I. Мотивация (самоопределение) к деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности. Учитель: Добрый день, уважаемые учащиеся. Начинаем урок. Прошу в своих тетрадях нарисовать «маленького человечка», характеризующего мимику выражения лица («У меня всё прекрасно», «Мне безразлично», «Мне тревожно»). Объясните, если это возможно, почему у вас такой настрой на учебную деятельность. На данном этапе проводится использование диагностики определения эмоционального настроя учащихся. Учитель предлагает учащимся посмотреть на портрет человека, представленного на слайде в электронной презентации. Презентация. Слайд 1. Учитель: Ребята, а знаете, кто изображен на портрете? Что это за человек? | Ученик: У меня сегодня улыбка, потому что я хочу получить пять по математике. Ученик: Я хочу узнать что-то новое в математике. Ученик: Мне тревожно, потому что я не прочитал параграф учебника. Ученики: Нет, не знаем, но хотим узнать. |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: подготовить мышление учащихся к последующей учебной деятельности. Учитель: Для всех учащихся предлагается задание, где надо провести соответствие ответа с буквой. В результате ваших действий должно получиться слово (СТЕВИН) - имя нидерландского ученого математика, открывшего десятичные дроби в Европе. Презентация. Слайд 2. (Учитель проводит вид контроля - педагогическое наблюдение.) Задание. Приём «классификация задач по способу их решения» 1) 2) 3) 4) 9 5) 9- 6) Т – 16,4; С – 16,7; В – 2,01; Е – 16,3; И – 1,7; Н – 2,4 Учитель: Сможешь ли ты выполнить это задание? Слайд 3. | Ученик: Смогу, т.к. знаю правило сложения смешанных чисел. Ученик: Полученное слово «СТЕВИН». Информационное сообщение учащегося об истории возникновения десятичных чисел. Презентация. Слайд 3. Долинина Даша. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (тема, цель, план, сроки, способ). Цель: построить проект выхода из затруднения. Учитель: Какой должна быть цель твоей учебной деятельности? Учитель: Как ты проверишь, что цель тобою достигнута? Учитель: Достаточно ли одного лишь знания нового способа для того, чтобы безошибочно его применять? Учитель: Как вы проверите, что научились применять новый способ? Учитель: Что и в какой последовательности ты будешь делать, чтобы построить искомый способ сложения десятичных дробей? Какова тема нашего сегодняшнего урока? Какая цель нашего урока? | Ученик: Мне надо построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. Ученик: Сравню с учебником, с образцом. Ученик: Нет, надо отработать умения его применять. Ученик: Если при решении таких задач я не буду допускать ошибок, буду всегда получать верные ответы, то цель будет достигнута. Ученики предлагают свой вариант в зависимости от причин затруднения. Ученик: Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей». Научиться складывать и вычитать десятичные дроби, знать алгоритм выполнения сложения и вычитания десятичных дробей, повторить все правила, требуемые для работы, уметь применять алгоритм на практике. |
V. Реализация построенного проекта. Цель: реализовать построенный проект. Учитель предлагает учащимся задания. 1) Найди пропущенные слова (приём «неполное задание») Презентация. Слайд 5 . 1. Любое число, знаменатель дробной части которого выражается единицей с одним или несколькими нулями, можно представить в виде… (десятичной дроби)… 2. После запятой числитель дробной части должен иметь столько же цифр, сколько… (нулей) … в знаменателе. 3. Если в конце десятичной дроби … (приписать нуль) … или … (отбросить нуль) ..., то получится дробь, равная данной. Учитель: Запишите эти дроби в виде десятичных в тетрадях. Учитель: Слайд 6. 2) Прочитать математическое выражение. Прием «перехода ситуации затруднения к поставленной учебной задаче». Презентация. Слайд 6. 9,03 + 7,4 = 9,03 – 7,4 = 9,4 +7,004 = Учитель: Ребята назовите, пожалуйста, тему нашего урока. Запишем ее в тетрадь. Чему мы будем сегодня учиться? Что нам для этого нужно? Какова цель нашего урока? А как мы достигнем нашей цели? Учитель: Ребята, работая в группах, попробуем вывести правило сложения и вычитания десятичных дробей. Работая в группах, найти сумму десятичных дробей, используя запись столбиком. Результат проверить с помощью обыкновенных дробей. Для вывода правила - раздать алгоритм в разрезанном виде. 1). Если не хватает в десятичной части разрядных единиц, дописываются нули. 2). Десятичные дроби записываются так, чтобы запятая находилась под запятой. 3). Выполнить сложение или вычитание десятичных дробей так же, как сложение и вычитание целых чисел. Ответы к примерам: Слайд 7. Итог работы: 1). Вывести правило сложения и вычитания десятичных дробей. Сверить со слайдом 7. – При ответе командира. 2). Сверить правило сложения и вычитания десятичных дробей с учебником. Стр. 191. Оценки за групповую работу озвучивает командир группы. Итог: Алгоритм решения. Слайд 8. 1) Уравнять в десятичных дробях количество знаков после запятой. 2) Записать их друг под другом так, чтобы, запятая была под запятой. 3) Выполнить сложение (вычитание) не обращая на запятую. 4) Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях. Учитель: Какой способ работы был самым успешным? Более быстрым? Алгоритм сверить с учебником. Учитель: Данный алгоритм – выучить, дома записать в тетрадь. Далее рефлексия, обратная связь. Учитель определяет учебные действия детей: умение обобщать, осознанность действий, форма выполнения. Поднимите руки, кому понятно правило? Кому еще нужно объяснить? | Ученики прописывают пропущенные слова в тетради. Ученики записывают в тетради. Ученики читают на математическом языке. «Сумма десятичных дробей девяти целых четырех десятых и семи целых четырех тысячных». Ученик: Сложение и вычитание десятичных дробей. Ученик: Учиться складывать и вычитать десятичные дроби. Найти правило сложения и вычитания десятичных дробей и уметь применять его при решении примеров, задач. Выведем правило и постараемся научиться его применять. Возможные варианты ответов: 9,4 + 7,004 7,004 + 9,4 Уровень выполнения – творческий. Анализ своих действий позволяет ученикам выйти на алгоритм выполнения задания. Презентация. Слайд 7. Правила работы в группе: 1. В группе должен быть организатор обсуждения. 2.Каждый может высказать свою версию решения. 3.Один говорит, остальные слушают и пытаются понять. 4.Каждая версия обсуждается в группе. 5.В группе согласуется общее решение. 6.Представитель группы защищает согласованное решение перед классом. Отвечает командир одной из групп. Вывешиваются ответы к примерам на доске. Лист. А 4. Ответы - записаны синим фломастером. Остальные группы дополняют, Командиры групп озвучивают оценки группы. Ученик: Способ решения записи сложения десятичных дробей – «запятая под запятой». |
VIII. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по образцу. Слайд 12. Цель: организовать Взаимопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых ситуациях. Самостоятельная работа в парах. Слайд 12. Учитель проводит педагогическое наблюдение. Прием выявления разных сторон самооценки, прием «Найди ошибку у товарища». Для учащихся предоставляются опорный конспект «Реши по образцу». Слайд 13. Взаимопроверка: Слайд 14. Оценки: Верно 6 заданий – оценка «5». 4,5 заданий – оценка «4». 3 задания – оценка «3». Двойки можно не ставить. | Взаимопроверка по слайду. Использование опорного конспекта. Слайд Учащиеся делают самостоятельную работу в парах. Слайд 12. Работа выполняется с использованием опорного конспекта, с последующей взаимопроверкой ответов. Правило | Образцы | 1).Складывай и вычитай числа по одноименным разрядам. 2).Записывай запятую под запятой. | 1)5,7+1,2=6,9 5,7 +1,2 2)4,27-0,2=2,07 4,27 -0,20 3) 3,50 +1,79 5,29 4)5,7090 -0,3078 5,4012 5)7,00 -2,71 4,29 | |
IX. Включение в систему знаний и повторение. Цель: выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний. Учитель предлагает учащимся задания на использование правила с применением ранее изученного материала: решить тест с последующей Самопроверкой. Слайды 15,16. Во время работы учителем задаются вопросы: «Как сейчас работаешь?», «Что учитываешь?», «Как можешь себя проверить?» После работы: «Трудными ли были задания?», «В чем его трудность?», «Успешно ли ты с ним справился?», «Для чего надо выполнять такие упражнения?», «Какие ошибки допустили?». Самопроверка теста. Слайд 16. Оценки за тест. Итоговые оценки. Выставить в оценочный лист урока. | Ученик: Данные задания позволяют применить свои знания на практике, в различных жизненных ситуациях. |
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Цель: организовать рефлексию, самооценку учениками своей учебной деятельности. Учитель: Достигли ли вы поставленной учебной задачи? Что нового узнали на уроке? Как складывают (вычитают) десятичные дроби? Всё ли у вас получалось? В чём были затруднения? Справились ли вы с трудностями? Домашнее задание: Обязательная часть: № 1213(б, г, д), №1214(в, д). Творческое задание: измерить рост членов семьи, составить задачу (или задачи) по этим данным. Результат можно представить в виде электронной презентации. А сейчас, подарите Елочке свое настроение. Слайд Я вам дарю свое настроение. Слайд Спасибо за урок! Вы Молодцы | Ученик: Данные задания позволяют применить свои знания на практике, в различных жизненных ситуациях. Ученик: Сегодня на уроке я ….. Самым интересным для меня... Урок мне … Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы, которая лежит на парте. Заполните её. После уроков я посмотрю ваши ответы. |