Урок математики в 1г классе по теме: «Литр».
УМК «Школа России».
Учитель начальных классов МАОУ СОШ №1 им. Н.А. Некрасова
Бахар Елена Николаевна
Содержание: Знакомство с величиной вместимостью и ее измерением с помощью литра. Сравнение сосудов по вместимости и выполнение сложения и вычитания с единицей измерения литр.
Технология: деятельностный метод автор: Петерсон Л.Г.
Форма урока: урок - практикум
Цель: познакомить с новой величиной – вместимостью (объемом) и её измерением с помощью литра;
Предметные (УУД): формирование знаний учащихся о новой величине - вместимости (объеме) и единице измерения - литре путём наблюдения и практической работы; учить детей формулировать проблему, выдвигая гипотезы и находить правильное решение.
Регулятивные (УУД): контролировать свою деятельность, определять последовательность действий;
Ход урока:
1. Организационный момент и сообщение темы и целей урока.
- Здравствуйте, дети. Сегодня у нас необычный урок. Мы будем исследователями и познакомимся с новой величиной.
2.Устный счет:
- увеличить 6 на 3; - это число является предыдущим числа 1; - 10 уменьшить на 8;
- это число сосед чисел 5 и 7;
- назовите разность чисел 6 и 5;
- назовите сумму чисел 2 и 7;
Задачи:
1. Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали надрезов?
2. У стола 4 угла. Сколько углов останется, если 1 угол распилить?
3.Побуждение к формированию цели и задачи урока.
- А сейчас мы с вами разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего урока. Разгадывать мы его будем все вместе.
1. Огородник тот
С длинным носом живёт.
Где носом качнёт,
Там вода потечёт.
Нагнут меня ребятки —
И дождь пойдет на грядку. (лейка)
2. Закипит - исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит: -
Эй! Сними меня! – кричит.(чайник)
3. Сделан он весь из стекла,
Для чая, сока, молока. (стакан)
4. В шахту спустится -
Принесёт воды во двор.
Он пыхтит, как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится —
Пригласит чайку напиться.( ведро).
- Посмотрите внимательно, какое же главное слово у нас получилось?
В сотворчестве с учащимися постановка цели урока.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?
Уточнение понимания учащимися цели.
- Верно, мы познакомимся с новой величиной – объемом и научимся ее измерять.
4. Объяснение нового материала.
Посмотрите, перед вами кувшин и кружка. Определите, куда больше вместится воды?
(Емкости одинаковой вместимости.)
Выслушиваются ответы учеников. Ответы звучат по-разному.
Как определили?
Теперь перед вами два ведра. Как определить, куда больше вместится воды?
Сколько воды вмещается в бочонок?
Чем будем пользоваться? (ведром и банкой)
Банка и ведро – это мерки.
1 бочонок = 5 вёдер
1 бочонок = 10 банок
Разрешаем проблемную ситуацию.
- Получается, что в бочонок вмещается разное количество воды. Почему так произошло?
Измерять одинаковой меркой, а не разной.
- Измеряют вместимость (объем) сосудов литрами - единой международной единицей.
- Где вы встречали эту единицу измерения?
В магазине, на автозаправке.
- Какие ещё бывают ёмкости вместимостью 1 литр?
Посмотрите на ёмкости вместимостью 1 литр.
- Посмотрите, как это надо записывать: 3 л.
Вывод: вместимость надо измерять одинаковой меркой, а не разными.
- Какая мерка принята для измерения вместимости (объема)? (Литр)
Учитель вывешивает карточки «ЛИТР», «ОБЪЕМ»
Запись сокращенно -1 л.
- Где вы встречались с этой единицей измерения?
(В магазине продают сок , масло, молоко. Папа заправляет машину бензином 10 л, 20л и т.д.)
5. Первичная проверка понимания.
1. Вставьте пропущенные числа.
8л -...= 2л ...л +1л = 8л ..л - 3л = 4л
3л + Зл - 4л =...л 7л - 3л =...л 6л - 5л + 7л =...л
Какая единица измерения встретилась в этой задаче?
Физкультминутка.
6. Первичное закрепление с комментированием.
Решим задачи:
1.Мама сварила 5 л вишнёвого варенья и 3 л клубничного. Сколько всего литров варенья сварила мама?
2. (устно) Миша принёс для поливки клумбы 2 литра воды, а Петя - 4 литра. Сколько литров воды они принесли вместе?
3. Решение задач из учебника. С.38, №5 (комментирование с места)
7. Итог урока.
8. Рефлексия.
Цель: умение применять свои знания на практике; подведение итога урока, создание положительного настроя; дать возможность каждому высказаться.
- Какая была тема урока?
- Что мы узнали?
- Посмотрите, у вас на парте лежит «баночка». Оцените свою работу при помощи шкалы, которая нарисована у вас.
- Я бы тоже хотела оценить вашу работу.
На доске появляется большой улыбающийся смайлик.
Список использованных источников:
Математика 1 класс. Моро М.И. Волкова С.И., Степанова С.В. Учебник. М.: Просвещение.
Ситникова Т.Н. Яценко И.Ф. Методические разработки по математике 1 класс. М.: ВАКО 2016 г.