Урок математики
Гончарук Елены Анатольевны,
учителя начальных классов
МАОУ СОШ № 28 г. Балаково
Саратовской области
2021
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
• Предмет, класс, автор учебника: математика, 4 класс, М.И. Моро, М.А. Бантова и др.
• Тема урока: «Умножение числа на сумму»
• Дидактическая цель: создать условия для формирования умения умножения числа на сумму с опорой на схематический рисунок, умения записывать новый приём умножения.
• Тип урока: «открытие» нового знания
• Задачи по содержанию (обучающая, развивающая, воспитательная):
Обучающая:
1) формировать представления о конкретном смысле умножения числа на сумму;
2) формировать умения:
- производить умножение числа на сумму с опорой на схематический рисунок;
- записывать новый приём умножения;
- выполнять умножение числа на сумму удобным способом;
- применять полученные знания при решении практических задач.
Развивающая:
- способствовать развитию социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- способствовать развитию использования знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач;
Воспитательная: содействовать воспитанию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• Методы обучения:
- деятельностный, проблемный;
- словесный (беседа), наглядный (картинки в учебнике, презентация), практический (упражнения);
• Формы организации познавательной деятельности учащихся1: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
• Средства обучения (для учителя, для учащихся):
Для учителя:
- учебник «Математика» 4 класс, Моро М.И., Бантова М.А. и др. часть 2 с.42
- презентация к уроку, компьютер, проектор;
- конспект урока.
Для обучающихся:
- учебник «Математика» 4 класс, Моро М.И., Бантова М.А. и др. часть 2 с.42
- презентация к уроку;
- карточки с заданиями для каждого ученика;
- карточки с заданиями для работы в группах;
- маркерные доски;
- индивидуальные доски с разноцветными магнитиками;
- «Лист Успеха» для самооценки.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Самоопределение к деятельности 1 – 2 мин. | - Урок начинаем с девиза. Прочитайте девиз урока: «Математике учиться-всегда пригодится. Математика-гимнастика для ума». - Как вы понимаете эти слова? Для чего нужно учить математику? – Подумайте, что необходимо нам для успешного изучения математики? | Читают девиз урока. Отвечают на вопросы учителя. | 1 |
Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности 4 - 5 мин. | Актуализация знаний 1. Работа в парах по карточкам. - Подумайте и поставьте нужный арифметический знак: На доске записаны равенсва: 3…14= 42 5…17=23 6…16=96 20…16=320 3…26=29 50…17=750 -Чем похожи все записанные равенства? -Какие арифметические действия могли совершить с числами, если ответ больше каждого из них? -На какие группы можно разделить полученные равенства? -Как удобнее найти значение произведений? Проверка: - Назовите выражения, которые у вас получились. 2. - Выполняя это задание, какое арифметическое действие вы выполняли? - Расскажите, что вы уже знаете об арифметических действиях, обращаем внимание на карточку-помощницу (на экране). А что ещё вы хотели бы узнать? Фиксация затруднений 3. Послушайте задачу. Учительница проверяет 18 тетрадей в час. В первый день она проверяла тетради 3 часа, а во второй 4 часа. Сколько всего тетрадей проверила учительница за 2 дня. Как вы будете решать задачу? (подсчитаем, сколько всего часов учительница проверяла тетради, и умножим это число на количество тетрадей, проверяемых в час.) Запишите выражение. 18 * (3+4)=126 (т.) Можно ли решить эту задачу другим способом? (можно сначала подсчитать, сколько учительница проверяла тетради в каждый из дней, а потом результаты сложились) Запишите выражение.18*3+18*4 =126 (т.) | 1. Выполняют задания в карточках. Называют арифметические знаки, полученные выражения, проверяют. Отвечают на вопросы учителя. 2. Отвечают на вопрос. Читают вопросы и отвечают на них. 3.Записывают и решают выражение. Отвечают на вопросы учителя. Записывают ответы на доске. Отвечают на вопрос учителя. | 12, 13, 7. |
Постановка учебной задачи 1 – 2 мин. | Посмотрите внимательно на выражения, которые мы записали. Что вы можете сказать? (выражения разные, а результат один и тот же.) Какой можно сделать вывод? Как можно умножить число на сумму? (Можно найти сумму и умножить число на результат или умножить число на каждое слагаемое и результаты сложить). Кто уже догадался, какая тема нашего урока? Какую цель нашей деятельности мы поставим на урок? | Отвечают на вопросы учителя. Определяют цель своей деятельности на уроке. | 8, 4. |
Построение проекта выхода из затруднений («открытие»). Реализация построенного проекта 10 – 12 мин. | - Откройте с. 42 Скажите, правильно ли мы поняли какую тему нам сегодня освещает человечек? - Скажите, как подсчитать все геометрические фигуры? (3*4+3*2=18; 3*(4+2)=18) Объясните, как двумя способами узнали общее количество кружков. По 3 кружка взяли 6 раз, получилось 18 кружков. Сначала по 3 кружка взяли 4 раза, получилось 12 кружков, а потом по 3 кружка взяли еще 2 раза, получилось 6 кружков, сложили 12 и 6, получилось 18 кружков. Посмотрите внимательно на выражения, которые мы записали. Что вы можете сказать? (выражения разные, а результат один и тот же.) Какой можно сделать вывод? Как можно умножить число на сумму? Можно найти сумму и умножить число на результат или умножить число на каждое слагаемое и результаты сложить. Выполните № 139. Как можно решить двумя способами числовые выражения? Выполните № 140. Вычислите удобным способом. Правильные ли выводы вы сделали ранее? Физминутка. Показ слайдов.( музыкальная ) Поработаем с карточками. На них записаны примеры. 4*(30+4) 2*(40+2) 2*(20+3) 4*(30+4) Работа по учебнику . с. 42, Задача № 142. Прочитайте задачу. Как лучше кратко записать условие ? (в таблице) За 1 рейс | Кол-во рейсов | Всего ц | 1 уч. – 52 ц 2 уч. – 52 ц | 5 р. 4 р. | | Какими способами можно решить задачу? Решение 1 способ: 52 *5+52*4=468 (ц.) было перевезено картофеля 2 способ: 52 *(5+4) = 468 (ц.) было перевезено картофеля Ответ: 468 центнеров. Какое свойство умножения вы использовали? | 1. Отвечают на вопросы учителя. Дополняют цель своей деятельности на уроке. Определяют тему урока и сравнивают её с темой в учебнике. Записывают вместе с учителем пример. Читают запись. Отвечают на вопросы учителя. Читают объяснение в учебнике. Сравнивают, делают вывод, аргументируя его. Сравнивают, делают вывод, аргументируя его. Отвечают на вопрос учителя. Выполняют движения под музыку. Три ученика выходят к доске по очереди и выполняют задание с подробным объяснением. Остальные выполняют в тетрадях. Четвертый пример- самостоятельно. Отвечают на вопрос учителя. Отвечают на вопрос учителя. Сравнивают, делают вывод, аргументируя его | 2, 4, 11, 15, 8. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 3 – 4 мин. | - Работа с приложением МЭШ. (https://uchebnik.mos.ru/app_player/72413) Выполните в парах: первый пример читает и объясняет решение один ученик, а второй слушает, второй пример – меняемся. | Работают в парах: сначала один объясняет, другой слушает, потом наоборот. | 13, 14, 15. |
Самостоятельная работа с самопроверкой 3 – 4 мин | Работа с приложением МЭШ (https://uchebnik.mos.ru/app_player/72548) - Проверьте решение по образцу (на экране). - Поднимите руку, кто верно решил все примеры? Кто допустил ошибки, исправил их? - Молодцы! | Решают примеры самостоятельно. Проверяют по образцу. Фиксируют отметку за работу на данном этапе в «Лист успеха». Поднимают руки. | 5. |
Включение в систему знаний и повторение (жизненная ситуация/ необязательный этап) 6 - 7 мин | - Ребята, а может нам пригодится в жизни умение делить число с остатком? Приведите примеры. Работа в группах на маркерной доске. Задание: решите задачу. 1 группа: В магазин привезли 4 куска ткани красного цвета и 5 кусков ткани синего цвета. В каждом куске по 15 метров ткани. Сколько всего метров ткани привезли в магазин? Выбери выражение, с помощью которого можно ответить на вопрос задачи. Укажите правильный вариант ответа: 15 : (4 + 5) 15 · (4 + 5) 15 - (4 + 5) 2 группа: 3 группа: Проверка: представитель от команды выходит к доске, читает задачу, показывает и объясняет её решение. - Молодцы, хорошо справились с заданием. | Отвечают на вопрос, приводят примеры. Работают в группах: решают задачу. Выходят к доске, читают задачу и объясняют, как решали. | 12, 13, 14,15. |
Рефлексия деятельности 3 - 4 мин | 1. - Ребята, чему мы хотели научиться вначале урока? - Мы достигли своей цели? - А каким способом? - А как вы думаете есть ещё другие способы умножения числа на сумму? - Об этом мы узнаем на следующем уроке. - А сейчас посмотрите ещё раз на список вопросов об умножении, с которого мы начинали урок (на экране). - Какие вопросы вы бы добавили после сегодняшнего урока? 2. - Ребята, оцените результат своей работы на уроке согласно вашей отметке за работу на каждом этапе урока в «Листе успеха». - Выберите и продолжите любое предложение: На сегодняшнем уроке я узнал… На сегодняшнем уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось … Сегодня я сумел .. 3. Отметки за урок…. 4. Домашнее задание-карточка. Закрепить умение выполнять умножение числа на сумму и решение задач вы можете с помощью карточки (на выбор 2 задания) КАРТОЧКА «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ» №1.Решите примеры удобным вам способом. | №2. Разложите один из множителей на слагаемые, чтобы выполнить умножение. | №3. Выполнить ЦДЗ (цифровое домашнее задание 1-2 этапов урока) https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/1740450 | - На этом наш урок закончен. Мне было очень приятно с вами поработать. Спасибо вам и математике! | 1. Отвечают на вопросы учителя Предлагают добавить вопросы в список. 2. Оценивают с помощью «Листа Успеха» свою работу на уроке. 3.Слушают отметки. 4.Получают домашнее задание карточку, записывают на выбор 2 номера. | 7. |
Приложение к уроку:
Карточка «Домашнее задание»
№1 | №1.Решите примеры удобным вам способом. |
№2 | №2. Разложите один из множителей на слагаемые, чтобы выполнить умножение. |
№3 | №3. Выполнить ЦДЗ (цифровое домашнее задание 1-2 этапов урока) https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/1740450 |
Приложение МЭШ «Умножение числа на сумму»
ID приложения:70744
Создан:03.01.2019 16:10
Обновлен:22.02.2019 12:47
Загрузил(а):Власова
https://uchebnik.mos.ru/app_player/72413
Приложение МЭШ «Умножение числа на сумму»
ID приложения:70892
Создан:04.01.2019 01:20
Обновлен:30.01.2019 22:29
Загрузил(а):Власова Ольга Валерьевна
https://uchebnik.mos.ru/app_player/72548
Цифровое домашнее задание МЭШ
Уровень изучения:Базовый
ID:1740450
Создан:08.06.2020 12:45
Дата публикации:30.06.2020 12:39
Загрузил(а):Колмакова Ольга Васильевна
Школа автора:ГБОУ Школа № 1194
Автор:Колмакова Ольга Васильевна
https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1740450/view
1 Выбрать и указать слова: фронтальная, индивидуальная, групповая или парная