Урок математики в 1 классе по программе «Перспектива»
Тема «Число 10»
Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с получением и написанием числа 10.
Планируемые результаты
Предметные — воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 в прямом и обратном порядке начиная с любого числа; считать различные объекты и определять порядковый номер; образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел; составлять число 10 из пар чисел; сравнивать числа в пределах 10 и записывать результат; писать цифрами число 10.
Метапредметные - формулировать, осознавать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность, выполнять учебные действия в устной и письменной речи; восстанавливать изображения и записи согласно правилам; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; использовать определённую математическую терминологию.
ХОД УРОКА
Мотивация и самоопределение к учебной деятельности.
Эмоциональный настрой и установка на продуктивную учебную деятельность.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы:
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Улыбнитесь друг другу, начнем наш урок.
Устный счет.
Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по городу чисел, там нас ждут необычные задания и интересное знакомство.
А я предлагаю начать наш урок с математической разминки. Итак, начнем.
Разминка
-Сколько глаз у одной кошки?
-Сколько пальцев на левой руке человека? А на правой? А всего?
-На какой сигнал светофора надо переходить улицу?
-Какой сейчас месяц?
-Семь дней с понедельника до воскресенья. Что это?
-На кочке сидело 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?
Устный счет (веер)
Какое число следует при счете за числом 1? 2
1.Какое число предшествует при счете числу 9? 8
2. Какое число следует при счете за числом 5?2? 6 3
3. Какое число стоит между числами 3 и 5? 4
4. Какое число меньше 8 на 1? 7
5. Какое число больше 4 на 1? 5
– Какое задание можете предложить?
Как называются эти числа?
Сколько цифр используется в записи каждого числа?
Это однозначные числа (вешаю на доску)
В городе чисел нас встречает гном Смельчак.
Определите, в каком домике живет гном?
1. Какой домик нужно вставить в пустой квадрат?
2. У крышки стола 4 угла. Сколько останется углов, если 1 угол отпилить?
3. Сколько зайцев в корзине? Почему ты так решил?
- Молодцы, ребята. Вы успешно справились с заданием гнома Смельчака.
Нас встречает гном Весельчак
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Предлагается задача-загадка в стихотворной форме:
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок?
Постановка учебной задачи. Формулировка цели урока.
— Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (На доску вешаю тему)
— А чему вы хотели бы научиться на уроке?
Предполагаемый ответ. На сегодняшнем уроке мы хотим больше узнать про число 10.
Планирование деятельности на урок.
Мы будем находить множества из десяти элементов, сравнивать множества, образовывать число 10, записывать цифрами это число, изучим состав числа 10.
Реализация учебной задачи урока.
Где в ряду чисел стоит 10?
Что вы можете сказать про это число?
Сколько цифр в записи этого числа?
(Ввожу понятие двузначного числа)
Где в жизни мы встречаемся с числом 10?
В слове МАТЕМАТИКА – 10 букв (на обложке учебника)
“Козлёнок, который считал до ДЕСЯТИ” — советский мультипликационный фильм. Главный герой мультфильма – Козлёнок, научившийся считать до десяти и стремящийся применить свое умение на практике.
Попасть в ДЕСЯТКУ –
• Делать что-либо очень точно.
• Подбирать очень точные, меткие слова, рассказывая о чём-либо.
НЕ РОБКОГО ДЕСЯТКА – о смелом человеке.
Что можно считать десятками?
ВЫВОД: Поскольку у человека на руках 10 пальцев, то число 10 с давних времен использовалось как укрупненная единица счета.
Изучение нового материала
Гном Тото любит кормить птиц.
Выполнение задания 1 из учебника (ч. 1, с. 88) на выделение десятиэлементных множеств.
Цыплята
Часы
Образование числа10 ( 9+1=10 10-1=9 )
Если убрать часть множества с левой стороны, то останется…
Если убрать часть множества с правой стороны, то останется…
Письмо числа 10 ( показ с диска и учителем на доске)
Письмо в тетради ( 1 строка) № 5 из учебника.
Работа в печатной тетради с. 76 № 1.
Физкультминутка.
В каких жизненных ситуациях нам необходимо использовать знание состава числа 10?
Работа по учебнику № 1 (состав числа)
Рассматриваем с помощью треугольной модели числа 10.
Пишем на доске и в тетрадях, читаем по- разному.
CD. Обсуждение задачи «Десять рублей» из электронного приложения. (Звуковые ответы предварять предположениями детей.)
Физкультминутка.
Первичное закрепление умений.
А этого гнома зовут Молчун. Он предлагает вам выполнить задания в тетради.
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой.
Задания из «Рабочей тетради» (ч. 1, с. 76):
задание 2 на дополнение недостающих элементов в множествах (самостоятельно)
Проверка: сколько фигур дорисовали в каждом множестве?
Работа в парах.
Задание 3 на восстановление недостающих чисел в последовательностях
Выполняется взаимооценка правильности выполнения задания.
Этого гнома зовут Хитрун.
Включение в систему знаний и повторение.
. Задания в «Рабочей тетради» (ч. 1, с. 77) выполнять по вариантам: задание 5 на раскрашивание шаров с учётом результатов действий
Проверка: читаем примеры с ответами.
Итог урока (рефлексия понимания).
— Что нового вы узнали на уроке? Что обозначает число 10? Как можно образовать это число? Почему нет такой цифры?
Оцените свою работу с помощью светофора.
Зелёный кружок– у вас всё получилось, на уроке всё было понятно; жёлтый кружок – не всё было понятно, не всё получилось; красный кружок – требовалась помощь учителя.
Все сегодня работали со старанием, показали своё трудолюбие. Я говорю вам : « Молодцы! Спасибо за урок!»