Учитель: Дудченко Светлана Владимировна
Место работы: ГБОУ СОШ №2 города Кировска
Предмет. Математика
Класс 6
Урок №
Дата.
Тема. Вычитание десятичных дробей.
Цель: учить учащихся вычитать десятичные дроби
Задачи:
Образовательные задачи (формирование познавательных УУД): учить учащихся вычитать десятичные дроби. Совершенствовать чтение, запись, сравнение и сложение десятичных дробей.
Воспитательные задачи (формирование коммуникативных и личностных УУД): учиться слушать и вступать в диалог. Воспитывать у учащихся интерес к математике, формировать положительный мотив учения. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Развивающие задачи (формирование регулятивных УУД): развивать мыслительную деятельность, внимательность, математическую речь, интуицию. Содействовать формированию и развитию у учащихся интеллектуальных и творческих способностей в ходе изучения нового материала.
Планируемые результаты.
Предметные: уметь применять знания и умения при решении упражнений, учиться делать предположения и выводы.
Личностные: сформированная мотивация к обучению, формировать познавательную, логическую, информационную, речевую, общекультурную компетентности.
Метапредметные. Коммуникативные: сформировать коммуникативную компетенцию учащихся, слушать собеседника и вести диалог, высказывать предположения, делать выводы, аргументировать свою точку зрения.
Познавательные: умение работать с учебником, видеть разницу, сравнивать, устанавливать связь вновь изученного материала с ранее пройденным.
Регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности; контролировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, беспроводная мышь, карточки с заданиями, поле «Китайского бильярда» с десятичными дробями.
Ход урока
Организационный момент. Проверка домашнего задания
Приветствие учащихся
Проверка посещаемости
Проверка домашнего задания
Ребята, есть вопросы по домашнему заданию? Проверьте!
№768
а) 490 мм + 48 см + 4,9 дм = 4,9 дм + 4,8 дм + 4,9 дм = 14,6 дм
б) 23 мм + 3,4 см + 0,48 дм = 0,23 дм + 0,34 дм + 0,48 дм = 1,05 дм
в) 3,5 см + 0,38 дм + 0,041 м = 0,35 дм + 0,48 дм + 0,41 дм = 1.24 дм
г) 0,125 м + 1,3 дм + 14,5 см = 1,25 дм + 1,30 дм + 1,45 дм = 4 дм
4,9 | | 0,23 | | 0,35 | | 1,25 |
+4,8 | | +0,34 | | +0,48 | | +1,30 |
4,9 | | 0,48 | | 0,41 | | 1,45 |
14,6 | | 1,05 | | 1,24 | | 4,00 |
Целеполагание, постановка проблемы.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель | Обучающиеся |
Ребята, внимание, сели ровно, смотрим на меня. | |
У Маши 15 тетрадей, а у Саши 25 тетрадей. На сколько тетрадей у Саши больше чем у Маши? | На 10 |
Как вычислить? | 25 - 15 |
На сколько тетрадей у Маши меньше чем у Саши? | На 10 |
Как вычислить? | 25 - 15 |
Ребята, заметили что-нибудь? | Одинаковое решение |
Верно, вопросы разные, а решение одинаковое. | |
Решите задачу. Расстояние от Кировска до Стаханова 10,82 км, а до Луганска – 74,5 км. На сколько километров расстояние до Луганска больше, чем до Стаханова? | |
Как вычислить? | 10, 82 – 74, 5 |
А мы учили вычитание десятичных дробей? | нет |
Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока? | Вычитание десятичных дробей |
Верно, тема нашего урока «Вычитание десятичных дробей» Сегодня, мы будем учиться вычитать десятичные дроби, повторим чтение, запись, сравнение и сложение десятичных дробей, а также будем решать задачи. | |
Запишите: Двадцать седьмое февраля Классная работа Вычитание десятичных дробей | |
Актуализация опорных знаний
1. Игра «Продолжи!»
№ | Учитель | Обучающийся |
1 | У каждой десятичной дроби можно выделить… | целую и дробную части |
2 | Целую часть от дробной части в десятичной записи числа отделяют… | запятой |
3 | В записи десятичной дроби, после запятой, должно быть столько знаков… | сколько нулей в знаменателе, соответствующей обыкновенной дроби |
4 | Если в конце десятичной дроби приписать несколько нулей, то получим … | равную дробь |
5 | Если в конце десятичной дроби отбросить имеющиеся нули, то получим … | равную дробь |
6 | Большая дробь на координатном луче расположена… | правее |
7 | Меньшая дробь на координатном луче расположена… | левее |
8 | Из обыкновенной дроби в десятичную легко перевести ту дробь, у которой… | знаменатель единица с нулями |
9 | Чтобы сложить десятичные дроби, нужно… | 1) сравнять количество знаков после запятой; 2) записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой; 3) выполнить сложение не обращая внимания на запятую; 4) поставить в ответе запятую. |
10 | Из двух десятичных дробей больше та, у которой… | целая часть больше |
11 | Из двух десятичных дробей с равными целыми частями больше та, у которой… | цифра разряда десятых больше |
12 | Из двух десятичных дробей с равными целыми частями и равными цифрами в разряде десятых больше та, у которой… | цифра разряда сотых больше |
13 | Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше, чем другое нужно… | из большего числа вычесть меньшее |
2. Игра «Китайский бильярд»
1) прочтите дроби:
3,3; 3,02; 3,002; 0,375; 9,7; 9,07; 9,007; 6,98; 0,41.
2) назовите: целую и дробную части;
3) назовите наименьшую десятичную дробь;
4) назовите наибольшую десятичную дробь;
5) сравните: 6,98 и 0,375; 3,002 и 9,7; 3,2 и 3, 02; 9,07 и 9,007;
6) найдите сумму и разность: 9,07 и 0,41; 9,07 и 3,02; 3,02 и 3,002; 6,98 и 3,02.
3. Самостоятельная работа
№1 Восстановите запись:
а) 25,*1
( а) 1,892 6,4*8 )
№2 Сравните числа:
а) 4,3** и 4,788 б) **,512 и *,9*
( а) 0,342 и 0,341** б) *,*** и **,* )
№3 Выполните сложение:
а) 0,342 + 0,34 б) 17 + 0,5
( а) 43,68 + 43,6 б) 32 + 0,7 )
4.Коррекция – самопроверка.
№1
а) 25,*1
а) 1,892 6,4*8 *= 0
№2
а) 4,3** *,9*
а) 0,342 0,341** б) *,***
№3
а) 0,342 б) 17,0 а) 43,68 б) 32,0
+0,340 +0,5 +43,60 +0,7
0,682 17,5 87,28 32,7
Поиск путей решения проблемы.
Работа с учебником.
Ребята, откройте учебник с 147, пример 2. Прочтём задание.
Пример. Вычисли разность 3,51 – 2,387.
3,51 – 2,387 =3, 510 – 2,387 = 3
- 2
= 1
= 1
=1,123
выполним вычитание, для этого сначала уровняем знаки после запятой,
а теперь представим десятичные дроби в виде смешанных чисел,
вычтем смешанные числа
запишем ответ в виде десятичной дроби.
в учебнике посмотрим, как как выполнено вычитание в столбик: (уровняли цифры, подписали запятую под запятой, выполнили действие, в результате поставили запятую под запятой)
что вам напоминает эти действия?
верно, правила те же, что и при сложении, откройте блокноты и на пропущенном месте вставьте нужное слово.
решим этот пример в столбик.
Физкультминутка
Нарисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты – молодец!
Решение проблемы
Решение задачи, которая казалась непосильной.
Ребята теперь вернёмся к задаче о городах и решим её.
№1
До Стаханова – 10,82 км
До Луганска – 74,5 км
74,5 – 10,82 = 74,50 – 10,82 = 63,68 (км)
… | 7 | 4 | , | 5 | 0 |
| 1 | 0 | , | 8 | 2 |
| 6 | 3 | , | 6 | 8 |
Ответ: расстояние до Луганска на 63,68 км больше, чем до Стаханова.
Первичное закрепление
Решение упражнений
№ 760 (2стр), 761 (2стр) – трое у доски решают по два примера.
г) 7,2 – 3,148 = 7,200 – 3,148 = 3,852
г) 8,248 – 6 = 2,248
д) 6,98 – 3,99 = 2,99
д) 7,2 – 1,899 = 7,200 – 1,899 = 5,301
е) 7,25 – 3,261 = 7,250 – 3,261 = 3,989
е) 5 – 3,78 = 5,00 – 3,75 = 1,25
Контроль товарищами:
Решённые примеры проверяют трое других детей.
VIII. Систематизация знаний
Применение знаний к решению задач и связи с жизнью.
№ 769, 771, 772 – одновременно три задачи, после разбора условия
№ 769
16,3 – 1,9 = 14,4 (м кв) площадь другой комнаты
16,3 + 14,4 = 30,7 (м кв) площадь двух комнат
№ 771
2,5 – 2,1 = 0,4 (кг) весит котёнок
2,5 + 0,4 = 2,9 (кг) весят котёнок и щенок вместе
№ 772
48,4 – 25,8 = 22,6 (км) прошёл пешком
48,4 + 22,6 = 71 (км) преодолел на автобусе и пешком
Резерв:
№ 775, 776 – на движение по течению и против течения
7,5 + 4,2 = 11,7 (км/ч) скорость по течению
7,5 – 4,2 = 3,3 (км/ч) скорость против течения
22,5 – 18,5 = 4 (км/ч) две скорости течения
4 : 2 = 2 (км/ч) скорость течения
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Стр 150 № 760 (1стр), 773.
Оценивание обучающихся.
Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов урока)
Учитель | Обучающиеся |
Ребята, вы все молодцы. Сегодня мы научились вычитать десятичные дроби, повторили чтение, запись, сравнение и сложение десятичных дробей, а также решали текстовые задачи. А сейчас закончите одно из предложений. | Сегодня я узнал… На уроке я работал… У меня вызвало затруднение… Было интересно узнать… Я смог… Своей работой на уроке я… |
Заключительное слово учителя.
Вот и подошел к концу наш урок. Интересное и меткое сравнение принадлежит Льву Толстому. Он говорил, что: «Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь» Подумайте об этом дома. Спасибо за урок, дети.