Выполнил: Петухова Л.В., учитель математики, МБОУ «Основная общеобразовательная школа им. С.Е. Цветкова»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты |
1.Организацион-ный момент (са-моопределение к деятельности) Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке. | 1. Приветствует учащихся. 2. Проверяет готовность к уроку. | 1. Отвечают на приветствие учителя. 2. Проверяют готовность к уроку. | Учитель. Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.на месте темы урока поставьте точку, мы вернёмся к ней позже. | |
2.Актуализация знаний. Цель: организация восприятия задания обучающимися. | 1. Организует деятельность учащихся по выполнению заданий.
2. Задаёт вопросы.
3. Организует просмотр презентации.
4. Организует просмотр таблицы"Дроби".
5. Подводит к формулированию темы, цели урока. | 1. Выполняют задания.
2. Отвечают на вопросы.
3. Просматривают презентацию.
4. Анализируют таблицу."Дроби".
5. Формулируют тему и цели урока. | 1. Сравните числа. 3,78 и 4,78 5,15 и 5,51 0,7 и 0,699 4,23 и 4,230
2. Ответьте на вопросы: 1) За первый день бригада выполнила 1/5 недельной нормы, а за второй день 2/5 недельной нормы. Какую часть недельной нормы выполнила бригада за два дня? 2) Длина куска провода 12 метров. Во время ремонта настольной лампы израсходовали 1/4 этого куска. Сколько метров провода осталось?
3. Просмотрите видеоматериал, ответьте на вопросы. Слайд 1. 4,52 2,3 1) Прочитайте числа. 2) Какие задания с этими числами можно придумать? (Их можно сравнить, заменить смешанными числами, можно придумать с ними задачу.)
4. Посмотрите таблицу "Дроби". (Дроби Обыкновенные. Десятичные.) Запись, перевод, сравнение, сложение и вычитание.) 5. Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Какова будет тема урока? Какую проблему будем решать? | Л.: иметь мотивацию к познанию, к учебной деятельности. Р.: определять и формулировать тему и цель урока. П.: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, добывать информацию из разных источников, выполнять анализ. К.: высказывать своё мнение, слушать и понимать речь других, организовывать учебное взаимодействие в группах. |
3. Постановка учебной проблемы. Учебная задача. | 1. Создаёт проблемную ситуацию.
2 Подводит к цели.
3. Формулирует цель.
| 1. Пытаются решить проблемную ситуацию. | 1. - А для начала, помогите мне, пожалуйста, решить проблему.впереди у нас 8 марта классный огонёк. И мы решили купить к столу конфет. Но поскольку, мальчиков в классе значительно больше, да и что скрывать, они у нас конфеты любят больше, чем девочки, мальчикам мы запланировали купить 4,52 кг конфет, а девочкам 2,3 кг. Ваша задача посчитать, сколько всего кг конфет нам нужно купить. Ну, а девочек, наверное, интересует вопрос, а на сколько кг конфет мы получим меньше, чем мальчишки? Давайте попробуем решить эту задачу! 2. - Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего кг конфет нужно купить? (Сложить дроби.) - Что нужно сделать, чтобы узнать, на сколько кг конфет мальчики получат больше, чем девочки? (Вычесть дроби.) - Прочитайте дроби. Какие это дроби? (Вспомнить определение десятичных дробей.) (Приходят к выводу, что из-за недостатка знаний не могут решить задачу.) - Знаем, что сделать, но не знаем как. - А хотели бы научиться? (Да.) 3.- Итак, помогите сформулировать цель сегодняшнего урока. (Ответ детей - выяснить, как складываются и вычитаются десятичные дроби.) Записываем тему сегодняшнего урока: "Сложение и вычитание десятичных дробей". (Слайд 2). | |
4. Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.). | 1. Предлагает систему вопросов и заданий, подводящих детей к "открытию"нового знания.
2.Подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией и алгоритмами действий.
3. Организует работу с учебником. | 1. Решают "проблемную задачу".
2. Воспроизводят алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
3. Работают по учебнику. | 1. Учитель: Ваши предложения. Какие же из ваших знаний помогут справиться с нашей задачей? Ответ: Перевести десятичные дроби в смешанную форму и выполнить сложение и вычитание смешанных чисел. -Итак, мальчикам задание найти сумму этих чисел, а девочкам - разность. Два добровольца - к доске.
Мальчики | Девочки | + ===6,82 | - = =2,22 | Заметим, что тот же ответ можно получить иначе, если сложить и вычесть числа 4,52 и 2,3 «столбиком»: | +4,52 2,30 6,82 | -4,52 2,30 2,22 | Учитель: Что можно заметить в записи примеров? Ответ: Запятая записывается под запятой. Учитель: Ну что ж, ребята, ответили мы на вопрос задачи? (Отвечают на вопрос задачи) Эти примеры показывают, насколько упрощаются вычисления, если дроби записаны в десятичной форме в отличие от смешанных чисел. А я думаю, что девочкам расстраиваться нечего, мальчики не будут жадничать, а все конфеты сложим в общую кучу, и каждый возьмет, сколько хочет. На самом деле, на этом примере мы с вами вывели алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
2.Учащиеся самостоятельно воспроизводят и проговаривают алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей: разряд записывается под соответствующим разрядом, запятая ставится под запятой, недостающие знаки заменяются нулями. Учитель: Давайте проверим, правильно ли мы с вами составили алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. ( Слайд3) № этапа | Алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей | 1 | Уравнять в дробях количество знаков после запятой | 2 | Записать дроби друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой | 3 | Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимание на запятую | 4 | Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях |
3. Учитель: Молодцы, ребята! Этот же алгоритм есть в учебнике. Откройте, пожалуйста, страницу 191. Оставьте учебник открытым и в течение всего урока вы можете пользоваться этим алгоритмом.
|
|
5. . Первичное закрепление. Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи. | 1. Организует решение задач по алгоритму.
2. Организует работу у доски и в тетрадях (номера из учебника). | 1. Решают задачи посредством прямого повторения основных моментов нового материала.
2. Решают у доски и в тетрадях | 1. 1) Найти ошибку: (Слайд 4) +3, 2 6 +3,26 +3,26 2,5 2,5 2,50 3, 5 1 5,31 5,76 2)Замени звездочку (Слайд 5) (1,6)*+3,2=4,8 (5,8)*-5,6=0,2 5 +*(2,35)=7,35 10,8 - * (3,1)=7,7 3)Восстановить запятые: (Слайд 6) 7,39+4,48=11,87 5,2+1,8=7 5,61-0,41=5,20 20,3-4,8=15,5 4) На слайде вы видите 6 примеров. Итак, ваша задача решить примеры по алгоритму. Кто первый решил, выходит к доске, записывает решение, мы потом проверяем. (Девочки работают слева, мальчики - справа) Выполнить сложение и вычитание (Слайд 7)
17,5+2,13 | 0,34+0,046 | 5,8+ 22,191 | 11,1-2,8 | 88,252-4,69 | 6,6-5,99 |
Проверили правильность, исправили ошибки. Появляется буквы. Записать ответы в порядке возрастания, сопоставить с буквой и прочитать слово. Кто быстрей, мальчики или девочки?
17,5+2,13 = 19,63 | Ж | 0,34+0,046 = 0,386 | Д | 5,8+ 22,191 = 27,991 | Б | 11,1-2,8 = 8,3 | У | 88,252-4,69 = 83,562 | А | 6,6-5,99 = 0,61 | Р |
0,386 | 0,61 | 8,3 | 19,63 | 27,991 | 83,562 | Д | Р | У | Ж | Б | А |
Учитель: Молодцы! И все-таки у нас победила дружба! 2. При выполнении заданий - проговаривать правила. №1213
|
|
6 Контроль
| Организует деятельность по выполнению задания, его проверку. | Выполняют задание и проверяют его. | Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. У вас на партах лежат карточки с таблицами. Посмотрите. - Какое задание необходимо выполнить? - Заполните таблицы самостоятельно. + | 0,8 | 1,2 | 0,45 | | - | 0,2 | 1,5 | 0,04 | 1,2 | | | | 1,8 | | | | 0,6 | | | | 2,2 | | | | - Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения самопроверки. - У кого возникли затруднения при выполнении задания? - В каком месте? - Кто правильно выполнил задание? - Оцените себя. | Р.: оценивать правильность выполнения задания (осуществлять взаимопроверку). П.: осознавать необходимость нового знания. |
7. Рефлексия деятельности. | Организует беседу по вопросам. | Дети отвечают на вопросы. | Ответьте на вопросы: - Что нового Вы узнали? - Какие трудности у Вас возникли? - Что бы Вы хотели ещё узнать по этой теме? - Удалось ли вам решить проблему урока? - Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое? - Проанализируйте свою работу. (раздаются карточки рефлексии) Мне понятно, как складывать десятичные дроби ______________________ Я смогу применить алгоритм сложения десятичных дробей ___________ Мне понятно, как вычитать десятичные дроби__________________________ Я смогу применить алгоритм вычитания десятичных дробей ______________ |
| Р.: Соотносить результат своей деятельности и оценивать его. Л.: иметь мотивацию к познанию, к учебной деятельности. К.: высказывать своё мнение, слушать и пониматьречь других, организовывать учебное взаимодействие в группах. |
8. Итоги урока. | Подводит итоги урока. Комментирует оценки. Комментирует домашнее задание Задает вопросы по новому материалу. Отвечает на вопросы учащихся.
| Записывают домашнее задание. Отвечают на вопросы учителя. Задают вопросы учителю. | Домашнее задание будет практическое. - Запишите задание. Вычислите рост вашей семьи в метрах. №1255, №1257 |
|