Урок математики
на тему «Конкретный смысл действия умножения»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: Формирование интереса к совместной познавательной деятельности по открытию и осознанию значимости понятия «умножение», как новой формы записи сложения одинаковых слагаемых.
Задачи урока:
Предметные: Познакомить учащихся с новым арифметическим действием умножением как новой формой записи сложения одинаковых слагаемых. Научиться понимать смысл действия умножения, применять полученные знания на практике.
Развивающая: Развивать вычислительные навыки, развивать логические операции сравнения, классификации, анализа, коммуникативные навыки.
УУД
Личностные: формировать интерес к учебной деятельности; понимание роли математики в жизни человека.
Регулятивные:
принимать учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности;
высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.
Познавательные:
использовать рисуночные и символические варианты математической записи;
проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения;
выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.
Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной и индивидуальной работе.
Планируемый результат: уметь заменить сумму одинаковых слагаемых произведением.
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковый, диалоговый, анализ, сравнение, практический.
Формы обучения : в парах, фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.
Оборудование: доска, наглядность, карточки, презентация.
Этапы урока:
1. Организационно- мотивационный момент.
Цель: организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку, мотивирование учебной деятельности.
2. Актуализация знаний.
Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, отработка навыков быстрого счёта.
3. Определение темы и задач урока.
Цель: определение способа действий, составление плана.
4. Открытие нового знания.
Цель: организовать реализацию способа замены сложения умножением, познакомить с терминологией.
5. Физкультминутка
6. Первичное закрепление.
Цель: организовать усвоение способа действий при решении нового с их проговариванием, опираясь на новые знания.
7. Проверка усвоения материала.
Цель: организовать самостоятельное выполнение задания учащимися типовых заданий на новый способ действия. По результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
8. Итог урока.
9. Рефлексия.
Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Ход урока:
Организационно- мотивационный момент.
- Слушаем, запоминаем, на вопросы отвечаем, ни минуты не теряем.
- Сегодня на уроке вы убедитесь, что в математике есть ещё много интересного, что можно открыть для себя. Будьте внимательны, думайте быстро, решайте правильно.
2. Проверка домашнего задания.
- Чему вы учились, выполняя домашнее задание?
-Прежде, чем решить задачу, вам надо было её составить по краткой записи. Послушаем, какие задачи у вас получились. ( 1 ученик анализирует задачу у доски )
- А теперь проверим, как вы справились с математическими выражениями.
- Прочитайте выражение , в ответе которого однозначное число.
- Прочитайте выражения с одинаковыми ответами.
- Прочитайте выражение , в ответе которого число., состоящее из 4 десятков и 8 единиц .
3. Актуализация знаний.
- Какие арифметические действия вы уже знаете?
- Какой знак используется для обозначения сложения?
- А какой для обозначения вычитания?
- Давайте посмотрим, как вы научились пользоваться этими знаками.
63…20…7=50 10...91
26…30…8=48 10…9=1
5...5=25
- Получается, что для этого выражения не подходит ни одно действие, которые мы уже знаем.
- Как же быть ? ( ответы детей )
4.Открытие нового знания.
- Значит, нам надо познакомиться с новым арифметическим действием .
- Мы узнаем, как называется это действие, если правильно расположим эти числа в порядке возрастания.
46, 100, 7, 91, 23, 83, 70, 52, 79. (в парах)
- А теперь переверните карточки и узнаете как называется новое математическое действие (читаем хором – умножение).
- Назовите тему нашего урока
-Проблема ясна, задачи поставлены, самое время приступить к работе.
- Давайте ещё раз посмотрим на наши суммы.- Какие слагаемые в этих суммах?
- Откройте учебник стр. 48.
- Прочитайте тему урока.
- Что же мы сегодня узнаем ?
- А теперь прочитайте правило возле красной линии.
- Каким действием можно заменить сложение одинаковых слагаемых?
-Как обозначается знак умножения на письме?
- Задайте вопрос классу, который начинается со слова ЧТО?
- А кто попробует задать вопрос, который начинается со слова ЗАЧЕМ? Как вы думаете , зачем придумали это действие?
- Вот что о себе говорит сам знак умножения- прочитайте :
Я - знак умножения
Для облегчения сложения
- Давайте докажем, что умножение облегчает сложение. Заменим данные суммы умножением.
1+1+1+1+1=1х5=5
- Какое слагаемое брали? Сколько раз?
- Как записать с помощью умножения?
- Прочитаем получившееся выражение по- разному
( аналогично записываем остальные выражения)
- Что показывает первое число в записи?
– Второе число?
- Видите, как быстро и легко.
5. Физминутка.
Подняться, потянуться,
согнуться, разогнуться,
в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На 4- руки шире,
5-руками помахать,
6- за парту тихо сесть,
7-8 – лень отбросим
6. Первичное закрепление.
Работа по учебнику № 1.
- Рассмотрите рисунок.
- Что обозначает первая запись? (треугольники сгруппировали по 5. Получилось 3 группы. Сложили группы и получили результат.)
- Что обозначает вторая запись?( по 5 взяли 3 раза применили новый способ записи суммы одинаковых слагаемых.)
- Я хочу угостить вас вишней и приготовила для каждого по две вишенки. ( Раздаю карточки .)
- Сколько раз по 2 вишни надо записать ? Запишите.
- Слагаемые одинаковые? Каким действием можно заменить сумму?
- Замените самостоятельно суммы умножением:
3+3+3+3=
2+2+2+2+2+2+2=
Проверка.
- А теперь вернёмся к началу урока. 5...5=25.
- Какой арифметический знак надо поставить ?
- Давайте проверим : 5+5+5+5+5=25.
-А теперь, опираясь на новые знания,замените суммы умножением.
8+8+8+8=
6+6+6+6+6=
32+32+32=
2+7+2+7= -Почему не можем заменить?
- Какой вывод можем сделать?
Работа в группах.
- Ребята, я предлагаю вам игру « Да -нет».Если вы согласны с утверждением, ставите « + », если нет, то « - » .
Карточки:
Умножение – это математическое действие?
Разность можно заменить умножением?
Сумму разных слагаемых можно заменить умножением?
Если все слагаемые одинаковые, сложение можно заменить умножением?
- Покажите как выполнили задание ? ( на доске: + - - + )
- Ребята, а в жизни когда может пригодиться умножение?
( В магазине когда нужно купить несколько пачек чего-то, продавцам, строителям-
- Умножение нужно всем людям, независимо от возраста, образования, места работы.)
7. Проверка усвоения материала. Самостоятельная дифференцированная работа.
- На партах у вас по две карточки. На карточке с синим кружком – задание полегче, на карточке с красным кружком – посложнее. Выберите задание по своим силам и выполните его.
- Проверим. (проверка по эталону)
- Кто выполнил задание без ошибок – поднимите зелёный кружочек,
С 1-2 ошибками- жёлтый, много ошибок- красный..
8. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу. Все работали дружно и хорошо. ( Отметки за урок .)
- Какие открытия мы сделали на уроке?
- Что такое умножение?
- Для чего нам нужно умножение?
- Всегда ли мы можем заменить сложение умножением?
9. Рефлексия.
- А теперь мне бы хотелось узнать – с каким настроением вы заканчиваете урок. Если вам было интересно, вы довольны собой – возьмите зелёную карточку. Если что- то не получилось- жёлтую.
10. Домашнее задание.
( Карточка по теме урока)