СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики по теме Сложение и вычитание десятичных дробей. 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель учителя: формирование способа сложения и вычитания десятичных дробей.

Цель учащихся: узнать о способах сложения и вычитания десятичных дробей и научится их применять.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики по теме Сложение и вычитание десятичных дробей. 5 класс»


МБОУ «Основная общеобразовательная школа №100» им. С. Е. Цветкова











Урок математики в 5 классе

ТЕМА

"Сложение и вычитание десятичных дробей"





Выполнил: Петухова Л.В., учитель математики, МБОУ «Основная общеобразовательная школа им. С.Е. Цветкова»























Новокузнецк, 2019

Тема: " Сложение и вычитание десятичных дробей."

Класс: 5.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: доска, таблица "Дроби", мультимедиа проектор, ноутбук, презентация "Сложение и вычитание десятичных дробей", раздаточные карточки с условием задачи и самостоятельной работы, карточки рефлексии.

Цели

Цель учителя: формирование способа сложения и вычитания десятичных дробей.

Цель учащихся: узнать о способах сложения и вычитания десятичных дробей и научится их применять.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: иметь мотивацию к познанию, к учебной деятельности, иметь готовность к самообразованию.



  1. Метапредметные:

- регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель урока, формулировать учебную задачу, определять затруднения для решения учебно-познавательной задачи, определять основные действия, ориентированные на достижение учебной задачи, контроль, коррекция,

оценивать правильность выполнения задания (осуществлять взаимопроверку),

соотносить результат своей деятельности и оценивать его.

- познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, добывать информацию из разных источников, выполнять анализ, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов, моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, формирование интереса к данной теме.

- коммуникативные УУД.: высказывать своё мнение, слушать и понимать речь других, организовывать учебное взаимодействие в группах, сотрудничатьв поиске и выборе информации, оформлять свои мысли в устной форме.



  1. Предметные: ознакомить со способами сложения и вычитания десятичных дробей.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые

результаты

1.Организацион-ный момент (са-моопределение к деятельности)

Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

1. Приветствует учащихся.

2. Проверяет готовность к уроку.

1. Отвечают на приветствие учителя.

2. Проверяют готовность к уроку.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.на месте темы урока поставьте точку, мы вернёмся к ней позже.


2.Актуализация знаний.

Цель: организация восприятия задания обучающимися.

1. Организует деятельность учащихся по выполнению заданий.





2. Задаёт вопросы.















3. Организует просмотр презентации.













4. Организует просмотр таблицы"Дроби".







5. Подводит к формулированию темы, цели урока.

1. Выполняют задания.







2. Отвечают на вопросы.















3. Просматривают презентацию.













4. Анализируют таблицу."Дроби".







5. Формулируют тему и цели урока.

1. Сравните числа.

3,78 и 4,78 5,15 и 5,51

0,7 и 0,699 4,23 и 4,230



2. Ответьте на вопросы:

1) За первый день бригада выполнила 1/5 недельной нормы, а за второй день 2/5 недельной нормы. Какую часть недельной нормы выполнила бригада за два дня?

2) Длина куска провода 12 метров. Во время ремонта настольной лампы израсходовали 1/4 этого куска. Сколько метров провода осталось?



3. Просмотрите видеоматериал, ответьте на вопросы.

Слайд 1.

4,52 2,3

1) Прочитайте числа.

2) Какие задания с этими числами можно придумать? (Их можно сравнить, заменить смешанными числами, можно придумать с ними задачу.)



4. Посмотрите таблицу "Дроби".

(Дроби

Обыкновенные. Десятичные.)

Запись, перевод, сравнение, сложение и вычитание.)

5. Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Какова будет тема урока? Какую проблему будем решать?


Л.: иметь мотивацию к познанию, к учебной деятельности.

Р.: определять и формулировать тему и цель урока.

П.: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, добывать информацию из разных источников, выполнять анализ.

К.: высказывать своё мнение, слушать и понимать речь других, организовывать учебное взаимодействие в группах.

3. Постановка учебной проблемы.

Учебная задача.


1. Создаёт проблемную ситуацию.





















2 Подводит к цели.











3. Формулирует цель.






1. Пытаются решить проблемную ситуацию.

1. - А для начала, помогите мне, пожалуйста, решить проблему.впереди у нас 8 марта классный огонёк. И мы решили купить к столу конфет. Но поскольку, мальчиков в классе значительно больше, да и что скрывать, они у нас конфеты любят больше, чем девочки, мальчикам мы запланировали купить 4,52 кг конфет, а девочкам 2,3 кг. Ваша задача посчитать, сколько всего кг конфет нам нужно купить. Ну, а девочек, наверное, интересует вопрос, а на сколько кг конфет мы получим меньше, чем мальчишки? Давайте попробуем решить эту задачу!

2. - Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего кг конфет нужно купить? (Сложить дроби.)

- Что нужно сделать, чтобы узнать, на сколько кг конфет мальчики получат больше, чем девочки? (Вычесть дроби.)

- Прочитайте дроби. Какие это дроби? (Вспомнить определение десятичных дробей.)

(Приходят к выводу, что из-за недостатка знаний не могут решить задачу.)

- Знаем, что сделать, но не знаем как.

- А хотели бы научиться? (Да.)

3.- Итак, помогите сформулировать цель сегодняшнего урока. (Ответ детей - выяснить, как складываются и вычитаются десятичные дроби.)

Записываем тему сегодняшнего урока: "Сложение и вычитание десятичных дробей". (Слайд 2).


4. Введение нового знания.

Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.).


1. Предлагает систему вопросов и заданий, подводящих детей к "открытию"нового знания.



















































2.Подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией и алгоритмами действий.





















3. Организует работу с учебником.

1. Решают "проблемную задачу".





















































2. Воспроизводят алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.























3. Работают по учебнику.

1. Учитель: Ваши предложения. Какие же из ваших знаний помогут справиться с нашей задачей?

Ответ: Перевести десятичные дроби в смешанную форму и выполнить сложение и вычитание смешанных чисел.

-Итак, мальчикам задание найти сумму этих чисел, а девочкам - разность. Два добровольца - к доске.



Мальчики

Девочки

+ ===6,82


- =

=2,22

Заметим, что тот же ответ можно

получить иначе, если сложить и вычесть

числа 4,52 и 2,3 «столбиком»:

+4,52

2,30

6,82

-4,52

2,30

2,22



Учитель: Что можно заметить в записи примеров?

Ответ: Запятая записывается под запятой.


Учитель: Ну что ж, ребята, ответили мы на вопрос задачи? (Отвечают на вопрос задачи) Эти примеры показывают, насколько упрощаются вычисления, если дроби записаны в десятичной форме в отличие от смешанных чисел.


А я думаю, что девочкам расстраиваться нечего, мальчики не будут жадничать, а все конфеты сложим в общую кучу, и каждый возьмет, сколько хочет.

На самом деле, на этом примере мы с вами вывели алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.



2.Учащиеся самостоятельно воспроизводят и проговаривают алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей: разряд записывается под соответствующим разрядом, запятая ставится под запятой, недостающие знаки заменяются нулями.

Учитель: Давайте проверим, правильно ли мы с вами составили алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

( Слайд3)

№ этапа

Алгоритм сложения (вычитания)

десятичных дробей

1

Уравнять в дробях количество

знаков после запятой

2

Записать дроби друг под другом

так, чтобы запятая была

записана под запятой

3

Выполнить сложение (вычитание),

не обращая внимание на запятую

4

Поставить в ответе запятую под

запятой в данных дробях



3. Учитель: Молодцы, ребята! Этот же алгоритм есть в учебнике. Откройте, пожалуйста, страницу 191. Оставьте учебник открытым и в течение всего урока вы можете пользоваться этим алгоритмом.





5. . Первичное закрепление.

Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи.

1. Организует решение задач по алгоритму.



























































2. Организует работу у доски и в тетрадях (номера из учебника).

1. Решают задачи посредством прямого повторения основных моментов нового материала.



























































2. Решают у доски и в тетрадях

1. 1) Найти ошибку: (Слайд 4)

+3, 2 6 +3,26 +3,26

2,5 2,5 2,50

3, 5 1 5,31 5,76

2)Замени звездочку (Слайд 5)

(1,6)*+3,2=4,8 (5,8)*-5,6=0,2

5 +*(2,35)=7,35 10,8 - * (3,1)=7,7

3)Восстановить запятые: (Слайд 6)

7,39+4,48=11,87 5,2+1,8=7

5,61-0,41=5,20 20,3-4,8=15,5

4) На слайде вы видите 6 примеров. Итак, ваша задача решить примеры по алгоритму. Кто первый решил, выходит к доске, записывает решение, мы потом проверяем. (Девочки работают слева, мальчики - справа)

Выполнить сложение и вычитание (Слайд 7)



17,5+2,13

0,34+0,046

5,8+ 22,191

11,1-2,8

88,252-4,69

6,6-5,99



Проверили правильность, исправили ошибки. Появляется буквы. Записать ответы в порядке возрастания, сопоставить с буквой и прочитать слово. Кто быстрей, мальчики или девочки?



17,5+2,13 = 19,63

Ж

0,34+0,046 = 0,386

Д

5,8+ 22,191 = 27,991

Б

11,1-2,8 = 8,3

У

88,252-4,69 = 83,562

А

6,6-5,99 = 0,61

Р



0,386

0,61

8,3

19,63

27,991

83,562

Д


Р

У

Ж

Б

А



Учитель: Молодцы! И все-таки у нас победила дружба!

2. При выполнении заданий - проговаривать правила.

№1213





6 Контроль



Организует деятельность по выполнению задания, его проверку.

Выполняют задание и проверяют его.

Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. У вас на партах лежат карточки с таблицами. Посмотрите.

- Какое задание необходимо выполнить?

- Заполните таблицы самостоятельно.

+

0,8

1,2

0,45


-

0,2

1,5

0,04

1,2




1,8




0,6




2,2




- Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения самопроверки.

- У кого возникли затруднения при выполнении задания?

- В каком месте?

- Кто правильно выполнил задание?

- Оцените себя.

Р.: оценивать правильность выполнения задания (осуществлять взаимопроверку).

П.: осознавать необходимость нового знания.

7. Рефлексия деятельности.

Организует беседу по вопросам.

Дети отвечают на вопросы.

Ответьте на вопросы:

- Что нового Вы узнали?

- Какие трудности у Вас возникли?

- Что бы Вы хотели ещё узнать по этой теме?

- Удалось ли вам решить проблему урока?

- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое?

- Проанализируйте свою работу.

(раздаются карточки рефлексии)


  1. Мне понятно, как складывать

десятичные дроби ______________________

  1. Я смогу применить алгоритм

сложения десятичных дробей ___________

  1. Мне понятно, как вычитать

десятичные дроби__________________________

  1. Я смогу применить алгоритм

вычитания десятичных дробей ______________



Р.: Соотносить результат своей деятельности и оценивать его.

Л.: иметь мотивацию к познанию, к учебной деятельности.

К.: высказывать своё мнение, слушать и пониматьречь других, организовывать учебное взаимодействие в группах.

8. Итоги урока.

Подводит итоги урока.

Комментирует оценки.

Комментирует домашнее задание

Задает вопросы по новому материалу.

Отвечает на вопросы учащихся.



Записывают домашнее задание.

Отвечают на вопросы учителя.

Задают вопросы учителю.

Домашнее задание будет практическое.

- Запишите задание. Вычислите рост вашей семьи в метрах.

№1255, №1257


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!