Тема урока: «Умножение трехзначного числа на однозначное» .
Учебник : «Математика» 4 класс
Авторы -Т.Г.Козлова, С.А.Демидова
Тема урока: «Умножение трёхзначного числа на однозначное».
Цель: создание условий для знакомства с алгоритмом умножения трёхзначного числа на однозначное в столбик.
Планируемые результаты:
предметные:
- познакомиться с алгоритмом умножения трёхзначного числа на однозначное в столбик;
- научиться составлять задачу и определять ход её решения, моделировать содержащиеся в задаче зависимости, анализировать текст решения задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения, прогнозировать результат решения, находить значение произведения трёхзначного числа на однозначное;
метапредметные:
познавательные:
- выдвигают и формулируют проблему;
- самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера,
- устанавливает причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений;
регулятивные:
- принимают и сохраняют учебную задачу;
- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
коммуникативные:
- принимают участие в работе парами и группами;
- допускают существование различных точек зрения, договариваются, приходят к общему решению.
Этапы урока
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
- Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- Давайте проверим, как организовано ваше «рабочее» место!
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения!
- Я вам тоже желаю удачи, чтобы все трудности на уроке мы преодолевали вместе и легко.
- Откройте рабочие тетради. Запишите число./учитель обращает внимание на посадку учащихся, положение тетради/
- Учащиеся под руководством дежурного проверяют свои «рабочие» места.
- Учащиеся поворачиваются друг к другу, желают удачи на урок!
(Учащиеся записывают число).
2.Актуализация знаний
1. – Сегодняшний урок мы начнём с математической разминки.
- Возьмите карточки, которые лежат у вас на столах, выполните указанное задание.
2. а) - Найди значения выражений устно, в тетради запишите только ответы.
700 + 100, 300 – 50
40 + 80, 540 – 40
260 + 20 ,304 – 4
807 + 10, 970 – 860
- Среди полученных чисел найдите «лишнее». Подчеркните его.
б) – Что можете сказать о числе 817?
в) – Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых.
- Предлагаю ещё ряд чисел представить в виде суммы разрядных слагаемых: 245, 568, 924.
- Поменяйтесь тетрадями друг с другом, с помощью красного карандаша проверьте работу соседа.
- Учащиеся проверяют свои работы.
800 120 280 817 250 500 300 110
(817 – нечётное, не является«круглым»)
Учащиеся высказывают свои предположения:
-натуральное;
- натуральном ряду чисел стоит на 817 месте;
- трёхзначное число;
- «соседями» его являются 816 и 818;
- состоит из 8 сотен, 1 десятка и 7 единиц…
817 = 800 + 10 + 7
245 = 200 + 40 + 5
568 = 500 + 60 + 8
924 = 900 + 20 + 4
Физкультминутка.
3.Выявление места и причины затруднений
Ребята ,посмотрите на доску.
200 • 3 300 • 4
234 • 2 402 • 3
324 • 4 400 • 8
- На какие две группы можно распределить данные выражения?
- Пример какого столбика мы сможем решить легко и быстро? Почему?
- Запишите в тетрадь ответы примеров первого столбика. Кто записал, проверьте по образцу.
- Запишите в тетрадь ответы примеров второго столбика.
- Так какова же тема сегодняшнего урока?
- Правильно. Тема нашего урока «Умножение трехзначного числа на однозначное»
- Нам такие примеры еще не встречались. Мы еще не умеем умножать трехзначное некруглое число на однозначное.
А какую цель вы поставите перед собой для работы на сегодняшнем уроке?
(Научиться умножать трёхзначное число на однозначное).
- Применять этот способ умножения при решении примеров, задач, уравнений.
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;
Познавательные:
определять взаимосвязь между действием сложения и действием умножения при вычислении арифметического действия, обосновывать своё суждение;
анализировать способы вычисления;
4. Построение проекта выхода из затруднений.
-Итак, начнем открывать новое.
-Какой способ умножения дает нам данное выражение?
423•2=(400+20+3)Х2=400•2+20•2+3•2= =
=800 + 40 + 6 = 846
-Как его можно прочитать?
-Какой результат получили?
- Удобна такая запись?(не очень)
-Решение этого примера можно записать по-другому.
- Кто догадался, как?
-432+432
-Хорошо .Молодец.
А если нужно решить пример 239 умножить на 9 и не раскладывая на сумму разрядных слагаемых?
Вот появилась проблема. Как же нам её решить?
- Когда устно выполнить умножение трудно, удобно записать решение столбиком, используя знак «×».
-Где мы можем найти ответ на интересующий нас вопрос
-Посмотрите на экран.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/09/s_5cfd670683ff5/1170854_1.png)
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
5. Реализация проекта.
- Используя алгоритм, решим примеры на слайде, записав действия столбиком.
(Работа у доски)
324 х3,246х4,163х5,417х2
Регулятивные: планирование, прогнозирование; контроль, коррекция;
Познавательные: моделирование, логические -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные : сотрудничество в поиске и выборе информации
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталонную
Ребята, посмотрите на экран и самостоятельно решите примеры: 1ряд -1 строчку, 2 ряд -2 строчку, 3 ряд-3 строчку, 4-4, 5-5, 6-6.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/09/s_5cfd670683ff5/1170854_2.jpeg)
Регулятивные: планирование, прогнозирование; контроль, коррекция;
Познавательные: моделирование, логические -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные : сотрудничество в поиске и выборе информации
Регулятивные:
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
умение применять правила порядка выполнения действий при нахождении значений выражений, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, управление поведением партнёра
Коммуникативные :
- выполнять учебные задания в паре;
- формулировать высказывания, используя математические термины;
Регулятивные:
выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий.
7. Включение в систему знаний и повторений
- Где нам может пригодиться умение умножать трёхзначное число на однозначное?
1) Прочитаем задачу №277(а).
В магазин привезли 123 м ситца, шерстяной ткани в 3 раза больше, чем ситца, а гардинного полотна на 96 м меньше, чем ситца и шерстяной ткани вместе.
Сколько всего метров ткани привезли в магазин?
Что нужно узнать в задаче?
Обсудите в паре решение и запишите в тетрадь.
Регулятивные: планирование, прогнозирование
Коммуникативные -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Личностные: самоопределение, самоанализ.
2) Решение уравнения
859 – b = 124 • 3
- Проверьте решение по образцу( Решение для проверки на экране)
859 – b = 124 • 3
859 – b = 372
b = 859 – 372
b = 487
859 – 487 = 124 • 3
372 = 372
Ответ: b = 487
3) Задача на развитие логики
В ящике лежало 64 кубика. Первый мальчик взял половину имеющихся в ящике кубиков. Следующие четверо ребят брали по очереди половину оставшихся в ящике кубиков. Сколько кубиков взял пятый мальчик?
-Проверим
62 : 2 = 32
32 : 2 = 16
16 : 2 = 8
8 : 2 = 4
4 : 2 =2
8. Рефлексия учебной деятельности.
Ребята, а сейчас посмотрите на экран, выберите на парте смайлика , который покажет как вы чувствовали себя на уроке и объясните выбор своего смайлика.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/06/09/s_5cfd670683ff5/1170854_3.jpeg)
-Домашнее задание на стр. 12
№ 277(б), 279
- Что нового узнали на уроке?
- Какими способами можно умножать трёхзначное число на однозначное?
- Где используются данные знания?
- Что бы вы могли рассказать своему другу об уроке по схеме:
ЗНАЮ
Я УМЕЮ
МОГУ
-Как умножать трёхзначное число на однозначное
- Удобнее умножать столбиком.
Давайте еще раз все вместе повторим алгоритм этого решения. Посмотрите на экран
![]()
![]()