Учитель: Молоткова М.К Школа: МБОУ СОШ №2 с.Грабово им.Героя России С.В.Кустова Тема урока: Смешанные числа Класс: 5 Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации. Цели по содержанию:
повторить правильные и неправильные дроби; ввести определение смешанных чисел и выявить правило перевода из неправильной дроби в смешанное число, уметь читать и записывать смешанные числа; сформировать умение выделения неправильной дроби в смешанные числа; углубить представления о дробных числах.
развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание
развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация; Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.; рабочие листы, липкие листы.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Давайте запишем число в рабочей тетради. | Включаются в деловой ритм урока |
Актуализация знаний и умений | Актуализация опорных знаний и способов действий | (Слайд 2). Давайте все вместе прочитаем стихотворение. – Каждый может за версту Видеть дробную …(черту), Над чертой – …(числитель), знайте Под чертою – …(знаменатель). Дробь такую непременно Надо звать …(обыкновенной.) (Слайд 3). – Какая дробь называется правильной? – Какая дробь называется неправильной? – Может ли правильная дробь быть больше 1? – Всегда ли неправильная дробь больше, чем 1? Устный счет: (Слайд 4). (Слайд 5). Разбейте на 2 группы I - натуральные числа; II - дробные числа Чем натуральные числа отличаются от дробных? Что означает черта в дроби? | В тетрадях разбивают числа по группам. Учащиеся осуществляют устный счет В тетрадях записывают числа, разбив их на две группы. Обмениваются тетрадями и делают взаимопроверку по Слайду (Слайд №6) Целые числа обозначают целые единицы, а дробные – части единиц Черта означает знак деление |
Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Формирует проблемную ситуацию 1) К какой группе вы отнесли число 5 ? 2)Что заметили интересного? 3)А мы знаем как такие числа называются? 4)Какая же цель нашего урока? Предлагаю вам разгадать ребус, чтобы узнать тему нашего урока (Слайд №7) Запишем в тетради тему урока «Смешанные числа» | Учащиеся отвечают на вопросы, формируют цель урока «Узнать как называются такие числа; как читаются, записываются числа; какие действия можно осуществлять с ними» Учащиеся разгадывают ребус и дают название числам и тему урока. (Слайд №8) |
Первичное усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: определения смешанного числа | Определение смешанных чисел - Какие числа называют смешанными? Запись смешанных дробей 1) (дробная черта по середине целой части) 2 – целая часть - дробная часть Пример: (принято записывать короче) 2) Приведите свой пример по одному смешанному числу, прочитайте соседу и пусть он его запишет. Перевод из неправильной дроби в смешанное число А встречались ли нам с вами неправильные дроби в начале урока? А как вы думаете, что с ними можно сделать? Чему мы должны научиться? Представим неправильную дробь в виде смешанного числа Что предлагаете? Делить столбиком. А как? К чему мы можем обратиться для уточнения своих предположений? На стр. 168 показан способ выделения целой части из неправильной дроби, рассмотрите и выделите целую часть из . Задача № 1: Два апельсина нужно разделить поровну между тремя детьми. Сколько должен получить один ребенок? Как сделать так чтобы каждый получил свою долю? Задача № 2: Пять одинаковых апельсинов нужно поровну разделить между тремя детьми. Сколько должен получить один ребенок? Сколько целых апельсинов получит каждый ребёнок? Задача № 3: Придумайте свою задачу и предложите её решить соседу. | Смешанными числами называются числа, состоящие из целой и дробной части 1)Записывают в тетрадях. 2) работают в парах. Да Выделять целую часть Научиться записывать неправильную дробь в виде смешанного числа Записать дробь в виде частного и найти ответ К тексту учебника Показывают способ деления Нужно количество апельсинов разделить на количество детей. Каждый получит по 1 целому апельсину и апельсина. Работают в парах. |
Физкультминутка | | Слайд 9 | |
Первичное закрепление | | Предлагает выполнить совместно задания с УМК №1084, 1085,1086, контролирует деятельность учащихся, при необходимости консультирует в появившихся вопросах. | Выполняют задания с учебника возле доски поочередно или по желанию, при необходимости обращаются к учителя по возникшим затруднениям |
Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Самостоятельная работа А сейчас выполните небольшую самостоятельную работу. (Слайд 10) | Выполняют задания. Обмениваются тетрадями и делают взаимопроверку по Слайду (Слайд №11) |
Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Что изучали сегодня на уроке? Кто желает сформулировать определение смешанных чисел. Давайте хором сформулируем определение смешанных чисел. С каким героем работали? Как называются такие числа: Выставляет оценки за урок. | Отвечают на вопросы. Смешанными числами называются числа, состоящие из целой и дробной части. Смешанные числа. |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | № 1109, №1110 (Слайд 12) Поясняет выполнение номеров. | Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. |
Рефлексия (подведение итогов) | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Было трудно … Было интересно … Я научился … Меня удивило … У меня……….настроение?(слайд № 13) | Учащиеся отвечают на вопросы. Высказывают свои мнения. |