащихся. | Взаимопроверка в парах. | Первый пример фронтально (у доски с комментированием). |
Закрепление знаний и способов действий | Прочитайте задание с. 26, № 80, 1-й столбик - с комментированием у доски. 2-й, 3-й столбики - по вариантам. Физкультминутка "Кодирование действий предметами". Линейка - ноги вместе, руки вниз. Ручка - руки на пояс, ноги - на ширине плеч. Карандаш - встать на носочки, руки вверх. | Читают задания в учебнике, решают примеры. | Взаимопроверка в парах. | Работа у доски. |
Обобщение и систематизация знаний | Составьте и решите задачу по таблице. Внимательно рассмотрите таблицу и составьте задачу. О чем спрашивается в задаче? (Сколько всего травы съедает слон и бегемот вместе за 10 недель?). Можем ли мы ответить на него сразу? Можем ли узнать, сколько каждый съедает за десять недель? Кто знает другой способ решения задачи, решите задачу своим способом. Запись решения задачи на доске: 1) 600 • 10 = 6 000 (кг) 2) 200 • 10 = 2 000 (кг) 3) 6 000 + 2 000 = 8 000 (кг) Ответ: 8 000 кг травы бегемот и слон съедают всего. Кто решил задачу другим способом? Какой из способов рациональнее? Почему? Можно ли записать данный способ решения выражением? Записывает ученик на доске: (600 + 200) • 10 = 8 000 | Составляют и решают задачу. Отвечают на вопросы. | Один ученик решает задачу у доски, остальные записывают за ним. | Анализ задачи. |
Контроль, самоконтроль и коррекции знаний и способов действий | Перед вами лежит таблица к этой задаче. Вам необходимо дополнить таблицу и составить текстовую задачу по ней, информацию вы должны добыть сами в предложенных вам текстах. (Даются тексты с информацией о животных, где есть сведения о количестве потребляемой пищи за неделю). Какие текстовые задачи вы составили? Решите составленную вами текстовую задачу и на предложенных листах постройте к ней диаграмму (гистограмму, линейную, точечную) "Количество съеденной пищи каждым животным за 10 недель" Представители групп, озвучьте свое решение и представьте диаграмму (у доски представляют результаты своей работы). Ребята, для чего нам в математике нужны диаграммы? 1. Выбери и подчеркни верные равенства. 180 : (10 • 9) = (180 : 10) : 9 180 : (10 • 9) = 180 : 10 • 9 2. Реши удобным способом. 72 : (2 • 9) 3. Реши задачу, используя правило деления числа на произведение. К Василию на день рождения пришли три друга. Он для них приготовил 12 пирожных. Каждый друг привел с собой брата. Сколько пирожных досталось каждому мальчику? Запишите решение выражением. Проверим по ключу. 1) 180 : (10 • 9) = (180 : 10) : 9 2) 72 : (2 • 9) = (72 : 9) : 2 3) 12 : (3 • 2) = 2 (п.) | Отвечают на вопросы, составляют и решают задачу. | Учащиеся подходят к первой парте каждого ряда. | Работа в группах. Для каждой группы подготовлен лист формата А3, где показаны оси, 3 разноцветные полоски, маркер, картинки с животными). Самостоятельная работа (карточки). Разноуровневые задания. Самооценка самостоятельной работы. |
Домашнее задание | С. 26 № 81, 86. | Слушают учителя. Записывают в дневник д/з. | | Информирование домашнего задания. |
Подведение итогов | Как разделить число на произведение разными способами? Какое задание на уроке сегодня было самым интересным? | Отвечают на вопросы учителя. | Повторяют и закрепляют ранее изученный материал, а также включение нового материала в систему знаний. | Выставление отметок. |
Рефлексия | Чему мы научились на уроке? Сейчас вернемся к нашему девизу. Следовали ли мы ему? При выполнений каких заданий? Сейчас посмотрим на листок самооценки, как вы оценивали выполненные задания. У кого стоят все +, встаньте. У кого одна ошибка, поднимите руку. У кого две ошибки и более положите руки на парту. Выставление отметок. Ребята, я рада результатам вашей работы, надеюсь, с каждым уроком плюсов у нас будет все больше. | Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги своей деятельности на уроке. | Выполняют самооценку своей деятельности на уроке. | |