СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики по теме"Килограмм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с новой единицей  измерения массы

Просмотр содержимого документа
«Урок математики по теме"Килограмм"»

Открытый урок по математике


Тема урока: Килограмм

Цели урока: помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях.

Оцениваем себя: для оценивания в коробочке на каждой парте лежат гири, вырезанные из бумаги (оранжевые — 4 балла, всё сделано правильно, аккуратно

  • жёлтые — 3 балла, допущена 1 ошибка, написано неаккуратно

  • зелёная — 2 балла, 2-3 ошибки, грязно

фиолетовая — 1 балл, неправильно

Личностные результаты

1) формировать способность оценивать собственные математические знания и умения

2) формировать способность устно оценивать работу своих одноклассников в виде суждения и объяснения

3) использовать полученные знания при решении жизненных ситуаций

4) развиватькоммуникативныенавыкиприколлективномобсуждениивыступленийребят


Метапредметные результаты


Регулятивные универсальные учебные действия:

  1. формулировать цель, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя

  2. осознавать и принимать  учебную задачу

  3. оценивать результат собственной учебной деятельности с помощью листов самоконтроля

  4. совместно с учителем составлять план решения задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

1) учить формулировать учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос

2) учить работать с дополнительным материалом (Интернет, энциклопедии)

3) добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.)

4) перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний общечеловеческих законов.


Коммуникативные универсальные учебные действия:

1) доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

2) слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

3) вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

4) строить осознанное высказывание в устной форме


Предметные результаты

1) научить сравнивать одинаковые внешне предметы по массе

2) развиват ьвычислительные навыки и умение решать текстовые задачи

3) грамотно использовать в речи математические термины и понятия




ХОД УРОКА:

        1. Организация класса.


Прозвенел уже звонок. 
Начинается урок. 
Мы сегодня не одни, 
Гости на урок пришли. 
Повернитесь поскорей, 
Поприветствуйте гостей! 
Подтянитесь, улыбнитесь 
И тихонько все садитесь. 
Тихо сели, спинки прямо. 
Все с улыбочкой вздохнем 
И наш урок начнем. 


Скажите ребята:

- Что такое исследование? (Изучение какого-либо предмета или явления.)

- Кто такой исследователь? (Человек, который занимается исследованием.)

- Сегодня, мы с вами – исследователи. Но для этого необходимо быть очень вдумчивыми, внимательными и наблюдательными.

А чтобы работа была успешной – улыбнитесь друг другу.

- Перед началом исследования проведём разминку.


2. Актуализация знаний

-И начнем с зарядки для ума.

  1. Угадай, о каком числе идет речь: оно больше 6 на 2, его соседями являются числа 7 и 9 (8).

  2. Как получить число 8.

  3. Первое слагаемое 5, второе 4. Чему равно значение суммы? (9)
    4. -Покажите число, которое на 1 меньше 7. (6)
    5. - Я задумала число, прибавила к нему 3 и получила 7. Какое число я задумала? (4)
    6. - Уменьшаемое 9, вычитаемое 6. Чему равно значение разности? (3)
    7. - На сколько 7 меньше 9? (на 2)

2.Работа с задачами.

- Ребята, у вас на столе лежат карточки. Я прочитаю вам задачи. Вам необходимо выбрать нужную карточку с решением задачи.

А) Вчера температура воздуха на улице была 8 градусов, а сегодня на 2 градуса теплее. Какая температура воздуха сегодня?

- В чем измеряли температуру? (В градусах)


Б) Длина ручки 8 см, а длина ластика 2см. На сколько см ручка длиннее ластика?

В чём измеряли длину ручки и ластика? (В сантиметрах)


В) Мама собрала 8 стаканов ягод, а дочь – на 2 стакана меньше. Сколько стаканов ягод собрала дочь?

- В чем измеряли количество ягод? (В стаканах)


Кому работа показалась интересной, кто не испытывал трудности в работе, поднимите красный квадратик.


Кто испытывал трудности, поднимите зелёный квадратик (в чём испытывал трудности, объясни)


4. Постановка учебной задачи и ее решение

-Ребята, посмотрите, что лежит у вас на партах?

-Сравните эти полоски по цвету, форме и длине. Какие они?

-Что надо сделать, чтобы сравнить их по длине? От какого деления мы измеряем по линейке?

-В каких единицах мы измеряем длину?

Кому работа показалась трудной поднимите квадратик.

- Кто не испытал трудности в работе и с лёгкостью справился с заданием?


У меня на столе две коробки. Сравните их, что вы можете сказать? (Коробки одинаковые по цвету, форме, размеру).

- Но я вас уверяю, что эти коробки разные. В чём их отличия?

- Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки. (Один ученик выходит к доске и проводит эксперимент).

- Что теперь можете сказать? (одна коробка легче, другая тяжелее).

- Легче или тяжелее мы говорим тогда, когда имеем в виду свойство, как же его назвать? (Масса, килограмм)

- А как же называется такое свойство предметов?

На доске выставляется слово МАССА.

- Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании? (Двойная буква с).

- Сколько здесь слогов? ( 2)


Постановка цели урока

Поставьте перед собой цель. Чему будете учиться?

- Что же поможет нам точно сравнить предмет по массе?

Какой инструмент? (Демонстрация весов.) СЛАЙДЫ ПРЕЗЕНТАЦИЯ


Практическая работа. Исследование.

- Как же с помощью данных весов определить, какой предмет тяжелее, какой легче? (проблемный вопрос)

- Сейчас мы проведём небольшое исследование.

- Вам предстоит сравнить массу предметов с помощью весов и сделать определённые выводы.


- Ребята, возьмите в одну руку учебник, а в другую тетрадь. Что легче, а что тяжелее?(Учебник тяжелее тетради, тетрадь легче учебника.)

- Теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую – ручку. Что легче, а что тяжелее?(Учебник тяжелее ручки, а ручка легче учебника).

- Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравниваем? (Массы предметов).

- Да, правильно, мы сравнивали массы предметов. И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради…(меньше массы учебника) (дети заканчивают предложение).

- Если масса ручки меньше массы учебника, то…(масса учебника больше массы ручки) (предложение заканчивают дети).

- А теперь возьмите в каждую руку по учебнику и сравните их массы. Что можно сказать о массах учебников? (Масса одного учебника равна массе другого учебника).

- Ребята, а каким прибором измеряют массу предметов? (Весами).

- Правильно, массу предметов измеряют весами.

(На доску вывешивается слово «весы» )

- Давайте прочитаем это слово по слогам.

Сколько здесь слогов? (2)

Где в жизни вы встречали весы?

- Люди каких профессий используют в своей деятельности весы?

У кого родители используют весы? Для чего?

Работа с презентацией. Рассматривание слайдов.

Весы бывают разные: чашечные, электронные, аптечные, механические. (рассматривание слайдов).

Ребята, посмотрите на доску.

- Прокомментируйте рисунок. (На одной чаше лежит яблоко, а на другой – 5 клубничек. Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии (массы одинаковые)).

- Запишем: 1 ябл. = 5 кл.

- Но мы знаем, что 1

- Какой вывод можно сделать?

- Раньше люди пользовались разными мерками: камнями, яблоками и др. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. И более 200 лет назад люди придумали мерку и назвали её – килограмм.


-Представьте, что вы пришли в магазин и просите взвесить 2 ---сахарного песка. В чём измеряется масса?
-В килограммах. (табличка на доске)

(На доске вывешивается слово «килограмм»).

Килограмм – это единица измерения массы

- Давайте прочитаем это слово по слогам. Какие особенности в написании этого слова вы заметили? Сколько здесь слогов? (3)

- Сокращенно это слово записывают « кг.».(На доске вывешивается КГ).

– В математике слово «килограмм» принято писать сокращенно: кг, например: 1 кг, 2 кг, 3 кг и т. д.

– Прочитайте записи:3 кг, 4 кг, 6 кг, 7 кг.

- Ребята, какие предметы можно взвесить с помощью новой величины?

- Чтобы взвесить, например, арбуз, что понадобится? (гири)

- Есть гири массой 1 кг, 2кг, 5 кг. Существуют и другие единицы измерения веса: граммы, тонны, центнеры. Но основной является килограмм.


Физминутка.

- Встаньте из-за парт и представьте себя чашечными весами. Левая рука  - левая чашка весов, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам.

- весы находятся в равновесии;
- левая чаша весов опустилась;
- правая чаша весов опустилась;
- весы находятся в равновесии;
- масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;
- весы находятся в равновесии;
- груз на левой чаше легче;
- весы находятся в равновесии.



Закрепление изученного материала

Работа по учебнику.

№ 1 стр.36

Что видите на рисунке? (Весы, гири.)
-Для чего нужны гири?
-Чтобы взвешивать массу на весах, где нет шкалы.

  1. – Узнайте, что легче: арбуз или гиря?

  2. – Узнай массу пакета с мукой.

  3. Как можно с помощью гирь в 1кг, 2кг и 5кг взвесить 3кг? 7кг? 4кг?

Оцениваем себя.



Кто не испытывал трудности и справился с заданием поднимите карточку.

Кто не справился с заданием. В чём испытывали трудность?

Задачи на смекалку: (устно)

1) Индюк весит 10 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?

2) В одном ящике лежало 8 кг муки, а в другом – 8 кг гвоздей. Какой ящик тяжелее?

Работа с тетрадью на печатной основе

- Откройте тетрадь на печатной основе на стр. 21 №1

Прочитайте задачу. Как можно одним словом назвать колокольчики и ромашки? (цветы) Сколько в букете колокольчиков?- 5 Сколько ромашек?-4. Мы можем узнать, сколько всего цветов в букете? Каким действием? Запишите решение и ответ в тетрадь. Самопроверка по ответам на доске. Работа над ошибками.

- Откройте тетрадь на печатной основе на стр. 21 №2.

Что взвешивают? В каком положении находятся весы?

Можем ли мы узнать массу тыквы? (5кг+2кг=7кг)

Сколько весит дыня? На 1 кг меньше, чем тыква. Мы можем узнать массу дыни? каким действием? (7кг-1кг=6кг) Запишите решение и ответ задачи в тетрадь. Самопроверка по ответам на доске. Работа над ошибками.

Кто не испытывал трудности и справился с заданием поднимите карточку.

Кто не справился с заданием. В чём испытывали трудность?

ФИЗМИНУТКА

Встаньте, пожалуйста.
– Поднимите вверх руки, кто считает, что 2 кг меньше. чем 4 кг.
– Спрячьте ручки за спину, если считаете, что 9кг меньше. чем 8кг.
Решите задачу: Мама купила 3 кг яблок. а груш на 2 кг больше. Чему равна масса купленных груш? Поднимите руки к плечам те, кто считает. что масса груш  5кг .
Присядьте столько раз, на сколько 8кг больше чем 4 кг.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

-     Давайте исследуем весовой товар.   Если товар весовой , выберите  и подчеркните товар.

-     Ананас   3кг,  линейка15 см,  мука10кг,  1 пачка чая ,  2 коробки с машинками,  4 пакета сока, тыква 7кг,  арбуз 5 кг.

-Сделайте взаимопроверку. Кто правильно выбрал товар? Кто допустил ошибку? Кому нужна тренировка? (Дети осуществляют самопроверку по образцу).

Кто не испытывал трудности и справился с заданием поднимите карточку.

Кто не справился с заданием. В чём испытывали трудность?


В магазине много покупателей. Я пошла в магазин и купила 3кг яблок и 1 кг апельсинов.

Решите задачу. Можем ли решить задачу? Нет. Почему? Потому что нет вопроса. Молодцы.

А что вы хотите узнать? Сколько всего кг фруктов?.( 4 кг)

А какой вопрос еще можно поставить? На сколько яблок больше, чем апельсинов? (На 2 кг.)

На сколько меньше апельсинов, чем яблок?


Подведение итогов урока

- Что мы сегодня исследовали?

-С каким новым свойством предметов вы познакомились?

- Какие новые слова вы узнали?

- Давайте попробуем сформулировать вывод, используя новые слова.

- Достигли ли мы наших целей урока?

Кто не испытывал трудности и справился с заданием поднимите карточку.

Кто не справился с заданием. В чём испытывали трудность?


- Мы сегодня говорили о килограмме. Это известная мера массы.

-А самых любознательных я попрошу дома в энциклопедии найти сведения о старинных мерах массы и рассказать нам на следующем уроке.

Спасибо за старание. Ведь главное – желание.

А навыки и знания с годами к нам придут.

Прозвенит звонок с урока – отдохнуть придёт пора.

Что узнали на уроке, не забудем никогда.


- Где в реальной жизни пригодятся данные знания?

- Что вы можете дома взвесить?


Ребята, кто сегодня был самым активным на уроке? Предлагаю самому активному открыть коробочку и угостить всех детей. Молодцы!