филиал в п. Рабочий.
Бажина Ольга Петровна.
а) обучающие: повторить понятия обыкновенные дроби, доли целого, закрепить навыки нахождения части от целого;
б) развивающие: способствовать развитию умения анализировать и делать выводы, развивать внимание, мышление, познавательный интерес;
Деятельность учителя | Деятельность детей |
Цитата: «Музыка – это математика чувств, а математика – музыка разума». английский математик Джейм Джозеф Сильвестр Организационный момент. Здравствуйте те, кто весел сегодня, Здравствуйте те, кто грустит. Здравствуйте те, кто общается с радостью, Здравствуйте те, кто молчит. | «Подобно тому как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике» Джордж Сантаяна |
Мотивация и целеполагание. Математика и искусство… Отвлечённые понятия? А ведь именно математике во многом обязано мировое искусство. Пример тому – многочисленные великолепные произведения архитектуры. А что такое архитектура? Это застывшая МУЗЫКА! Как много связывает точную науку математику и изящное искусство музыку, мы постараемся сегодня с вами увидеть, почувствовать, а может быть и доказать! Какую тему мы начали с вами изучать? Где вы ещё встречались с дробями? Кто догадался, о каких дробях мы будем говорить на уроке? Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? Тема урока? Какую мы поставим перед собой? Тема нашего сегодняшнего урока: «Музыкальные дроби» | Дроби Какая связь может существовать между этими понятиями? И существует ли эта связь вообще? |
3 . Актуализация знаний. Математика – царица наук, тесно перекликается с музыкой. Несомненно, математика пронизывает музыку. Для того чтобы начать любое дело нужно настроиться. В музыке для этого используют инструмент под названием КАМЕРТОН. А мы с вами проведем небольшую разминку. Назовите основные элементы обыкновенной дроби. - что показывает знаменатель дроби? - что показывает числитель дроби? - Как звучит основное свойство дроби? Какие дроби называются правильными, а какие неправильными? Какие из данных дробей являются правильными дробями, а какие неправильными? Назовите дроби, которые можно заменить натуральным числом, назовите дроби, значение которых равно 1. Решите задачи: Тест | Числитель, знаменатель, дробная черта. Знаменатель показывает на сколько равных частей разделили целое Числитель показывает сколько равных частей взято. Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и тоже отличное от нуля число, то получится равная дробь , , дробь, у которой числитель меньше знаменателя называют правильными дробями. дробь, у которой числитель больше знаменателя называют неправильные дроби. Работа с числовым рядом Выполняют тест. Правильные ответы: А, Б, Б, В, А. |
Динамическая пауза Много ль надо нам, ребята Много ль надо нам, ребята, Для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата, А на них огромный круг, А потом еще кружочек, Треугольный колпачок. Вот и вышел очень, очень Развесёлый чудачек. | Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры. |
Изучение нового материала. - Ребята давайте попробуем ответить на вопрос: - Существует ли связь между математикой и музыкой, а в частности между обыкновенными дробями и музыкой? Музыка и ее первый звук родились одновременно с творением мира, как утверждали древние мудрецы. Музыка математична, а математика музыкальна. Нет такой области музыки, где не использовались бы числа. К тому же музыка – это процесс, а математика описывает самые разные процессы. В математике красота и гармония ведут за собой творчество, так же, как и в музыке. - Как связаны ноты и дроби? Давайте, путем несложных вычислений узнаем имя ученого, который с помощью математических умозаключений доказал связь двух наук. Задание. 1/8 суток = 3 часа – П 1/4 минуты = 15 сек – И 3/4 часа = 45 мин – Ф Какаю часть тонны составляет 800 кг = 8/10 = 4/5 – А Какаю часть тонны составляет 25 кг = 1/40 – Г 3/5 метра = 60 см – О 7/10 см = 7 мм – Р П | И | Ф | А | Г | О | Р | 3 | 15 | 45 | 4/5 | 1/40 | 60 | 7 | Сообщение. Математика и музыка - два полюса человеческой культуры. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом. Древнегреческий философ и математик Пифагор, живший в 6 веке до нашей эры, был одним из первых, кто попытался выразить красоту музыки с помощью чисел. Создал свою школу мудрости, положив в ее основу два предмета – музыку и математику. Музыка, как вид искусства, воспринималась наряду с арифметикой, геометрией и астрономией, как научная дисциплина. Пифагор и его последователи рассчитали так называемый пифагоров строй, то есть, математическое выражение интервалов между звуками гаммы. Он изучал интервалы, открывал математические соотношения между отдельными звуками, он развил учение о врачевании болезней при помощи музыки. Он считал, что определённые мелодии могут избавить человека от ревности, зависти и гордыни. Именно в музыке он нашел прямое доказательство своему знаменитому тезису: «Всё есть число» и подтверждал основную мысль пифагорейцев: «число правит миром»… | Учащиеся решают примеры, на карточках даты ответы. Надо сложить имя учёного. Просмотр видео и последующее обсуждение. |
- Ребята, при записи мелодии, звуки имеют свою длину (длительность). В музыке длительности составляют основу любого ритма. Длительности получаются также как и дроби: они возникают при делении целой на равные доли. Поэтому длительности можно подсчитывать как дробные числа. (рассмотрим схему и заполним таблицу на бланках). Музыка | Математика | Длительность | Целая нота | 1 | | Половина целой ноты – половинная | | | Делим целую ноту на 4 части – четвертная | | | Делим целую ноту на 8 частей – восьмая | | | Делим целую ноту на 16 частей – шестнадцатая | | | - Сколько в целой ноте половинных? Четвертных? Восьмых? Шестнадцатых нот? - Сколько в половинной ноте четвертных? Восьмых? Шестнадцатых нот? | Ответы детей: в целой ноте – половинных - 2 ноты, четвертных - ноты, восьмых - 8, шестнадцатых – 16 нот. В половинной ноте: 2 четвертых, 4 восьмых и 8 шестнадцатых. |
Выполняем задания на бланке. Сравните длительность звучания нот (поставьте знаки ): Каждую из сумм переведите на язык длительностей. 1/4 + 1/4 = ½ 1/8 + 1/8 = 1/4 Чтобы найти длину такта, нужно сложить длительности нот, например: Найдите длину такта: | Ответ: первая нота звучит дольше второй, 1 Ответ: ноты по длительности одинаковые ¼ = ¼ Ответ: вторая нота звучит дольше второй 1/8 ¼ Ответ: целая нота дольше четвертой 1 ½ Ответ: Первая нота по длительности больше ½ 1/8 Ответ: ноты по длительности одинаковые 1/8 = 1/8 Ответ: = Ответ: = Длина такта - 6/8 = 3/4 Длина второго такта – 2/4 Длина третьего такта – 2/4 |
Отгадайте ребус. Решите задачу: | Балет РЕШЕНИЕ 12 : 6 · 1 = 2 (мес.) – вступление 12 : 3 · 1 = 4 (мес.) – 1 акт балета 2 + 4 = 6 (мес.) – вступление и 1 акт балета вместе 6 : 2 · 1 = 3 (мес.) – 2 акт балета 12 – 2 – 4 – 3 = 3 (мес.) – финал Ответ: 3 месяца затратил композитор на сочинение финала |
Домашнее задание дифференцированное. Обязательно для всех: базовый уровень: У. № 803 (1 и 2 ст.), с.237-239 читать. На выбор: повышенный уровень: с опорой на исторические факты написать сказку или приготовить сообщение, или составить презентацию на тему «История возникновения дробей» | |
- Исследование. - Цифры играют немаловажную роль в жизни каждого человека. Они преследуют его на протяжении всей жизни. Сегодня мы попробуем озвучить одну из самых важных последовательностей чисел для любого человека – это дату его рождения. Все меняется, но дата, когда мы появились на свет, остается с нами навсегда. Ребята, мы проведем небольшое исследование: «Как звучат наши даты рождения?» Цель нашего исследования: проследить взаимосвязь звучания даты рождения человека с его природными способностями. Задачи: Переложить даты рождения людей на музыку; Рассмотреть и прослушать звучание аккордов дат рождения; Выявить закономерность между звучанием аккордов со способностями личности; Предмет исследования: дата рождения человека. Гипотеза исследования: существует взаимосвязь звучания даты рождения человека с тем делом, которым он занимается В своём исследовании, мы попробуем связать нумерологию и музыку - представить числа в виде нот. Каждая цифра - определенная нота, число - музыкальный аккорд. По звучанию аккорда мы попытаемся определить ту сферу деятельности человека, которая ему наиболее близка. Числовым значениям будут соответствовать следующие ноты: 0 – до 1 – ре 2 – ми 3 – фа 4 – соль 5 – ля 6 – си 7 – до (2) 8 – ре (2) 9 – ми (2). | Суть этого исследования заключалась в следующем: 1) у конкретного человека бралась полная дата рождения. К примеру, 24.02.2001 2) потом нумировались ноты на нотном стане: 0 – до 1 – ре 2 – ми 3 – фа 4 – соль 5 – ля 6 – си 7 – до (2) 8 – ре (2) 9 – ми (2). 3) дата человека переводилась на нотный стан. Таким образом, «музыка» нашего человека будет: ми; соль; до; ми; ми; до; до; ре. 4) нажимаем на клавиатуре пианино все эти ноты сразу. если получившийся аккорд благозвучен, значит человек творческий; если же аккорд не благозвучен, то человек точен. В нашем случае этот человек творческий. При желании можно потом спросить у человека, чем он занимается. Как правило, люди творческие занимаются музыкой(или другим творчеством). Точные люди любят математику, у них хорошо развит аналитический склад ума. |
Подведение итогов урока. - В начале урока перед нами возникли вопросы, на которые мы не смогли дать ответ. Ответим? | Мы говорили о музыке, математике, дробях Мы выяснили, что у музыки и математики много общего. Наиболее тесная связь определена между длительностями нот и дробями. Сравнивать длительности нот; Находить длину такта. с длительностями нот можно выполнять действия сложения и вычитания, так же как и с дробями; длительности нот и дроби можно сравнивать. |
Рефлексия. - Мы с вами говорили о музыкальных нотах. Они нам сейчас и помогут. - На доске нарисован нотный стан, расставим на нём ноты: зеленая нота – у меня всё получилось, я - молодец. (полученные знания полезны; буду применять их при выполнении заданий); желтая нота – некоторые задания вызвали у меня затруднение (полученные знания полезны; но применять их затрудняют); красная лента – я ни чего не понял полученные знания мне не пригодятся; не буду применять их. - Сегодня вы открыли много знаний. Все потрудились на славу! | |
Приложение.