Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Дециметр».
Цели: 1) Сформировать умение измерять и записывать длины отрезков в дециметрах, умение переходить от величин, выраженных в дециметрах, к величинам, выраженных в сантиметрах, и наоборот; умение сравнивать, складывать и вычитать длины, выраженных в дециметрах и сантиметрах.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Я знаю такой ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Это улыбка! Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку окружающим. Доброжелательная улыбка – залог хорошего настроения.
–Ребята, наш урок математики начнем с пословицы «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» Как вы ее понимаете? – В чем заключается ваш труд? (В учении)
– А что для вас означает учение (Открытие новых знаний.)
С какой темой познакомились на прошлом уроке? (круглые числа)
Как вы считаете, у вас достаточно знаний по этой теме?
Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?( мы будем открывать что -то новое)
- Как вы будете это делать? (Должны понять, что я не знаю, самому найти способ открыть новые знания).
- Какие качества ученика нам сегодня пригодятся на уроке, чтобы достичь результата? (Активность, внимательность …)
- С чего начнем? (С повторения необходимых знаний)
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Ребята, я предлагаю провести разминку. Я загадываю число, а вы записываете нужные числа в верхнюю строчку.
I. Учитель загадывает число:
1. Число, предыдущее числу 13;
2. Число, следующее за числом 18;
3. В этом числе 1 десятков и столько же единиц;
4. Число больше 10 на 7;
5. число меньше 10 на 1
6. Я задумала число. Из него вычла 5 и получила 3. Какое число я задумала?
7. Какое число стоит между числами 12 и 14?
8. 1 слагаемое 3, 2 слагаемое 2, найти сумму чисел? (самопроверка и оценка смайликами)
12 | 19 | 11 | 17 | 9 | 8 | 13 | 5 |
ч | а | и | н | л | е | и | в |
Если вы расставите числа в порядке возрастания, у вас получится слово.(величина)
Что такое величина? (Величина – это свойство предмета, которое можно измерить.)
Повторим известные величины. Какие величины вы знаете?
Единица длины – сантиметр
Литр - вместимость сосудов или емкость
Килограмм-масса предметов
Теперь я предлагаю вспомнить, как измерить отрезок. На что вы можете опираться? (На эталон измерения отрезка
Измерьте длину этого отрезка в сантиметрах. Чему она равна? (6 см)
Начертите отрезок ВГ длиной 6 клеток. Измерьте его и запишите результат измерения в сантиметрах.(3см)
Вы можете сравнить полученные отрезки? (Да, величины измерены одинаковой меркой – в сантиметрах.)
Сравните отрезки (Первый на 3см длиннее второго.)
Как вы узнали? Каким правилом нужно было воспользоваться? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше другого, надо из большего вычесть меньшее.)
Что вы повторили? (Мы вспомнили, что называют длиной и величиной, единицы измерения отрезка, как измеряют отрезок.)
-Сегодня на уроке мы поговорим о единицах измерения длины и познакомимся с новой единицей измерения.
Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание, в котором есть что-то новое.)
Зачем я предложу это задание? (Чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем.)
Возьмите полоску длиной 1 см. .Измерьте длину и ширину стола.
У кого нет ответа? В чем затруднение?
Что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли измерить длину и ширину стола заданной меркой.)
Поднимите руки,,кто получил ответ? Какой следующий шаг?/ ( остановиться и подумать над затруднением)
3. Выявление причины затруднения.
Какое задание вы выполняли? (Мы должны были измерить длину и ширину стола меркой 1см.)
Каким способом вы пытались воспользоваться? (Способом измерения с помощью мерки.)
Способ есть, в чем тогда затруднение? (Неудобная мерка.)
Почему возникло затруднение? (Нет удобной мерки.) Я не знаю как измерить с помощью мерки в 1см.
4. Проблемное изложение нового знания.
Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать новую удобную мерку.)
Какой она должна быть по сравнению с имеющейся? (Она должна быть больше.)
Уточните тему урока? (Новая единица измерения.)
Вы уже сказали, что удобнее измерять более крупной меркой. Значит, что можно сделать с мерками в 1см? (Сгруппировать.)
По сколько удобнее сгруппировать? (Удобнее по 10.)
Сможете вы это сделать сами? (Да.)
Значит, какой будет первый шаг? (Изготовить мерку, группируя 10 раз по 1 см.) Поставьте в ряд на липком поле ленты такие квадратики. Сколько их уместилось?
Какой следующий шаг? (Измерить новой меркой длину и ширину стола.)
Какой будет следующий шаг? (Посмотрим что получиться, если все удастся, то оформим новую мерку.)
Какой вывод вы сделали? (Новой меркой удобнее измерять.)
Другие группы сделали такой же вывод?
В случае возникновения других ответов, проводиться анализ работы группы. Вносятся коррективы.
Что вы можете сказать о новой единице измерения? (Она состоит из 10см.)
В математике эту единицу измерения называют «дециметром». Кратко записывают 1дм.
1 дм = 10 см
Что вы можете сказать о единицах измерения длины в сравнении с единицами счета? (Единица одинаково соотносятся.)
Как проверить свои выводы.
Какой вывод вы можете сделать? (Мы сделали верное открытие.)
Удалось вам справиться с затруднением? (Да.)
Что позволяет вам новая единица измерения? (Быстро измерять длинные отрезки)
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Найдите № 2 (РТ) на стр. 35.
С чего вы начнете закрепление? (Мы будем тренироваться в переводе единиц измерения – из дм в см.)
Выполним первый и второй столбик.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Затем учащимся предлагается выполнить № 3 (РТ), стр. 35, первое выражение. Затем предлагается выполнить в парах № 2 (РТ) третий столбик и № 3 (РТ) второе и третье выражение. После выполнения задания учащиеся проверяют свои работы по образцу (Д- 27.5, слайд 2):
№ 2 № 3
5 дм = 50 см 40 см = 4 дм
80 см = 8 дм 9 дм 60 см
Кто допустил ошибку? В чем она? (Ответы детей.)
Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.
Кто выполнил все верно? Сделайте вывод. (Мы умеем в парах сравнивать и переводить одни единицы длины в другие.)
Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Выполните № 2 (а) (У) (первый столбик), № 2 (б) (У) (первый столбик), № 4 (У) (первый столбик), стр. 52.
Учитель открывает на доске образец для самопроверки (Д-27.6, слайд 3):
№ 2 (а) № 2 (б) № 4
2 дм = 20 см 50 см = 5 дм 4 см
3 дм = 30 см 10 см = 1 дм 7 дм = 70 см
Проводиться вербальная поэтапная проверка. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность выполнения заданий.
У кого есть ошибки? В чем они? (Ответы детей.)
Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться.)
У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы поняли, как сравнивать и переводить одни единицы длины в другие.)
7. Включение в систему знаний и повторение.
При выполнении, каких заданий мы можем встретиться с дециметром? (При решении задач, при выполнении сложения и вычитания.)
Найдите в рабочих тетрадях № 4 (РТ), стр. 35.
А теперь решите задачу № 5 (РТ), стр.Задание выполняется у доски с комментарием.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Как мы заканчиваем урок? (Анализируем свою работу.)
Какова была цель сегодняшнего урока? (Построить новую мерку измерения длины.)
Достигли ли цели? Докажите.
Оцените свою деятельность на лестнице успеха.