Урок математики в 4 классе. УМК «Школа России»
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема: «Деление с остатком на 10,100, 1000»
Цель урока: способствовать овладению приёмом деления многозначных чисел на 10, 100, 1000 с остатком
Дидактические задачи урока:
Ознакомление с приёмом деления многозначных чисел на 10,100,1000 с остатком
Расширять словарный запас детей, развивать умение выполнять деление по алгоритму, называть компоненты деления с остатком.
Воспитывать интерес к изучению предмета математики.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям.
Метапредметные
Регулятивные УУД: организация учащимися своей учебной деятельности, целеполагание, планирование, контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД: умение анализировать, узнавать новое, находить ответ на проблемный вопрос.
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение работать в группе, оказывать взаимопомощь.
Предметные: способствовать овладению приёмом деления многозначных чисел на 10, 100, 1000 с остатком
Ход урока:
1. Организационный момент.
Я хочу заглянуть вам в глаза. Ведь недаром говорят: глаза - зеркало
души. И я попробую догадаться, с каким настроением вы пришли на урок.
По-моему у вас хорошее, бодрое, задорное настроение. Я угадала?
А кто сегодня пришёл не только с веселым, но и с рабочим, энергичным
настроением?
- Так давайте сегодня поработаем так, чтобы передать свой заряд
бодрости, поднять настроение нашим гостям. Постараемся? Тогда вперед!
Напишем в тетради число и классная работа.
2. Актуализация знаний.
Начнем наш урок с тренировки внимания. Ведь так часто на уроках
математики нам не хватает внимания.
Внимательно посмотрите на фигуры, запомните (4 сек.) и зарисуйте схематически на листочек (выберите такие фигуры, у каждого на парте и для гостей)
Выполняем работу.
Проверим. У кого выполнена работа верно?
У детей на парте – полоска для рефлексии, разделена на квадратики. Как верно выполнил задание, ставите плюс в квадрат.
Молодцы! Я думаю, что теперь вы готовы к вычислительному тренингу.
– 2 мин.
Вычислительный тренинг (карточки раздаются каждому ученику).
-Возьмите карточку. На решение даются 1-2 мин.
30:10= | 300:10= | 3000:10= | 30000:10= |
400:100= | 4000:100= | 40000:100= | 400000:100= |
5000:1000= | 50000:1000= | 500000:1000= | 5000000:1000= |
Время вышло. Проверим. Назовите только ответы.
У кого такие ответы? Кто все верно в квадрат плюс, половина – полплюса, неверно - минус
Внимательно посмотрите на строчки и столбцы. Что интересного заметили?
(Первая строка - деление на 10; вторая строка - деление на 100; третья строка - деление на 1000)
Дидактическая игра «Умные машины»
-Много разных машин придумали люди. (Показ на презентации)
А вот ещё одна «Умная машина» для деления на 10, 100, 1000. Она так и называется «УМ»
(Учитель представляет вниманию детей макет «машины», которая представляет собой прямоугольник из плотного картона с прорезанными тремя окошками. Возле 1го окна справа написано : 10, возле 2го - : 100, возле 3го - : 1000. Рядом лежат ножницы и карточки с круглыми числами)
Только нам надо разобраться, как она работает.
Дети предполагают и догадываются об алгоритме работы. Учитель направляет их, но не открывает сам «секрета» работы машины.
Она работает так:
Перед тем, как число загрузить в машину, надо назвать, сколько в этом числе десятков, если делим на 10.
Сотен, если делим на 100 и т. д.
Вставляем число 600. Его надо разделить на 10. Называем, сколько десятков? (60)
Что происходит?
Десятки на выходе остаются, а единицы отрезаны – т.е. если у 10 один нуль, значит, отрезан один нуль.
Нуль не нужен, его в корзину.
Попробуйте 6000 : 100 Сотен 60. Они остаются. Сколько нулей отрежем? (Два), их в корзину.
Работа в группах.
Каждой группе выдаются карточки с выражениями: 700:10, 80000:100, 9000: 1000 и т.д. (по количеству детей в группе). Назначается «главный Умник», который контролирует выполнение алгоритма. У каждой группы своя «Умная Машина», ножницы, корзина.
- Сделайте вывод. Как разделить на 10, 100, 1000?
(При делении на 10, 100, 1000 надо отбросить справа 1 нуль, 2 нуля, 3 нуля и т.д.).
3. Вхождение в проблему.
- Внимание на доску.
630:10= 635:10=
5300:100= 5384:100=
81000:1000= 81325:1000=
Посмотрите на записи. Что между ними общего?
Найдите значения выражений.
Почему второй столбик вызвал у вас затруднения? Три знака вопроса.
(Числа не круглые, не делятся без остатка).
Итак, у нас — проблема, встретились неизвестные случаи деления.
Эту проблему на уроке мы должны решить.
4. Определение темы и цели урока. Постановка учебной задачи.
-А вы не догадались, какая тема урока?
Чему на уроке должны научиться?
Тема нашего урока: «Деление с остатком на 10, 100, 1000»
Цель нашего урока - учиться делить многозначные числа на 10,100,1000 с остатком.
Кто назвал тему, цель – плюсик в полоску рефлексии.
5. Поиск решения.
- Как можно решить, посовещайтесь друг с другом. Какие варианты?
Первый вариант выхода из проблемной ситуации.
Дети могут предложить решить в столбик. Тогда пробуют.
- Выполним деление в столбик с комментированием на доске и в тетради (трое работают у доски)
635:10
5384:100
81325:1000
- Внимательно посмотрите на делимое, делитель, частное и остаток в каждом примере.
- Ребята, как считаете, есть ли необходимость выполнять деление
многозначных чисел на 10, 100, 1000 с остатком в столбик?
Второй вариант выхода из проблемной ситуации.
Пропустить эти числа через «Умную машину», действуя по алгоритму:
Например: надо 635 разделить на 10
Определяем сколько десятков? (63)
Десятки остаются, их записываем в частное.
А то, что осталось – это остаток, его записываем в скобках.
Это нуль мы отрезали и выбрасывали в корзину, т.к. нуль – это ничего.
-Пропустим через машину и другие делимые. Сколько цифр отрежем? В корзину будем выбрасывать? Нет. Выбрасывали 0 – это ничего.
- Сделайте вывод, как разделить многозначные числа на 10, 100, 1000 с остатком?
6. Рефлексия результатов.
Вывод: Чтобы разделить многозначные числа на 10, 100, 1000 с остатком, нужно в делимом отделить справа столько цифр, сколько нулей в делителе. Оставшееся число будет частным, а цифры, которые отделили, будут остатком. За вывод – плюс.
Ответим на наши знаки вопроса.
Итак, проблема разрешена.
Потренируемся в решении примеров.
Учебник: стр. 27 №88 (с комментированием по цепочке) – 3 мин.
Кто ставит плюс?
Физминутка.
- А теперь проверим, как вы усвоили новый материал.
- Сейчас небольшая самостоятельная работа. Каждый из вас сумеет себя проконтролировать.
7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой в классе.
1вариант 2 вариант
5542:10= 5633:10=
66381:100= 89311:100=
70835:1000= 12672:1000=
Ответы на экране, поменялись работами. Поставьте сколько из 3-х?
Если правильно +, все + - это «5».
Кто выполнил все задания без ошибок и поставил себе «5»?
Кто допустил ошибки?
Работа в группах (работа выполняется на отдельном столе).
Каждой группе раздаются конверты с разрезанными карточками.
Задание: Найди правильный ответ.
76 534: 10= | 7 653 (ост. 4) |
76 534: 100= | 765 (ост. 34) |
76 534: 1000= | 76 (ост. 534) |
|
80 241: 10= | 80 24 (ост. 1) |
80 241: 100= | 802 (ост. 41) |
80 241 : 1000= | 80 (ост. 241) |
|
23 996 : 100 = | 239 (ост. 96) |
23 996 : 10= | 2399 (ост. 6) |
23 996 : 1000 = | 23 (ост. 996) |
Кто выполнил, поднимают флажки.
8. Итог урока.
-Настало время подвести итоги нашего урока.
- Ребята у нас в начале урока была проблема…
- Разрешили мы эту проблему?
-Как светло и радостно стало в классе от того, что мы успели сделать все запланированное нами.
Что я могу сказать о вашей работе на уроке? Вы были все активные. Я вами очень довольна. Спасибо вам. И в знак благодарности за этот урок я дарю вам этот букет.
Д/з. I уровень (репродуктивный) - № 90, 94 стр. 27
II уровень (продуктивный) - А для самых любознательных, которые стараются учиться хорошо, много знают, предлагаю провести мини – исследование и узнать: «Где в жизни мы встречаемся с делением круглых чисел с остатком?».
- А как это можно сделать? (Понаблюдать, вспомнить случаи из жизни, спросить у взрослых, у родителей, у своего учителя, у учителя математики, посмотреть в книгах, энциклопедиях, найти в интернете…).
- А для самых умных и самых активных я предлагаю составить проверочную карточку для одноклассников с заданиями по данной теме.
9. Рефлексия.
- Встаньте, пожалуйста, те, кто устал от сегодняшнего урока;
кому было трудно;
кто был уверен в себе; у кого осталось отличное настроение.