1 | Тип урока: | Урок «открытия» нового знания (ОНЗ) |
2 | Класс: | 2 «В» |
3 | Тема : | «Письменные приёмы вычисления вида 50-24» |
4 | Образовательная программа, автор: | «Школа России» (автор: М.И.Моро; М.А.Бантова) |
5 | Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе: | Раздел «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» |
6 | Цели урока: | Деятельностная цель: -формирование у учащихся умения выполнять письменно действие вычитания из круглых чисел двузначных чисел с использованием алгоритма. Содержательная цель: -познакомить учащихся с приемом вычисления вида 50-24 |
7 | Планируемые результаты: | Личностные: Метапредметные: - Понимать учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -Рефлексировать способы действия; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; -Использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений при выполнении учебных заданий. -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ставить проблему поискового характера; -искать и выделять необходимую информацию (извлекать из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами). Коммуникативные действия: -слушать и вступать в диалог; -участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем. -отвечать на итоговые вопросы. Предметные: - дать возможность научиться решать примеры на вычитание из круглых чисел с использованием алгоритма, - уметь правильно читать выражения и находить их значения; -решать примеры разными способами. |
8 | Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке | Основной дидактический метод: -словесный метод; -наглядный метод. Частные методы и приемы: -беседа; -объяснение; -показ презентации. |
9 | Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования: | Обучение в сотрудничестве; Информационно-коммуникационные технологии; Здоровьесберегающие технологии |
10 | Описание методов оценивания, применяемых на уроке | -самооценка; -взаимооценка. |
11 | Средства обучения: | 1.УМК: Учебник М.И.Моро, М.А.Бантова «Математика» 2 класс (2 часть). 2. ТСО: мультимедийный видеопроектор, компьютер, презентация PowerPoint. |
Ход урока |
Дидактическая структура урок | Время этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I.Этап мотивации к учебной деятельности | | -Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Екатерина Владимировна. Сегодня урок математики проведу у вас я. Каждый день-всегда,везде, На занятиях, в игре. Громко, четко говорим И тихонечко сидим. -Сегодня мы с вами отправимся на поиски наших друзей-зайчиков, которые ушли в лес без разрешения и заблудились. Так что нам предстоит путешествие в лес, да не в простой, а в математический. Я прошу вас, ребята, быть внимательными и активными. | Встают. Здороваются. Садятся. Положительные эмоции, хорошее настроение. Настраиваются на предстоящую работу. | Личностные УУД: -учебно-познавательная мотивация; Личностные УУД: -положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Регулятивные УУД: -предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. |
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | | Первое препятствие нам устроили снеговики. Вы видите, на них написаны примеры, которые нужно сосчитать и соединить со своими ответами. 74+13 | 98-65 | 19-8 | 28+7 | 34+26 | 82-10 | -Отлично, вы справились со снеговиками, а теперь попробуйте побороться со снежинками. Нам надо разогнать все снежинки на нашем пути. Для этого из 100 вычтите по очереди данные числа: 7, 30, 40, 15, 80, 1 Ну вот и со снежинками справились. А теперь порешаем устно задачи. 1).Тридцать три скороговорки Знают Игорь и Егорка. Игорь знает десять только. А Егорка знает сколько? (23) 2).Пятьдесят грибов Алешка Положил в свое лукошко. Двадцать он сестре отдал, А еще пять потерял. Сколько же грибов Алешка Нес домой в своем лукошке? (25) 3). Скоро небо содрогнется, Дождь на землю прольется. Вот уж спрятались семь козлят, Залезли под бревна шесть щенят, Теленок упал под навес, Петух залез не насест. Посчитайте без меня Всех, кто спрятался от дождя. (15) 4). Плывут утята, играют, ныряют, А мама-утка следит за ними, считает: Три пестрых, три серых, пять желтых утят – Трудно всех ей сосчитать. Маме-утке помогите, Сколько всех утят, скажите! (11)
- Устно вы поработали хорошо! Но и письменно вы должны тоже работать быстро, правильно и аккуратно. | Решают примеры и соотносят их с ответами. 74+13 | 87 | 98-65 | 33 | 19-8 | 11 | 28+7 | 35 | 34+26 | 60 | 82-10 | 72 | Выполняют вычитание. 100-7=93 | 100-30=70 | 100-40=60 | 100-15=85 | 100-80=20 | 100-1=99 | 33-10=23 50-25=25 7+6+1+1=15 3+3+5=11 | Предметные: -актуализация изученного материала. Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные УУД: -умение извлекать информацию, представленную в разных формах. |
III.Этап выявления места и причины затруднения | | - На пути к спасению зайчат вам нужно преодолеть еще одно препятствие. Решите примеры. 34 87 54 50 ? +25 -42 +38 -24 Почему стоит знак вопроса?
-В чем ваше затруднение?
- Кто уже догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? - Сформулируйте тему урока.
-Какие цели поставим на этом уроке?
| -Таких примеров мы еще не решали. -Не умеем вычитать из круглых чисел столбиком. -Вычитать из круглого числа двузначные числа. -Вычитание из круглого числа двузначных чисел. -Научиться решать примеры нового вида новым способом. | Личностные УУД: -учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД: -формировать тему урока; -формировать и сохранять цели урока. |
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения | Не тот этап!!! | - Правильно, ребята, мы действительно будем сегодня учиться решать примеры нового вида и новым способом. А рассмотрим решение в таком выражении 50-24 -Конечно, вы уже умеете выполнять такие вычисления в строчку. Давайте вспомним этот способ решения. 50-24= Из 50 вычитаем 24. Вспоминаем разрядный состав числа 24. 24 это- 20 и 4. Сначала из 50 вычитаем 20, а потом из полученной разности вычитаем 4. 50-24=(50-20)-4=26 20 4 -Вспомнили? -Как вы думаете, каким способом можно еще решить этот пример? Если мы решим пример на калькуляторе, то мы получим готовый и правильный ответ, а вот копилку наших знаний пополним? -Умеете ли вы решать такие примеры в столбик? -Чтобы правильно решить такие примеры, мы должны знать алгоритм решения. -Что такое алгоритм? -Сейчас мы научимся решать такие примеры в столбик, используя алгоритм. | Выполняют вычисление в строчку. -Да. -На калькуляторе, в столбик. -Нет -Нет -Пошаговое выполнение действий. | Коммуникативные УУД: -работать по предложенному учителем плану. Предметные: -актуализация изученного материала. |
V.Этап реализации построенного проекта | | -Конечно для записи примера в столбик нам понадобится разлиновка в клеточку. -Вы помните для чего? -Конечно, для того чтобы запись не сбилась в сторону. Запомните: единицы пишем под единицами, десятки пишем под десятками. 1.Пишем число 50. 2.Под ним подписываем 24. (четверка под нулем, двойка под пятеркой) 3.Знак минус. 4.Проводим черту. 5.Начинаем вычитание. Вычитать начинаем из меньшего разряда, то есть с единиц. -Я надеюсь из 4, 0 никто не собирается вычитать? Запомните: Из 0 вычитать нельзя. -Значит, занимаем один десяток. Чтобы не забыть об этом над десятками ставим напоминалочку-точку. Запомните: 1 десяток=10 единиц. -Десять минус четыре равно шесть. Записываем под единицами. -Вычитаем десятки. Обратите внимание на точку. Она нам подсказывает, что теперь у нас на один десяток меньше. Не 5, а 4. -Из четырех десятков вычитаем два десятка. Получается 2 десятка. Записываем двойку под десятками. Читаем ответ. Разность равна 26. . 50 -24 ----- 26 -Ведь правда, так решается гораздо легче? - Посмотрите на ответы, полученные при вычислениях разными способами. Что вы можете сказать? - Какой способ удобнее? - Сравните наши рассуждения с алгоритмом на с. 19 учебника. | -Чтобы числа не перепутались и пример был решен правильно. Пошагово, следуя указаниям учителя, выполняют вычисление в столбик. -Нет -Да -Ответы одинаковые. -Второй. -Мы рассуждали также. | Коммуникативные УУД: -работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: -отбор и структурирование полученной информации. Познавательные УУД: -смысловое чтение. |
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | | Закрепим полученные знания и выполним упражнение 1 (стр. в учебнике 19). -Ребята, сейчас решим первый столбик с объяснениями. Кто хочет пойти к доске? Первые два примера решаются коллективно с объяснением и записью на доске, остальные комментируются с мест по цепочке. Физкультминутка. - Пробираясь через лес в поисках зайчишек, вы немного устали. Поэтому отдохнем. Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит! Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Вот так, вот так Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так Надо зайке поскакать! Зайку волк испугал. Зайка тут же убежал! | Кто-то из учеников выходит к доске и решает пример. Повторяют все действия за учителем. | Регулятивные УУД: -умение соотносить свои действия с действиями учителя; -умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную. |
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | | - После небольшого отдыха мы продолжаем шагать на помощь зайчикам. И сейчас вы поработаете самостоятельно. На доске примеры с закрытыми ответами. Вы должны их решить. 30-12= | 40-16= | 60-37= | 80-59= | 50-25= | Самоконтроль. Ответы открываются. - Кто все примеры решил правильно? - Кто допустил одну ошибку, две? Критерии оценивания: -Поставьте себе оценку карандашом на полях. | Самостоятельно решают примеры. 30-12= | 18 | 40-16= | 24 | 60-37= | 23 | 80-59= | 21 | 50-25= | 25 | Сравнивают ответы. Отвечают на вопросы. Самооценка. Выставляют оценку карандашом. | Познавательные УУД: -делать выводы на основе полученных знаний, перерабатывать полученную информацию для получения положительного результата. Регулятивные УУД: -умение анализировать результаты своей деятельности. |
| | - Итак, ребята, двигаемся дальше. Ведь бедные зайцы ждут нашей помощи. А чтобы пройти вперед. Нам нужно решить задачу. -Стр.19 №2. Задача. В ателье сшили 26 платьев, костюмов на 4 больше, чем платьев, а брюк на 10 меньше, чем костюмов. Сколько брюк сшили в ателье? - Прочитайте условие задачи. - О чем говорится в задаче? - Что сказано о платьях? - Что сказано о костюмах? - Что сказано о брюках? На доске составляется краткая запись. П. – 26 К. - ?, на 4 б. Б. - ?, на 10 м. -Кто выйдет к доске и решит задачу? Решение: 26 + 4 = 30 (к.) 30 – 10 = 20 (б.) Ответ: в ателье сшили 20 брюк.
- Запишите решение задачи одним выражением. (26 + 6) – 10 = 20 (б.)
-Ребята, вы видите зайчиков? Мы их почти спасли, но осталось одно препятствие- разрушенный мост. -Поможем зайчикам вернуться домой? Для этого нам нужно решить примеры и мост будет восстановлен. -Стр.19 №4. 1 ряд-1 столбик 2 ряд-2 столбик 3 ряд-3 столбик
100-(20+40)= | 37-8= | 43+7-9= | 90-(16+4)= | 62-6= | 52+8-7= |
-Отлично! Вы справились со всеми заданиями. Зайчики найдены. Теперь-то уж они доберутся домой. А вам в подарок они передали солнышки, на которых написано домашнее задание. | Читают задачу. -О платьях, костюмах, брюках. -Их 26. -Их на 4 больше, чем платьев. -Их на 10 меньше, чем костюмов. Кто-то из учеников выходит к доске и решает задачу, проговаривая каждое действие вслух. Решение: 26 + 4 = 30 (к.) 30 – 10 = 20 (б.) Ответ: в ателье сшили 20 брюк. (26 + 6) – 10 = 20 (б.) -Да Каждый ряд решает свой столбик примеров. 100-(20+40)=40 | 37-8=29 | 43+7-9=41 | 90-(16+4)=70 | 62-6=56 | 52+8-7=53 | | Коммуникативные УУД: -умение оформлять свою мысль в устной форме, уметь отстаивать свою точку зрения. Познавательные УУД: -установление причинно-следственных связей. Личностные УУД: -оценивать свой вклад в общий результат деятельности. |
IX.Этап рефлексии УД на уроке. Рефлексия | | Ребята, продолжите высказывания: Сегодня я узнал… Сегодня я понял… Я научился… Меня удивило… Мне было интересно…. -Сейчас поднимите руку те, кто сегодня выходил к доске, отвечал и активно работал на уроке. -Записываем домашнее задание. Учебник стр.19 №3-задание под чертой. | Подведение итогов, ученики продолжают высказывание. Осуществляется рефлексия. Записывают домашнее задание. | Коммуникативные УУД: -слушать друг друга, высказывать своё мнение; Познавательные УУД: -обобщать знания об изученном материале. Предметные: -умение проводить самооценку. |