СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики "Мой город Улан-Удэ"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок математики "Мой город Улан-Удэ"»

А дминистрация г. Улан-Удэ

Комитет по образованию

МАОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 57 г.Улан-Удэ имени А. Цыденжапова»




Межрегиональный гражданско-патриотический форум «КЛУБ-57»



Номинация: Мастер-класс «Инновационные методы и формы работы гражданско-патриотического воспитания обучающихся»



Урок по предмету «Математика» в 6 классе

Тема «Упрощение выражений. Решение уравнений»



Автор:

Балуева Елена Васильевна – учитель математики МАОУ «СОШ №57 г.Улан-Удэ имени А.Цыденжапова» высшей квалификационной категории.




















Улан-Удэ

2022 г.





Содержание Стр

Введение 3

Технологическая карта урока 7

Заключение 16

Список использованных источников…………………………………………. 18

Приложение 1









Введение


«Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...»

К. Д. Ушинский


Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Воспитание гражданина-патриота сегодня – есть залог гарантированного будущего для всего российского общества.Президент Путин В. В. обращает внимание на воспитание патриотов нашей страны. «Мы должны строить своё будущее и будущее своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее».Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.

Математика – это абстрактный предмет, и поэтому может сложиться впечатление, что он очень неудобен для воспитания вообще, и тем более для патриотического воспитания. Однако, считаю, что математическое образование в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков. Перед учителем математики стоит и другая, не менее важная задача – реализация возможностей своего предмета в развитии личности учащихся.

На уроке математики воспитание осуществляется посредством четырех факторов:

1. через содержание образования;

2. через методы и формы обучения;

3. через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;

4. через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).

При обучении математике основными направлениями, способствующими патриотическому воспитанию обучающихся являются:

  • использование историко-математического материала;

  • проведение нестандартных уроков;

  • решение математических задач: прикладного характера и идейной направленности;

  • внеклассная работа.

В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач с учётом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозораучащихся и познавательного интереса к предмету. Тогда урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков.

Одним из ведущих направлений формирования патриотического сознания детей является краеведение. На первый взгляд, у математики и краеведения нет ничего общего. Но в краеведении очень много чисел: даты, единицы измерения длины, массы, площади и т.д., а числа – это уже прерогатива математики.

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.







Тема: Упрощение выражений. Решение уравнений.

Цель урока:

Образовательная: обобщить полученные знания при изучении числовых и буквенных выражений, применение свойств сложения и вычитания при упрощении выражений, решении уравнений и задач на составление уравнений.

Развивающая: развитие математического и общего кругозора, логического мышления, памяти.

Воспитательная: воспитание интереса к математике, расширение знаний учащихся о родном крае, воспитание любви к своей малой Родине, бережного отношения к природе.

Форма проведения: урок-путешествие.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.


Для достижения поставленной цели реализовались такие задачи как привитие интереса к предмету через привлечение различных источников информации; расширение кругозора обучающихся; формирование исследовательских и коммуникативных компетенций, навыков само- и взаимопроверки.


Планируемые результаты:

Личностные:

  • умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и чётко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию, приводить контрпримеры;

  • самооценка результатов деятельности, осознание границ применения нового знания;

  • умение работать в команде;

  • ценностно-эмоциональное отношение к изучаемому с общекультурных позиций.

Метапредметные:

  • умение выделять главное, сравнивать, обобщать, проводить аналогию;

  • осознанное чтение текста;

  • способность к интерпретации;

  • представление о математике как средстве моделирования явлений окружающего мира.

Предметные:

  • умение применять буквы для записи утверждений;

  • умение находить и выбирать удобный способ решения заданий;

  • составлять и решать уравнения по условиям, заданным словесно, рисунком или таблицей.

Используемые технологии: развивающее обучение, групповая технология, ИКТ, игровая технология.

Формы учебной деятельности обучающихся: индивидуально - групповая.

Формы работы обучающихся: групповая, самостоятельная.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Этап определения темы урока, постановки целей, мотивации учебной деятельности.

  3. Актуализация знаний.

  4. Этап обобщения и систематизации ранее усвоенных знаний.

  5. Физкультминутка.

  6. Этап оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях

  7. Контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

  8. Рефлексия (подведение итогов урока)

  9. Информация о домашнем задании.



Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный этап

(2 мин.)

Эпиграф:

«Улан-Удэ – город мой,

Горжусь тобой, как судьбой.

Ты как улыбка любви

И свет родимой Земли».


Звучат гимн Улан-Удэ.














Подготовка класса к уроку, настрой на учебную деятельность.



Ученик читает стих:

Улан-Удэ, Бурятии моей столица!
Мне б воздухом твоим напиться!
Мне б в небе воспарить, как птица,
Любуясь красотой твоей.
Улан-Удэ! Ты бережно хранишь заветы,
Лучами солнышка согреты,
В сплетения дорог продеты
Родные улицы твои.




2. Этап определения темы урока, постановки целей, мотивации учебной деятельности.

(3 мин.)

Учитель: Добрый день ребята! Как вы думаете, о чем пойдёт речь на нашем уроке?

Мы с вами живём в городе Улан-Удэ – столице Республики Бурятия.

Трудно представить себе человека, который не знал бы или не хотел бы знать хотя бы малую толику судьбы своего города. Так лучше узнать свой город, открыть что-то новое в ее биографии поможет вам наш урок.


Давайте узнаем, что вам известно об истории г. Улан-Удэ


















Улан-Удэ 19 век




Верхнеудинский острог

Основал в короткий срок

Алексей Михалыч, царь

Славный русский государь!

Царь сказал казакам так:

«Чтоб пышнее был ясак,

Чтоб жирнее был оброк,

Чтоб крупнее был налог,

За Байкалом меж берлог

Нужен мне Большой острог.

Л.Ламажапов



Улан-Удэ 21 век



Улан-Удэ, Бурятии моей столица!

Мне б воздухом твоим напиться

Мне б в небе воспарить как птица,

Любуясь красотой твоей.

Улан-Удэ! Ты бережно хранишь заветы,

Лучами солнышка согреты,

В сплетении дорог продеты

Родные улицы твои.




Ответы детей

Выдвигают гипотезы













Ученик (сообщение подготовил дома)

Города, как и люди, имеют свое неповторимое лицо и свою биографию. Три столетия назад, летом 1666 года на возвышенности у слияния рек Селенга и Удэ русские казаки основали зимовье для сбора ясака. С юга и запада зимовье защищали реки, с севера и востока – горы. Такое выгодное положение способствовало дальнейшему укреплениюУдинского зимовья.

Так зимовье превратилось в острог. Теперь на месте острога возвышаются здания кооперативного и лесотехнического техникумов, муз.училища и средней школы №9.

Постепенно Удинский острог присоединил к своим владениям земли ближайших бурятских и русских поселений и стал военно-административным центром Забайкалья, получив название – Верхнеудинск. Название свое получил от р.Уды, поскольку основан был и строился преимущественно на берегу р.Уды. А так как на Иркутской земле тоже есть р.Уда, и город на ней был назван Нижнеудинском, то город, возникший в Забайкалье, окрестили Верхнеудинском.

К началу 20 века значение Верхнеудинска, как торгового центра, возросло еще больше, благодаря окончанию строительства Транссибирской магистрали.

Город быстро рос.

В 1923 году постановлением ВЦИК СССР была образована Бурят-Монгольская АССР, столицей которой стал Верхнеудинск, в 1934 году переименованный в г.Улан-Удэ, т.е. Красная Уда – красный советский город, находящийся на берегу реки Удэ.














3. Актуализация знаний

(3 мин.)

Сегодня мы с Вами отправимся в увлекательное путешествие, а куда - вы узнаете в пути. Мы начинаем наше путешествие.

Учитель: Но так как это урок математики то, что мы сделаем в ходе путешествия?

В ходе путешествия мы должны с вами повторить и обобщить полученные знания при изучении свойств сложения, вычитания и умножения натуральных чисел, упрощении буквенных выражений, а так же при решении уравнений и познакомиться с достопримечательностями нашего города.


Давайте повторим выученные ранее свойства сложения, вычитания и умножения.


Посчитаем устно.


Какие законы при этом используем?

Как вы думаете, эти числа встретились случайно? О чем они нам могут рассказать?




Скульптурная композиция «Мать Бурятия»


Бронзовый монумент возвышается над землей на целых 16 метров, 8 из которых занимает постамент, а другие 8 приходятся на саму скульптуру. Эти параметры делают статую одной из самых высоких в Бурятии.



Ребята, вы знаете, что только в нашем городе есть самая большая скульптура в мире? Какая композиция самая знаковая достопримечательность столицы РБ и даже всей Бурятии?




Монумент, посвященный вождю мирового пролетариата, весьма нестандартен: вместо обычной фигуры Ильича в полный рост перед нами предстает лишь голова Ленина, но зато каких размеров!

Ребята, а как вы думаете каков её вес ?


Проверим, верны ли ваши ответы, решив уравнение:


3х + 74 =200







В ходе путешествия мы должны повторить выученный материал











1. 527 + (473 + 666)

2. 2131 – (131 + 66)

3. 2 ∙ 21 ∙ 9 ∙ 5

4. (195 + 6) - 185


Ответы: 1666; 1934; 1890; 16.



В 1890 году через Верхнеудинск проезжал на Сахалин великий русский писатель А.П.Чехов. В одном из писем к сестре он писал: «О том, как я ехал по берегу Селенги и потом через Забайкалье, расскажу при встрече, а теперь скажу только, что Селенга – сплошная красота, а в Забайкалье я находил все, что хотел: и Кавказ, и Дон… Верхнеудинск – миленький городок…»







Ученик:

Мать Бурятия – это монумент, установленный рядом с Селенгинским мостом на въезде в Улан-Удэ из аэропорта. В скульптуре представлен образ женщины в народном бурятском одеянии. В распростёртых руках она держит хадак – ритуальный шарф, символизирующий

гостеприимство. Отсюда пошло второе название композиции – «Гостеприимная Бурятия»












Ученик:

Памятник В.И.Ленину

Улан-Удэ - Бурятии столица!

Николай Крымский

Улан-Удэ- Бурятии столица

Становится моложе сквозь года

Как крылья расправляет птица

Стремится в высь Бурятии звезда.

Мы здесь живем, мы любим этот город

Как птицы поднимаемся над ним

И прошлым бедам каменным укором

Тут Ленин остается молодым.







Ученики высказывают свои предположения



3х + 74 =200

3х – 200 – 74

3х = 126

х = 126 : 3

х = 42

Ответ: 42 тонны

4.Обобщение и систематизации ранее усвоенных знаний.

(10 мин.)

Выявление уровня знаний при вычислениях рациональным способом, при упрощении выражений.

Создаёт проблемную ситуацию

Ребята, посмотрите на слайд. О чем он вам говорит?







Учитель добавляет:

 Легендарный Т-34. Прославленная "тридцатьчетверка". Символ нашей Победы. Сотни этих танков, вознесенных на пьедестал, стоят по всей стране и в половине Европы в качестве памятника освобождению. Памятник истории - танк Т-34, переданный командованием Улан-Удэнского гарнизона, установлен 5 ноября 1967 г., в ознаменование большого вклада трудящихся Советской Бурятии в дело победы над немецко-фашистскими захватчиками и японскими империалистами в Великой Отечественной войне.

    На бетонном постаменте (высота 430 см, ширина 396 см, длина 707 см) установлена боевая машина. На мемориальной доске надпись: "В память о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. трудящиеся Бурятии воинам-фронтовикам". 

Портреты каких героев изобразил скульптор А.М. Миронов на барельефе?

Давайте узнаем упростив выражения и решив уравнения. Задания выдаются каждой группе.



Девиз работы:

Собраться вместе – это начало, держаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех.



Каждому ответу соответствует буква из которой составим фамилии Героев.



Давайте проверим- правильно ли вы нашли ответы.



Ответ:

Б

О

Р

С

О

Е

В

Х

А

Р

И

Т

О

Н

О

В

Х

А

Н

Т

А

Е

В

Ж

А

Н

А

Е

В



4 группы обучающихся решают одну систему различными способами по вариантам.



В центре города на проспекте Победы располагается мемориал, посвященный погибшим на фронтах Великой Отечественной войны жителям Бурятии.

В центре композиции танк Т-34, располагающийся на высоком постаменте. От него по обеим сторонам вдоль стены, облицованной мраморной плиткой, расходятся барельефы, изображающие солдат Красной Армии и тружеников тыла, а также бронзовые портреты Героев Советского Союза и России. Перед мемориалом пылает Вечный огонь.




























Во время решения заданий, ребята помогаю одноклассникам своей группы (у кого появляются затруднения). После решения ученики меняются тетрадями и проверяют решения друг друга.

1. 3х + 2х 5х – Б

4х – х + 5, при х=5 20 - А

3х + 7х + 18 = 178 16 – Т


2. х + 3х 4х – О

5х – 2х + 1, при х=3 10 – Е

7х – 3х – 7 = 161 42 – В


3. 8х – 5х 3х – Р

6х + х - 10, при х=2 4 – С

10х + 2х = 24 2 – Х


4. 3х – х 2х – И

7х + 2х + 5, при х=4 41 - Н

2х + 4х = 30 5 – Ж


На доске табличка и буквы на магнитах, ребята помещают буквы в соответствующие клетки.



5 Физкультминутка

(гимнастика для глаз)

(2 мин.)

Физкультминутка: Простейшие упражнения для глаз включаем в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении:











1) вертикальные движения глаз вверх-вниз;

2) горизонтальное вправо-влево;

3) вращение глазами по часовой стрелке и против;

4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.













6.. Этапоперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях

(8мин.)

Чтобы продолжить наш путь необходимо дать ответ на вопрос:

Какие памятники расположены на развилке улиц Бабушкина и Терешковой?



Памятник «Ровесникам, ушедшим в бой» («Черный тюльпан»)сооружен в 1998 годупо инициативе Совета ветеранов Афганистана. Посвящен воинам Бурятии, погибшим при исполнении интернационального долга в Республике Афганистан и во время боевых действий в Чечне.

Открыт в 1998 году.


Н














Чтобы узнать в каком году состоялась трогательная церемония открытия памятника Герою России Алдару Цыленжапову вам, ребята, нужно решить задачу:

Арюна задумала число, к нему прибавила число, большее задуманного в 9 раз, затем она уменьшила сумму на 160 и получила 20000. Какое число задумала Арюна?

Ребята дают ответ.

На развилке улиц Бабушкина и Терешковой расположен манументальный памятник, перед которым на постаменте установлен БМП (боевая машина пехоты) сослужившая добрую службу нашим воинам в различных горячих точках.


















Рядом с военным памятником «Черный тюльпан» на улице Бабушкина выбрали место и для памятника Алдару. 

24 сентября 2010 года весь экипаж российского ракетного эсминца "Быстрый", в том числе Алдар Цыденжапов, который заступил на дежурство машинистом котельной команды, готовился к походу на Камчатку. Внезапно в машинном отделении вспыхнул пожар, юноша, не раздумывая, бросился перекрывать утечку топлива. 10 секунд в пылающей одежде молодой матрос находился в самом эпицентре пожара, в отсеке, охваченном пламенем. Ему удалось потушить возгорание. После пожара Алдар в тяжелейшем состоянии был доставлен в госпиталь Тихоокеанского флота во Владивостоке. Врачи четыре дня боролись за его жизнь. Специалисты морского военного дела говорят: "Если бы Алдар замешкался хоть на минуту, то на эсминце мог бы взорваться котел, и тогда бы погиб весь экипаж". 28 сентября 2010 года в возрасте 19 лет Алдара не стало. Ему оставалось служить меньше месяца. Указом президента РФ №431 от 16 ноября 2010 года Алдару Цыденжапову присвоено звание "Герой России" посмертно.



Обучающиеся читают внимательно условие задачи.

Обсуждают алгоритм решения задачи, отвечают по желанию.

Обучающиеся составляют уравнение для решения задачи.

х + 9х – 160 = 20000

Первый ученик правильно составивший уравнение, записывает его на доске, поясняя, и решает его за закрытой доской.

10х – 160 = 20000

10х = 20000 + 160

10х = 20160

х = 2016



7. Контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

(7мин.)



После решения, открываем доску и сверяем работу ученика у доски и на местах.


Ответ: 30 июня 2016 года был открыт памятник Герою России Алдару Цыденжапову.



Обучающиеся самостоятельно решают, далее анализируют свою работу, осуществляют самопроверку. Каждый ученик сам проверяет свою работу, и сам ее оценивает.

8. Рефлексия (подведение итогов урока)

(4 мин.)


Ребята, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие! Мы узнали с вами много интересного, еще раз вспомнили о том, что необходимо

Ученикам предлагается оценить свое настроение от сегодняшнего путешествия, выбрать соответствующий смайлик





Я надеюсь, что мы еще не раз посетим самые яркие и таинственные места нашей Республики. До скорых встреч!

Обучающиеся слушают учителя, делятся мнением, заполняют и сдают маршрутные листы.

















Обучающиеся выбирают соответствующий смайлик и хлопают в ладоши























9. Информация о домашнем задании

(1 мин.)

Придумать или найти необычную задачу, используя знания о достопримечательностях города Улан-Удэ, которая решается с помощью уравнений, решить её и оформить все на альбомном листе.





Обучающиеся записывают Д/З..




Заключение

Данная методическая разработка урока обобщения и систематизации знаний по теме «Упрощение выражений. Решение уравнений» с применением игровой и информационной технологий позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся.

На уроке созданы атмосферы взаимной заинтересованности в работе обучающихся и учителя:

  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно- неправильно), но и по процессу его достижения;

  • поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

  • создание педагогических ситуаций, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Учебная деятельность на уроке спланирована, с учётом здоровье - сберегающей технологии обучения, способствует сохранению здоровья детей, а именно:

  • своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;

  • доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;

  • чёткая организация учебного труда;

  • смена видов деятельности обучающихся;

  • динамическая пауза.

Организация учебной деятельности с учётом ИКТ позволяет обучающимся с использованием презентации проверить групповую, парную работу. С другой стороны, надпредметным компонентом результата деятельности обучающихся на уроке является приобщение их к процессу творчества, открытия для себя нового, осознание чувства сопричастности к общему успеху.

Текстовые задачи выполняют важную функцию в курсе математики – они являются полезным средством, реализующим воспитательные цели обучения.

Таким образом, использование информации о заметных и ярких событиях нашей Родиныдолжно послужить как повышению качества усвоения, развитию познавательной активности так и большей степени формированию нравственных качеств, чувства патриотизма обучающихся на уроках математики.



Список использованных источников

  1. https://yandex.ru/maps/-/CCQ~zZhNoD

  2. https://citysee.ru/russia/sfo/respublika-buryatiya/ulan-ude-dostoprimechatelnosti-goroda.html

  3. Жохов В. И., Крайнева Л. Б.Уроки математики в 6 классе:пособие для учителей общеобразовательных организаций/ В. И Жохов, Л.Б. Крайнева. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. - 160с.



Приложение 1


Маршрутный лист для работы на уроке математики

по теме «Упрощение выражений. Решение уравнений»


уч-ся 6 класса (Фамилия, имя) ______________________________


№ задания

Содержание задания

Отметка о выполнении:

(да/нет)

Самооценка

(от 1 до 3 баллов)

Внешняя оценка руководителя группы

1

Устная работа




2

Решение уравнения




3

Участие в выступлении своей группы




4

Составление слов




5

Участие в обсуждении задачи




6

Решение задачи




Оценка работы на уроке:

8-12 баллов-«3»

13-15 баллов –«4»

16-18 баллов – «5»


Оценка за урок _____