СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 4 классе по теме: "Деление на 10, 100, 1000 с остатком"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по теме: "Деление на 10, 100, 1000 с остатком" для 4 класса с использование проблемно- поисковой технологии. использованы разные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая и в парах. Содержит карточки с заданиями, используемые на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 4 классе по теме: "Деление на 10, 100, 1000 с остатком"»

Урок математики в 4 классе. УМК «Школа России»

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема: «Деление с остатком на 10,100, 1000»

Цель урока: способствовать овладению приёмом деления многозначных чисел на 10, 100, 1000 с остатком

Дидактические задачи урока:

  1. Ознакомление с приёмом деления многозначных чисел на 10,100,1000 с остатком

  2. Расширять словарный запас детей, развивать умение выполнять деление по алгоритму, называть компоненты деления с остатком.

  3. Воспитывать интерес к изучению предмета математики.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям.

Метапредметные

Регулятивные УУД: организация учащимися своей учебной деятельности, целеполагание, планирование, контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД: умение анализировать, узнавать новое, находить ответ на проблемный вопрос.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение работать в группе, оказывать взаимопомощь.

Предметные: способствовать овладению приёмом деления многозначных чисел на 10, 100, 1000 с остатком







Ход урока:

1. Организационный момент.

Я хочу заглянуть вам в глаза. Ведь недаром говорят: глаза - зеркало
души. И я попробую догадаться, с каким настроением вы пришли на урок.
По-моему у вас хорошее, бодрое, задорное настроение. Я угадала?

А кто сегодня пришёл не только с веселым, но и с рабочим, энергичным
настроением?

- Так давайте сегодня поработаем так, чтобы передать свой заряд
бодрости, поднять настроение нашим гостям. Постараемся? Тогда вперед!

Напишем в тетради число и классная работа.

2. Актуализация знаний.

Начнем наш урок с тренировки внимания. Ведь так часто на уроках
математики нам не хватает внимания.

Внимательно посмотрите на фигуры, запомните (4 сек.) и зарисуйте схематически на листочек (выберите такие фигуры, у каждого на парте и для гостей)

Выполняем работу.

Проверим. У кого выполнена работа верно?

У детей на парте – полоска для рефлексии, разделена на квадратики. Как верно выполнил задание, ставите плюс в квадрат.

Молодцы! Я думаю, что теперь вы готовы к вычислительному тренингу.

– 2 мин.

Вычислительный тренинг (карточки раздаются каждому ученику).

-Возьмите карточку. На решение даются 1-2 мин.

30:10=

300:10=


3000:10=


30000:10=

400:100=


4000:100=


40000:100=


400000:100=


5000:1000=


50000:1000=


500000:1000=


5000000:1000=


Время вышло. Проверим. Назовите только ответы.

У кого такие ответы? Кто все верно в квадрат плюс, половина – полплюса, неверно - минус

Внимательно посмотрите на строчки и столбцы. Что интересного заметили?
(Первая строка - деление на 10; вторая строка - деление на 100; третья строка - деление на 1000)

Дидактическая игра «Умные машины»

-Много разных машин придумали люди. (Показ на презентации)

А вот ещё одна «Умная машина» для деления на 10, 100, 1000. Она так и называется «УМ»
(Учитель представляет вниманию детей макет «машины», которая представляет собой прямоугольник из плотного картона с прорезанными тремя окошками. Возле 1го окна справа написано : 10, возле 2го - : 100, возле 3го - : 1000. Рядом лежат ножницы и карточки с круглыми числами)

Только нам надо разобраться, как она работает.

Дети предполагают и догадываются об алгоритме работы. Учитель направляет их, но не открывает сам «секрета» работы машины.

Она работает так:

Перед тем, как число загрузить в машину, надо назвать, сколько в этом числе десятков, если делим на 10.

Сотен, если делим на 100 и т. д.

Вставляем число 600. Его надо разделить на 10. Называем, сколько десятков? (60)

Что происходит?

Десятки на выходе остаются, а единицы отрезаны – т.е. если у 10 один нуль, значит, отрезан один нуль.

Нуль не нужен, его в корзину.

Попробуйте 6000 : 100 Сотен 60. Они остаются. Сколько нулей отрежем? (Два), их в корзину.

Работа в группах.

Каждой группе выдаются карточки с выражениями: 700:10, 80000:100, 9000: 1000 и т.д. (по количеству детей в группе). Назначается «главный Умник», который контролирует выполнение алгоритма. У каждой группы своя «Умная Машина», ножницы, корзина.

- Сделайте вывод. Как разделить на 10, 100, 1000?

(При делении на 10, 100, 1000 надо отбросить справа 1 нуль, 2 нуля, 3 нуля и т.д.).



3. Вхождение в проблему.

- Внимание на доску.

630:10= 635:10=

5300:100= 5384:100=

81000:1000= 81325:1000=

Посмотрите на записи. Что между ними общего?

Найдите значения выражений.

Почему второй столбик вызвал у вас затруднения? Три знака вопроса.
(Числа не круглые, не делятся без остатка).

Итак, у нас — проблема, встретились неизвестные случаи деления.

Эту проблему на уроке мы должны решить.

4. Определение темы и цели урока. Постановка учебной задачи.

-А вы не догадались, какая тема урока?

Чему на уроке должны научиться?

Тема нашего урока: «Деление с остатком на 10, 100, 1000»

Цель нашего урока - учиться делить многозначные числа на 10,100,1000 с остатком.

Кто назвал тему, цель – плюсик в полоску рефлексии.

5. Поиск решения.

- Как можно решить, посовещайтесь друг с другом. Какие варианты?

Первый вариант выхода из проблемной ситуации.

Дети могут предложить решить в столбик. Тогда пробуют.

- Выполним деление в столбик с комментированием на доске и в тетради (трое работают у доски)
635:10

5384:100

81325:1000

- Внимательно посмотрите на делимое, делитель, частное и остаток в каждом примере.

- Ребята, как считаете, есть ли необходимость выполнять деление
многозначных чисел на 10, 100, 1000 с остатком в столбик?

Второй вариант выхода из проблемной ситуации.

Пропустить эти числа через «Умную машину», действуя по алгоритму:

Например: надо 635 разделить на 10

  1. Определяем сколько десятков? (63)

  2. Десятки остаются, их записываем в частное.

  3. А то, что осталось – это остаток, его записываем в скобках.

Это нуль мы отрезали и выбрасывали в корзину, т.к. нуль – это ничего.

-Пропустим через машину и другие делимые. Сколько цифр отрежем? В корзину будем выбрасывать? Нет. Выбрасывали 0 – это ничего.

- Сделайте вывод, как разделить многозначные числа на 10, 100, 1000 с остатком?



6. Рефлексия результатов.

Вывод: Чтобы разделить многозначные числа на 10, 100, 1000 с остатком, нужно в делимом отделить справа столько цифр, сколько нулей в делителе. Оставшееся число будет частным, а цифры, которые отделили, будут остатком. За вывод – плюс.

Ответим на наши знаки вопроса.

Итак, проблема разрешена.

Потренируемся в решении примеров.

Учебник: стр. 27 №88 (с комментированием по цепочке) – 3 мин.

Кто ставит плюс?

Физминутка.

- А теперь проверим, как вы усвоили новый материал.

- Сейчас небольшая самостоятельная работа. Каждый из вас сумеет себя проконтролировать.

7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой в классе.

1вариант 2 вариант

5542:10=  5633:10=

66381:100=  89311:100=

70835:1000=  12672:1000=
Ответы на экране, поменялись работами. Поставьте сколько из 3-х?

Если правильно +, все + - это «5».

Кто выполнил все задания без ошибок и поставил себе «5»?

Кто допустил ошибки?

Работа в группах (работа выполняется на отдельном столе).

Каждой группе раздаются конверты с разрезанными карточками.

Задание: Найди правильный ответ.

76 534: 10=

7 653 (ост. 4)

76 534: 100=

765 (ост. 34)

76 534: 1000=

76 (ост. 534)


80 241: 10=

80 24 (ост. 1)

80 241: 100=

802 (ост. 41)

80 241 : 1000=

80 (ост. 241)


23 996 : 100 =

239 (ост. 96)

23 996 : 10=

2399 (ост. 6)

23 996 : 1000 =

23 (ост. 996)



Кто выполнил, поднимают флажки.



8. Итог урока.

-Настало время подвести итоги нашего урока.

- Ребята у нас в начале урока была проблема…

- Разрешили мы эту проблему?

-Как светло и радостно стало в классе от того, что мы успели сделать все запланированное нами.

Что я могу сказать о вашей работе на уроке? Вы были все активные. Я вами очень довольна. Спасибо вам. И в знак благодарности за этот урок я дарю вам этот букет.

Д/з. I уровень (репродуктивный) - № 90, 94 стр. 27

II уровень (продуктивный) - А для самых любознательных, которые стараются учиться хорошо, много знают, предлагаю провести мини – исследование и узнать: «Где в жизни мы встречаемся с делением круглых чисел с остатком?».

- А как это можно сделать? (Понаблюдать, вспомнить случаи из жизни, спросить у взрослых, у родителей, у своего учителя, у учителя математики, посмотреть в книгах, энциклопедиях, найти в интернете…).

- А для самых умных и самых активных я предлагаю составить проверочную карточку для одноклассников с заданиями по данной теме.

9. Рефлексия.

- Встаньте, пожалуйста, те, кто устал от сегодняшнего урока;

кому было трудно;

кто был уверен в себе; у кого осталось отличное настроение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!