Учитель: Чурсина Г.Е. УМК «Перспектива» 4 класс (ФГОС)
Тема урока, место в общей теме | Тема урока: «Умножение многозначного числа на трехзначное число». |
Цели урока | Познакомить с письменным приёмом умножения на трёхзначное число. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний и способов деятельности. |
Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока | Алгоритм умножения многозначных чисел на трехзначное число, , неполное произведение. |
Предметные знания и умения, которыми овладеют учащиеся в результате проведения урока | Научатся выполнять письменное умножение на трехзначное число; читать равенства, используя математическую терминологию; решать задачи изученных видов; контролировать свою работу и оценивать ее результат; выполнять задания творческого и поискового характера. |
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока | Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу по математике; определять и высказывать под руководством педагога общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); развитие навыков сотрудничества; Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; учиться работать по предложенному плану, в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным, извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения. Коммуникативные умения: использовать речь для регуляции своего действия; строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины, адекватно использовать речевые средства для представления результата. |
Планируемый результат | Научатся выполнять письменное умножение на трехзначное число; читать равенства, используя математическую терминологию; решать задачи изученных видов; контролировать свою работу и оценивать ее результат; выполнять задания творческого и поискового характера, работать, в паре. |
Применение оборудования и инструментария: (ТСО, ИКТ, таблицы, карточки и т.д.). | Математика. Учебник для 4класса 2 часть. Рабочая тетрадь “Математика”, 4 класс, 2 часть, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, листы успеха. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | - Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: “Доброе утро!”. Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера. - Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Ребята, у вас у каждого будет свой «Лист успеха», выполняя каждое задание, оценивайте свой успех при помощи цвета: зеленый -справились без ошибок, оранжевый - с незначительными ошибками, красный - есть ошибки (3-4). | Организуют рабочее место, проверяют готовность к уроку. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Держатся за ручки, закрывают глаза и мысленно желают друг другу хорошего настроения и доброго дня. Тихонечко садятся на свои места. | Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
II. Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений в деятельности. | Т.к. все ЭВМ, калькуляторы вышли из строя, то мы должны тренировать свою умственную деятельность. Математическая разминка. Слайд 1. -Найди лишнее число: 213, 518, 614, 319, 421, 211. Обоснуй выбор. Слайд 2. -Используя цифры 4, 2, 1 составьте трехзначные числа, при условии, что цифры не должны повторяться. -Найдите наибольшее нечетное число. Слайд 3. -Найди закономерность и продолжи числовую последовательность. 4201, 42002, 420003, ***, ***, ***. Слайд 4. -Найдите значения выражений: 23 * 421 51 * 124 - Что следует применить при вычислениях? Слайд 5. -Распределите выражения на две группы: 421 * 523 325 * 23 47 * 4202 517 * 37 632 * 238 Слайд 6. -Вычислите новые выражения. - Есть такие? (Ситуация разрыва. Границы знания и незнания) | Исправляют, доказывают. Обсуждают способы решения задания. 421, т.к. не содержит единицы в разряде десятков. 421, 412, 241, 214, 142, 124. 421. 4200004, 42000005, 420000006. Следует применить переместительное свойство умножения. У доски с комментированием алгоритма. В первую группу примеры с умножением на двузначное число, во вторую – на трехзначное число, один пример остается вне группы. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД). |
III. Выявление места и причины затруднения | – Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке: что будем делать сначала, что потом, чем закончим урок. Давайте составим план урока. Учитель вместе с детьми составляет план урока. -Какие задачи поставим перед собой? -Как вы предлагаете решить эти примеры? Ваши предложения? | Формулируют тему урока и моделируют цели урока, сравнивают свою тему урока с эталоном. Научиться умножать на трехзначное число, разработать алгоритм умножения. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД) |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цель: разрешение проблемной ситуации. | - Обсудите в группах, как можно найти значения данных выражений. - Чем отличается умножение многозначного числа на двузначное от умножения на трехзначное? - На что надо обратить внимание при записи умножения на трехзначное число? - Было ли трудно умножать на трехзначное число? - Дополните в памятке алгоритм умножения на двузначное число так, чтобы он стал алгоритмом умножения на трехзначное число. | Поиск решения. - При умножении на двузначное число получается два неполных произведения. При умножении на трехзначное число – три неполных произведения. - Надо обратить внимание на подпись третьего неполного произведения (под сотнями) Дополняют алгоритм. | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) |
V.Физминутка Цель: смена видов деятельности. | | | |
VI. Первичное закрепление во внешней речи. | - Выполним тренировочное упражнение (по одному примеру на группу) У.с.104, пр.1 - Проверьте решение при помощи калькулятора. Но вы должны знать, что очень важно уметь решать самим, т.к. на ЕГЭ – выпускных экзаменах не разрешается пользоваться калькулятором. | Решение примеров у доски с комментированием (по одному представителю от группы) Дети отмечают («Лист успеха») | Учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Задание по выбору. - На каждой парте лежат три карточки с заданием для самостоятельной работы. Внимательно рассмотрите задания и выберите ту карточку, которая по вашему мнению для вас подходит. -Решите примеры самостоятельно и проверьте правильность вашего решения (с обратной стороны карточки образец записи примера с ответом) | Каждый выбирает карточку по своим силам. Самостоятельная работа. Самопроверка по эталону. Дети отмечают («Лист успеха») | Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности. Цель: проведение самооценки учащимися своей деятельности. | Вопросы: - Удалось ли решить поставленную задачу? - Где можно применить новое знание? Слайд: Научился ли ты умножать многозначное число на трехзначное? ***Да, я научился умножать и запомнил алгоритм умножения. **Я научился умножать, но еще немного сомневаюсь. *Я не научился умножать, мне еще нужно тренироваться. Посмотрите на свои листы самооценки и оцените свою работу на уроке. Оценка всему классу: Молодцы. Ребята, теперь подведем итоги по вашим «Листам успеха» Каких цветовых кружков у вас больше? - Давайте отметим ваш успех. Изображено дерево, на нем будут расти яблочки. Яблочко – это ваш успех (цветовой кружок, которого больше) Зеленое яблочко - отлично поработал, оранжевое - хорошо, красное - буду стараться) | Дети дают самооценку своей учебной деятельности, подсчитывают. | |
IX.Домашнее задание | Выучить алгоритм умножения на трехзначное число.У.с.104, пр.6, з.5 | | |