Класс: 3
Тема: Симметрия. Построение симметричных фигур.
Цель урока:
Ввести понятия «симметрия», «ось симметрии».
Учить строить симметричные фигуры.
Развивать внимание и пространственное мышление.
Задачи урока:
Личностные УУД
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Познавательные УУД
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока.
Определять, симметрична ли фигура.
Поиск и выделение необходимой информации (геометрические фигуры, листок с заданием)
Коммуникативные УУД
Определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
Умение работать в парах, группах.
Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Регулятивные УУД
Формулировать и удерживать учебную задачу.
Использовать речь для регуляции своего действия.
Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
Ход урока
I. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.
- Ребята, прочитайте пословицу, записанную на экране. (слайд №2)
«Мир освещается солнцем, а человек – знаниями».
- Давайте прочитаем его хором.
- Как вы понимаете эти слова? (Если мир укрыт от солнечного света, то над ним властвует тьма. В темноте ничто не растёт: ни цветы, ни деревья, земля остаётся холодной и безжизненной. Так же и человек, который не имеет знаний, остаётся тёмным и невежественным. Лишь знания могут осветить его жизнь подобно солнечному свету, дадут возможность развиваться и творить нечто новое).
- Вот сегодня ребята ваши глаза и лица должны светиться от полученных знаний, которые пригодятся вам в вашей жизни.
II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
1) Перед детьми появляется слайд с изображение ребуса: (слайд № 3)
- Какое слово получилось? (слайд № 3) (Симметрия)
- Как вы понимаете это слово? (Ответы детей)
- Кто сможет сформулировать тему нашего урока? (Симметрия. Построение симметричных фигур.)
- Сегодня нам и предстоит открыть секрет этого слова и выяснить, где оно может пригодиться.
2) Графический диктант. (Работа с интерактивной доской. Один ученик работает на доске)
У каждого ребенка на столе лежат листочки в клетку и проведена прямая линия с двумя точками. Красная точка – это начало работы, синяя – точка, конец работы, до которой должны дойти дети, если правильно выполняя графический диктант.
- Взяли в руки ручки, перед вами листочки в клетку, начнем с красной точки:
1клетку влево, 1клетку вниз, 1клетку влево, 2клетки вниз, 1клетку вправо,
1клетку вниз, 5 клеток влево, 3 клетки вниз, 2 клетки вправо, 1 клетку вверх,
1 клетку влево, 1 клетку вверх, 3 клетки вправо, 3клетки вниз, 1клетку влево,
1клетку вниз, 1клетку влево, 1клетку вниз, 1клетку влево, 1клетку вниз,
1клетку влево, 1клетку вниз,1клетку влево, 1клетку вниз, 1клетку влево,
1клетку вниз, 6 клеток вправо, 2 клетки вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз,
2 клетки вправо, 3 клетки вверх, 1 клетку вправо.
- Кто дошел до синей точки? (Если ребенок дошел до конца работы, то он ставит руку на локоток)
- Молодцы, увидела много рук.
3) Проверка работы.
- А что у вас получилось? (Ответы детей – девочка, половинка человечка и т.д.)
- Возьмите в руки зеркальце и поставьте его к своей работе.
- Что заметили? (ответы детей – видим вторую половинку своей работы, целого человечка и т.д.)
- Какой вывод вы можете сделать? ( Фигуры, у которых одна половинка как две капли похожа на другую, называют зеркальной симметрией.)
- Так что же такое симметрия?
- Симметрия – это одинаковое расположение частей чего-либо по противоположным сторонам от точки или прямой. (слайд № 4)
Чтение стихотворения учеником
Симметрия? Что это?
- Это не прозвище,
Это не имя, не злая болезнь,
Это не птица, не зверь, не чудовище,
Нельзя это выпить, нельзя это съесть.
В симметрии множество тайн и загадок,
В ней красота открывается нам.
Симметрия - то, что рождает порядок
Об этом, дружок, ты задумайся сам!
Е. Пушкарева.
III. Изученного нового материала.
- Ежедневно каждый из нас по несколько раз видит своё отражение в зеркале. Это настолько обычно, что мы не удивляемся, не задаём вопросов, не делаем открытий. С помощью зеркала мы прикасаемся к удивительному математическому явлению – симметрии. В древности слово «симметрия» употреблялось как «гармония», «красота». В переводе с греческого слово «симметрия» означает «одинаковость в расположении частей»
- Как вы думаете, на каких уроках можно применить полученные знания? (Технологии, ИЗО, окружающий мир, русский язык, геометрии в старших классах)
- Людям, каких профессий нужны знания о симметрии? (Художникам, ученым, архитекторам)
- Одним из самых наглядных использований законов симметрии в жизни служат строения архитектуры. (Слайд № 5)
- Ещё один пример использования человеком симметрии – это техника. Машины, поезда, самолеты и пароходы - все это построено по законам симметрии. (Слайд №)
- Интересно то, что почти все живые существа на нашей планете построены по законам симметрии. Это и растения, маленькие и большие животные, и конечно, человек. (Слайд № 6)
- Наблюдая за красотой природы, можно заметить, что при отражении предметов в лужах и озерах тоже проявляется симметрия. (Слайд № 7)
- Даже представить, какая бы царила на Земле неразбериха, если бы симметрия в природе была нарушена!
- А все ли у нас в порядке на нашем рисунке?
- Что нужно сделать? (Дорисовать рисунок)
- Закончите работу, наведите порядок в своем рисунке.
Чтение стихотворения учеником
Симметричен человек
И увидеть можно:
Глаза два и уха два.
И руки две - точно!
Две ноги и две ноздри,
Щечки улыбаются.
Симметричен человек,
Это всех касается!
- Ребята, а что за линия поведена на нашем рисунке? Для чего она нужна?
- Это ось симметрии.
- Кто сможет сформулировать определение, что такое ось симметрии?
- Ось симметрии – прямая линия, по которой можно сложить фигуры и ее половинки должны совпасть. (Слайд № 8)
ФИЗМИНУТКА (Слайд № 9)
- Посмотрите на рисунок и прочитайте задание. (Слайд № 10)
- Задание понятно? Докажите правильность своего ответа.
- Молодцы!
- В конвертах у вас лежат геометрические фигуры, возьмите их.
- Пользуясь приемом сгибания, попробуйте найти оси симметрии. Цветными карандашами по линейке проведите оси симметрий в данных фигурах.
(Работа проходит в четверках. Каждая четверка находит свой вариант ответа).
- Какой вывод можно сделать? (Некоторые фигуры имеют несколько осей симметрии.)
- Сколько же всего осей симметрии у прямоугольника? (Две)
- Сколько осей симметрии вы нашли у круга? (Много)
- Сколько осей симметрии нашли у треугольника? (Три)
- Сколько осей симметрии нашли у трапеции? (Одну)
- Сколько осей симметрии нашли у фигуры? Как её можно назвать? (Нет осей)
- Сколько осей симметрии нашли у квадрата? (Четыре)
IV. Практическая работа с конструктором.
- Ребята, а вы любите строить из конструктора?
- А что развивает работа с конструктором?
- Конечно, работа с конструктором развивает ваше воображение, творчество, пространственное мышление.
- Вот сейчас вы и поработаете с конструктором.
- А что вы должны будете выполнить? (Симметричные узоры или предметы)
- Приступайте.
V. Итог
Не говори, чему учился, а говори, что узнал. (Слайд № 11 )
- Объясните смысл данного высказывания. (Смысл данного высказывании я заключается в том, что знания и информация важны только тогда, когда человек их осознал, проделал работу по их запоминанию и усвоению. Можно прочитать сотню книг, но ничего не усвоить.)
- Прочитай высказывание, подумай и ответь.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что особенно понравилось?
VI. Рефлексия. Самооценка.
- Оцените свою работу на уроке в листах самооценки. (Слайд № 12)
VII. Домашнее задание
- Приведите примеры симметрии в русском языке. Запишите эти примеры на листочке и завтра принести на урок. (Слайд № 12)
Лист самооценки
Ф.И. ученика ________________________________________________
1. На уроке я работал … | активно | пассивно |
2. Своей работой на уроке я … | доволен | не доволен |
3. Урок для меня показался … | коротким | длинным |
4. За урок я … | устал | не устал |
5. Мое настроение … | стало лучше | стало хуже |
6. Материал урока мне был … | понятен полезен интересен | не понятен бесполезен скучен |
7. Домашнее задание мне кажется … | лёгким интересным | трудным не интересным |
Лист самооценки
Ф.И. ученика ________________________________________________
1. На уроке я работал … | активно | пассивно |
2. Своей работой на уроке я … | доволен | не доволен |
3. Урок для меня показался … | коротким | длинным |
4. За урок я … | устал | не устал |
5. Мое настроение … | стало лучше | стало хуже |
6. Материал урока мне был … | понятен полезен интересен | не понятен бесполезен скучен |
7. Домашнее задание мне кажется … | лёгким интересным | трудным не интересным |
3). Вывод:Эти фигуры называют симметричными относительно прямой линии, а прямую линию называют осью симметрии.
4