Визитная карточка урока
ФИО учителя: Якимова Н.В.
Класс: 1 – б
Предмет: математика
Тема урока. Величины.
Цель урока: создание условий для систематизации знаний о величинах и их мерках, формирование УУД.
Задачи урока:
- обобщить знания о величинах и их мерках;
- развивать умение различать и определять величины, выполнять математические действия с величинами.
Используемые технологии:
- деятельностный метод;
- интерактивные технологии (работа в группе, в паре);
- элементы ТРКМ;
- ИКТ.
Планируемый результат:
Дети научатся:
- различать и определять величины и их мерки;
- выполнять математические действия с величинами.
Тема: «Величины».
Ход урока:
Организационный момент (1 – 2 минуты)
Учитель: - Добрый день, ребята!
- Сегодня у нас очередной урок математики, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки.
- Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте: учебник, тетрадь, пенал. Почему это важно?
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2 - 3 минуты)
Учитель: - Ребята, а вы уже задумывались, кем вы хотите стать в будущем? (ответы учащихся)
- А что для этого надо делать уже сейчас? (ответы учащихся)
Слайд.
Учитель: - Сегодня я вам предлагаю попробовать себя в роли детективов?
Слайд.
- Какими качествами должен обладать настоящий детектив? (ответы учащихся)
Слайд.
К Великому мышиному сыщику в детективное агентство поступило срочное сообщение: накануне дня рождения в замок к юной принцессе Алисе пробрались неизвестные.
Надо срочно проводить расследование и спасать предстоящее событие - день рождения принцессы!
- Хотите ли вы провести настоящее расследование? Тогда будем помощниками Великого мышиного сыщика.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 - 7 минут)
Учитель: - Что поможет нам в нашем расследовании? (Наши знания)
- Ребята, мы не все знания должны взять с собой, а только те, которые нужны будут нам в данном расследовании. Давайте, попытаемся узнать, какие знания нам пригодятся?
Слайд.
1. Шифровка.
Учитель: - Нам предстоит разгадать «шифровку», которую приготовил для нас Великий мышиный сыщик.
(У учащихся на партах лежат числа от 1 до 10. 8 детективов получают письма, на которых записаны примеры:
6 + 3 1 + 7
7 – 4 8 - 3
5 + 2 9 - 5
6 – 4 3 + 3
Учащиеся решают пример, и несут письмо по адресу.)
2) Учитель: - Пришло время посмотреть, что находится в конвертах.
Учащиеся с ответом и конвертом выходят к доске. Открывают конверты: в них буквы: Е, И, В, Л, Н, Ч, Ы, И.
Учитель: - Юные детективы, составьте из этих букв слово. (ВЕЛИЧИНЫ) Слайд.
Учитель: - Что можно делать с величинами? На доске появляются карточки с ключевыми словами:
измерять
сравнивать
складывать
вычитать
- Что же сегодня на уроке вам предстоит выполнить? А зачем нам надо это знать и уметь?
Учитель: - Ребята, разгадать все загадки нам поможет «мышиная экспертная лаборатория». (Безмен, простейшие рычажные весы, линейка, банки, стаканы и т.д.)
Учитель: - По ходу нашего расследования мы с вами будем делать отметки в «Протоколе расследования» «Величины. Решение задач».
4. Включение в систему знаний и повторение по теме «Величины. Решение задач».
1) Что мы знаем о величинах.
Учитель: - В замке принцессы незнакомцы все двери закрыли на большие замки. Нам предстоит подобрать ключи. Великому мышиному сыщику без нас не справиться. В этом деле нужны наши знания!
Игра «Замок, откройся!» Слайд.
Работа в группах.
Что такое величина?
Вычеркните слова, которые не являются названиями величин. (настроение, масс, запах, объём, длина, вкус, радость)
Назовите единицы измерения длины.
Что вы знаете о дециметре?
Назовите единицу измерения массы.
Назовите единицу измерения объёма.
Учитель: - Итак, юные сыщики, замки сняты, и мы можем дальше продолжить наше расследование. Но для начала сделаем отметку в нашем «протоколе». (лист самооценки)
Величина. Длина.
Учитель: «Юная принцесса Алиса решила разбить во дворе замка клумбу для цветов и вокруг построить декоративный забор. Но, накануне, с чертежей пропали некоторые линии. Вот, что осталось» Слайд.
2
3
Учитель: - Какой формы должна была быть клумба? Что вам известно про прямоугольник?
(Прямоугольник – это геометрическая фигура. У прямоугольника 4 прямых угла. Противоположные стороны равны.)
Задание: - У вас на карточках такая фигура . Нужно достроить её до прямоугольника. - Какой инструмент из «мышиной экспертной лаборатории» нам потребуется для решения этой задачи? (линейка) Какой меркой воспользуемся? (см)
Работа в паре.
Задание: - Подумайте, как узнать какой длины должен быть забор вокруг клумбы? - Сколько измерений вы будете производить? Почему? ( Два, так как у прямоугольника противоположные стороны равны)
(2 + 3 + 2 + 3 = 10 см)
Итог. – С какой величиной мы работали, решая данную задачу? (длина) Что мы делали с этой величиной? (измеряли, складывали)
Слайд. Физминутка
Величина. Масса.
Учитель: «К своему дню рождения Алиса купила фрукты и конфеты. Все взвесила и пакеты подписала. Но, не прошеные гости, успели полакомиться сладостями и стерли надписи с пакетов». Слайд.
- Проведите расследование, что известно.
- Какова масса пакета с конфетами? Докажите. Сравните массу пакета с фруктами и конфетами.
- Загляните в нашу экспертную лабораторию и проверьте свои выводы.
- Составьте к рисунку задачу.
Итог. – С какой величиной мы работали, решая данную задачу? (масса) Какие операции мы производили с этой величиной? (измеряли, складывали, сравнивали)
Величина. Объём.
Учитель: «Принцесса подготовила к чаепитию любимый чайный сервиз, но злодеи его похитили. У неё остались разные стаканы. Какой же из них больше вмещает жидкости? Ведь так не хочется обидеть гостей»
Решение: - надо взять 2 одинаковые мерки (1 л и 1л), перелить жидкость в банки и посмотреть, в какой больше.
- из одного стакана перелить воду в другой.
(Учащиеся переливают жидкости в стаканы и банки)
Учитель: «Принцесса гостям в дорогу наварила 5 л варенья. Но таинственные незнакомцы, которые пробрались в замок, разбили пятилитровую банку. Помогите принцессе разложить варенье». Слайд.
Работа в группах.
Учитель: - Помогите разложить 5 литров варенья по банкам. (Можно использовать 1л, 2л, 3л банки)
1 + 1+ 1+ 1+ 1 = 5 л
2 + 3 = 5 л
2 + 2 + 1= 5 л
3 + 1+ 1+ 1= 5 л
2 + 1 + 1 + 1 = 5 л
Итог. – С какой величиной мы работали, решая данную задачу? (объём) Какие операции мы производили с величиной – объём?
Рефлексия учебной деятельности
Учитель: - Подведем итоги нашего расследования.
- Какие учебные задачи мы поставили перед собой на уроке? (обратиться к ключевым словам урока)
- Все ли задачи удалось нам решить? (ответы учащихся)
Слайд.
Учитель: - Молодцы! А вот и главная пропажа. Это необычный сосуд. Он пока пуст. Но через несколько минут, благодаря настоящим детективам, он будет заполнен.
-
Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке.
- Каков их объем? Изобразите их в этом сосуде.
Слайд.
Мои
знания и умения
7