СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики на тему «Конкретный смысл действия умножения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Формирование интереса к совместной познавательной деятельности по открытию и осознанию значимости понятия «умножение», как новой формы записи сложения одинаковых слагаемых.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики на тему «Конкретный смысл действия умножения»»

Урок математики

на тему «Конкретный смысл действия умножения»


Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: Формирование интереса к совместной познавательной деятельности по открытию и осознанию значимости понятия «умножение», как новой формы записи сложения одинаковых слагаемых.

Задачи урока:

Предметные: Познакомить учащихся  с новым арифметическим действием умножением как новой формой записи сложения одинаковых слагаемых. Научиться понимать смысл действия умножения, применять полученные знания на практике.

Развивающая: Развивать вычислительные навыки, развивать логические операции сравнения, классификации, анализа, коммуникативные навыки.

УУД

Личностные: формировать интерес к учебной деятельности; понимание роли математики в жизни человека.

Регулятивные:

  • принимать учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

  • выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

  • осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности;

  • высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.

Познавательные:

  • использовать рисуночные и символические варианты математической записи;

  • проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения;

  • выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.

Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной и индивидуальной работе.

Планируемый результат: уметь заменить сумму одинаковых слагаемых произведением.

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковый, диалоговый, анализ, сравнение, практический.

Формы обучения : в парах, фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.

Оборудование: доска, наглядность, карточки, презентация.

Этапы урока:

1. Организационно- мотивационный момент.

Цель: организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку, мотивирование учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, отработка навыков быстрого счёта.

3. Определение темы и задач урока.

Цель: определение способа действий, составление плана.

4. Открытие нового знания.

Цель: организовать реализацию способа замены сложения умножением, познакомить с терминологией.

5. Физкультминутка

6. Первичное закрепление.

Цель: организовать усвоение способа действий при решении нового с их проговариванием, опираясь на новые знания.

7. Проверка усвоения материала.

Цель: организовать самостоятельное выполнение задания учащимися типовых заданий на новый способ действия. По результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

8. Итог урока.

9. Рефлексия.

Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Ход урока:

  1. Организационно- мотивационный момент.

- Слушаем, запоминаем, на вопросы отвечаем, ни минуты не теряем. 

- Сегодня на уроке вы убедитесь, что в математике есть ещё много интересного, что можно открыть для себя. Будьте внимательны, думайте быстро, решайте правильно.

2. Проверка домашнего задания.

- Чему вы учились, выполняя домашнее задание?

-Прежде, чем решить задачу, вам надо было её составить по краткой записи. Послушаем, какие задачи у вас получились. ( 1 ученик анализирует задачу у доски )

- А теперь проверим, как вы справились с математическими выражениями.

- Прочитайте выражение , в ответе которого однозначное число.

- Прочитайте выражения с одинаковыми ответами.

- Прочитайте выражение , в ответе которого число., состоящее из 4 десятков и 8 единиц .

3. Актуализация знаний.

- Какие арифметические действия вы уже знаете?

- Какой знак используется для обозначения сложения?

- А какой для обозначения вычитания?

- Давайте посмотрим, как вы научились пользоваться этими знаками.

63…20…7=50 10...91

26…30…8=48 10…9=1

5...5=25

- Получается, что для этого выражения не подходит ни одно действие, которые мы уже знаем.

- Как же быть ? ( ответы детей )

  4.Открытие нового знания.

- Значит, нам надо познакомиться с новым арифметическим действием .

- Мы узнаем, как называется это действие, если правильно расположим эти числа в порядке возрастания.

46, 100, 7, 91, 23, 83, 70, 52, 79. (в парах)

- А теперь переверните карточки и узнаете как называется новое математическое действие (читаем хором – умножение).

- Назовите тему нашего урока

-Проблема ясна, задачи поставлены, самое время приступить к работе.

 

- Давайте ещё раз посмотрим на наши суммы.- Какие слагаемые в этих суммах?

- Откройте учебник стр. 48.

- Прочитайте тему урока.

- Что же мы сегодня узнаем ?

- А теперь прочитайте правило возле красной линии.

- Каким действием можно заменить сложение одинаковых слагаемых?

-Как обозначается знак умножения на письме?

- Задайте вопрос классу, который начинается со слова ЧТО?

- А кто попробует задать вопрос, который начинается со слова ЗАЧЕМ? Как вы думаете , зачем придумали это действие?

- Вот что о себе говорит сам знак умножения- прочитайте :

Я - знак умножения

Для облегчения сложения

- Давайте докажем, что умножение облегчает сложение. Заменим данные суммы умножением.

1+1+1+1+1=1х5=5

- Какое слагаемое брали? Сколько раз?

- Как записать с помощью умножения?

- Прочитаем получившееся выражение по- разному

( аналогично записываем остальные выражения)

- Что показывает первое число в записи?

– Второе число?

- Видите, как быстро и легко.

5. Физминутка.

Подняться, потянуться,

согнуться, разогнуться,

в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На 4- руки шире,

5-руками помахать,

6- за парту тихо сесть,

7-8 – лень отбросим

 

6. Первичное закрепление.

Работа по учебнику № 1.

- Рассмотрите рисунок.

- Что обозначает первая запись? (треугольники сгруппировали по 5. Получилось 3 группы. Сложили группы и получили результат.)

- Что обозначает вторая запись?( по 5 взяли 3 раза применили новый способ записи суммы одинаковых слагаемых.)

- Я хочу угостить вас вишней и приготовила для каждого по две вишенки. ( Раздаю карточки .)

- Сколько раз по 2 вишни надо записать ? Запишите.

- Слагаемые одинаковые? Каким действием можно заменить сумму?

- Замените самостоятельно суммы умножением:

3+3+3+3=

2+2+2+2+2+2+2=

Проверка.

- А теперь вернёмся к началу урока. 5...5=25.

- Какой арифметический знак надо поставить ?

- Давайте проверим : 5+5+5+5+5=25.

-А теперь, опираясь на новые знания,замените суммы умножением.

8+8+8+8=

6+6+6+6+6=

32+32+32=

2+7+2+7= -Почему не можем заменить?

- Какой вывод можем сделать?
 

Работа в группах.

- Ребята, я предлагаю вам игру « Да -нет».Если вы согласны с утверждением, ставите « + », если нет, то « - » .

Карточки:

  • Умножение – это математическое действие?

  • Разность можно заменить умножением?

  • Сумму разных слагаемых можно заменить умножением?

  • Если все слагаемые одинаковые, сложение можно заменить умножением?

- Покажите как выполнили задание ? ( на доске: + - - + )
 

- Ребята, а в жизни когда может пригодиться умножение?

( В магазине когда нужно купить несколько пачек чего-то, продавцам, строителям-

- Умножение нужно всем людям, независимо от возраста, образования, места работы.)

 

7. Проверка усвоения материала. Самостоятельная дифференцированная работа.

- На партах у вас по две карточки. На карточке с синим кружком – задание полегче, на карточке с красным кружком – посложнее. Выберите задание по своим силам и выполните его.

- Проверим. (проверка по эталону)

- Кто выполнил задание без ошибок – поднимите зелёный кружочек,

С 1-2 ошибками- жёлтый, много ошибок- красный..

 

8. Итог урока.

- Наш урок подходит к концу. Все работали дружно и хорошо. ( Отметки за урок .)

- Какие открытия мы сделали на уроке?

- Что такое умножение?

- Для чего нам нужно умножение?

- Всегда ли мы можем заменить сложение умножением?
 



9. Рефлексия.

- А теперь мне бы хотелось узнать – с каким настроением вы заканчиваете урок. Если вам было интересно, вы довольны собой – возьмите зелёную карточку. Если что- то не получилось- жёлтую.

10. Домашнее задание.

( Карточка по теме урока)