I. Мотива- ция (самоопре деление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к учебной деятельности, к усвоению изучаемого материала. Доброжелательный настрой учителя и учащихся, быстрое включение класса в деловой ритм. | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Приготовились к уроку, В нем иначе нету проку. Здравствуйте, садитесь, Больше не вертитесь. Мы урок начнем сейчас, Интересен он для вас. Слушайте внимательно, Всё поймёте обязательно! | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место | К – планируют учебное сотрудничество. Л – понимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету; имеют желание учиться |
II. Актуализа- ция знаний | 1. Подготовка к основному этапу занятия 2. Устный счет. 3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | 1. Упражнение «Собери пословицу» Каждая группа получает задание: составить пословицу, и подготовиться к проверке высказывания. Девиз урока: «Где есть желание, найдётся путь». - Почему сегодня на уроке такой девиз? - Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем внимательно работать, находиться в учебной деятельности. - Вы готовы к работе? Любая в математике работа, Не обходится без устного счёта. 2. а) Игра «Молчанка» 12 × 5 : 3 : 10 = ? 96 : 4 × 3 : 9 = ? б) Задачи на смекалку. - Утка на 2 кг легче гуся, утка на 4 кг тяжелее курицы. На сколько кг курица легче гуся? - Олина мама в 4 раза старше Оли, а Олина бабушка в два раза старше Олиной мамы. Сколько лет Оле и ее бабушке, если Олиной маме 32 года? в) Весёлые задачи (блиц-турнир). 1.Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека? 2. Бабушке 63 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку? 3. Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. 4. Тетрадь стоит 32 рубля. Сколько будут стоить 2 таких тетради? 5. Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов. г) Игра «Цепочка». Расположите ответы в порядке убывания. Какое слово у вас получилось? (успех) Что нужно для достижения успеха? Я желаю вам больших успехов на уроке! 3. Выявление места и причины затруднения. - Разделите выражения на группы: 45 : 5 26 : 5 35 : 6 49 : 7 63 : 9 28 : 9 - Назовите выражения, при решении которых возникли трудности. - Почему? (26 на 5, 35 на 6 и 28 на 9 не делится) - А кто смог его решить? - Посоветуйтесь в группах, как можно решить этот пример. - Значит, чему нам надо научиться сегодня? Какую задачу поставим на урок? | Работая по группам, дети собирают пословицу, один учащийся отвечает от своей группы У каждой группы одинаковый ответ. (Умение делать выводы, оценивать себя и других) Выполняют задания по группам, объясняют выполненные действия (проверка на слайде) Работа в группах Формулируют тему, цель урока. Научиться новому способу деления | П – делают выводы по аналогии и прове-ряют эти выводы; осмысленно читают тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; используют математические термины, символы и знаки. Р – осуществляют поиск средств для решения учебной задачи; находят способ ее решения и выполняют учебные действия в устной и письменной форме. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении |
III. Изучение нового материала | 1. Объяснение нового материала (демонстрация).
2. Физ. минутка для глаз. Минутка здоровья (в парах). Улучшили зрение, Подняли настроение, Продолжаем решать примеры на деление!
| 5. Реализация построенного проекта. В работе нам готов помочь Наш верный мудрый Знайка. Он даже шарики принёс И говорит: «Считай-ка!»
- Давайте подумаем, а как это записать. На доске выполняется запись: 13 : 4 = 3 (ост. 1) - Вы нашли блестящее решение!
Составим алгоритм деления с остатком и сделаем вывод: – Все правила надо запомнить и использовать при делении с остатком. 1. Находим наибольшее число, (но меньше делимого), которое можно разделить на делитель без остатка. 2. Данное число делим на делитель. Это значение частного. 3. Оставшаяся часть делимого – это остаток. 4. Проверяем, остаток должен быть меньше делителя. Правило 1. При делении с остатком результат записывают двумя числами. Первое число называют неполным частным, второе – остатком. Правило 2. Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.
Организует проведение физкультминутки Тренинг по снятию усталости глаз и улучшению зрения 1. «День—ночь» На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» – открыть глаза на 5 сек. Повтор 5–8 раз. 2. «Сережки» (массировать мочки ушных раковин - зажать мочки уха большим и указ. пальцами). 3. Здороваемся пальчиками, спинками, локотками. | Пробное учебное действие (работа в парах) Один ученик выполняет у доски.
Дети коллективно составляют алгоритм деления, читают и заучивают правила. Дети выполняют упражнения согласно инструкции учителя под музыку. | П – формулируют ответы на поставленные учителем вопросы; осуществляют логические действия; адекватно воспринимают информацию, получен-ную из объяснения учителя, ответов учащихся. Р – принимают и сохраняют учебные задачи |
IV. Первич-ное закреп- ление | 1. Усвоение новых знаний и способов действий.
Включение нового знания в систему знаний и повторение. 2. Физкультминутка | Выполнение упражнений. Развитие умения работать по алгоритму: вспомнить алгоритм, затем записать и решить пример (работа в парах). Контроль и помощь. а)18 : 5 = 3(ост.3) 50 : 8 = 6(ост.2) 29 : 7 = 4(ост.1) 37 : 9 = 4(ост.1) 44 : 6 = 7(ост.2) 68 : 8 = 8(ост.4) б) Решение задачи. Составить по рисунку задачу, записать решение (работа в группах) 11 : 3 = 3т.(ост.2п.) Организует проведение физкультминутки | Дети сначала работают в парах, а затем по вызову учителя объясняют решение. Выполняют упражнения согласно инструк- ции учителя | П – осуществляют логические действия; формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. К – согласовывают свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признают возможность сущест-вования различных точек зрения; корректно отстаивают свою позицию Р – принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль учебных действий |
V. Практическая деятельность | Контроль и проверка знаний Цель: обеспечить усвоение новых знаний и способов действий. Задачи: развивать умение использовать опорные знания при работе над новым материалом, развивать коммуникативные умения. | 1. Повторение алгоритма решения примеров на деление с остатком. 2. Задания из электронного при- ложения к учебнику 3. Самостоятельная работа по разноуровневым заданиям (по выбору учеников). Самостоятельная работа с самопроверкой (в группе). Учитель следит за работой каждого учащегося и групп в целом через функцию «контроль» | Отвечают на вопросы. Делают выводы. Выполняют задания Работа в нетбуках: проходят по ссылкам, выбирая свой уровень сложности, выполняют задания и проверку. | П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, устанав- ливают причинно-следственные связи. Р – осуществляют контроль, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. К – понимают различные подходы к решению учебной задачи, четко и аргументированно высказывают свои оценки и предложения, согласовывают свою позицию с позицией участников по работе в группе. Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело. |
VI. Итоги урока.Рефлексия деятель- ности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. | Огромное трудолюбие и тяга к новым знаниям помогла нам сделать новые открытия на этом уроке. Подведём сейчас итог, Что пошло ребятам впрок. 3 вопроса у меня, Отвечайте-ка, друзья. Каждый пальчик разомнем. Рефлексию проведём. Поднимите, пожалуйста, одну руку (показываю) Оценка урока по «Методу пяти пальцев». М (мизинец) – Какое математи-ческое открытие я сделал на уроке? (Ост. Б (безымянный) – Чему я научился? (выполнять деление с остатком) С (средний) – Пригодятся ли мне эти знания в жизни? Где? У (указательный) – Кому я сегодня помог? Б (большой) – Какое у меня настроение в конце урока? - Оцените свою работу на уроке, ответив на вопросы: Сегодня на уроке я узнал(ла)… Самым интересным было… Наиболее трудным мне показалась… Кого из товарищей вы бы хотели отметить за хорошую работу? Молодцы! Спасибо за хорошую работу на уроке! | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения (Ост. (выполнять деле-ние с остатком) (У меня такое – показываю большой палец) | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятель-ность на уроке, прини-мают и сохраняют учебные задачи Л – проявляют интерес к предмету |