СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 9 классе Тема урока: Различные способы решения целых уравнений

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

м

 

Урок математики в 9 классе

 

Тема урока: Различные способы решения целых уравнений

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 9 классе Тема урока: Различные способы решения целых уравнений»



Урок математики в 9 классе



Тема урока: Различные способы решения целых уравнений



Общая цель урока: Обобщить и систематизировать знания о целых уравнениях и методах их решений.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, раздаточный дифференцированный материал.

УМК:

Алгебра 9 класс . Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, М. «Просвящение», 2012г.

- Дидактические материалы Алгебра 9 класс. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова М. «Просвящение» 2010 г.

- Контрольно- измерительные материалы Алгебра 9 класс, М. «Вако», 2012 г.



ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. (1 слайд)

  2. Актуализация знаний.

-О каких уравнениях мы вели речь на предыдущих уроках? ( О целых уравнениях)

-Какие уравнения называются целыми? (Целым уравнением с одной переменной называется уравнение, левая и правая части которого – целые выражения.)

Внимание на экран (2 слайд) Какие из уравнений не являются целыми? Почему ?

  1. х2=0

  2. 2-6х5+1=0

  3.  =5

  4. + 3х = 18

  5. х( х – 1)(х – 2) =0

  6. = 0

  7. х3 – 25х = 0

  8. х= 49



- Как определяется степень уравнения? (Если уравнение с одной переменной, записано в виде Р(х) = о, где Р(х) – многочлен стандартного вида, то степень этого многочлена называют степенью уравнения.

Степенью произвольного целого уравнения называют степень равносильного ему уравнения вида Р(х) = 0, гдеР(х) – многочлен стандартного вида.)

Внимание на экран (3 слайд) Определите степень уравнения. Дайте ответ и прокомментируйте его.

  1. 5 – 5х4 +2 = х (5)

  2. + 6х-3х+1 = х + 2 (7)

  3. -11х + 79х2 = 17 (2)

  4. х5 + 3х– х+ 1 = 0 (6)

  5. (х + 4)(х – 7)(х + 8) = 0 (3)

  6. (5 – х)(х + 5) + х(х – 10) (1)

  7. х2 (х + 4) –(х – 2)(х2 +1) = 3 (2)

  8. – 2)(3х2 + 1) – 3(х– 2) = 4 (3)



- Сколько корней может иметь каждое целое уравнение п- й степени? (Уравнение п- й степени имеет не более пкорней.)

3. Основная часть урока.

Рассмотрим известные вам способы решения целых уравнений. Какие способы вы знаете? 1)уравнения, приводимые к линейным и квадратным

2) разложение на множители

3) Введение новой переменной

4) биквадратные уравнения)

Внимание на экран: (4 слайд) Каждый из вас решит одно уравнение и затем объяснит остальным ход его решения. При решении можете пользоваться учебниками, записями предыдущих уроков.



Способы решения целых уравнений



Приведение уравнения к линейному или квадратному

(12х + 1)(3х – 1) – (6х +2)= 10

Разложение на множители

х– 3х = 3,5х2

Введение новой переменной (х2 +2х)– 2(х+ 2х) – 3 = 0

Биквадратные уравнения х-13х2 + 36 = 0



Внимание на экран, проверим решение ваших уравнений.



(5 слайд) Приведение уравнения к линейному или квадратному

(12х + 1)(3х – 1) – (6х +2)= 10

36х2 – 12х + 3х – 1 – 36х2 – 24х – 4 = 10

- 33х – 15 = 0

-33х = 15

х = 

Ответ: х = 



(6 слайд) Разложение на множители

х– 3х = 3,5х2

х– 3х - 3,5х2 = 0

х(х2 -3 -3,5х) = 0

Х1 = 0 и х2 -3,5х -3 – 0

Д = (-3,5)2- 4*1*(-3) = 12,25 - 12 = 0,25

Х = 2

Х3 = = 1,5

Ответ: Х1 = 0 ; Х= 2; Х3 = 1,5



(7 слайд) Введение новой переменной



2 +2х)– 2(х+ 2х) – 3 = 0 Пусть (х+ 2х) = у, тогда

у2 – 2х – 3 = 0

Д = (-2)2 – 4*1*(-3) = 4 + 12 = 16



У1 =  = 3

У2 =  = -1



+ 2х) = 3 (х+ 2х) = -1

х+ 2х- 3 = 0 х+ 2х +1 = 0

Д = 2– 4*1*(-3) = 4 + 12 = 16 Д = 22 – 4*1*1 = 4 – 4 = 0



х1 =  = 1 х3 =  = -1



х2 =  = -3



Ответ: Х1 = 1 ; Х= -3; Х3 = -1



(8 слайд) Биквадратные уравнения



х-13х2 + 36 = 0 Пусть х2 = у, тогда

у2 – 13у +36 = 0

Д = (-13)– 4*1*36 = 169-144 = 25



У1 =  = 9

У1 =  = 4



х2 = 9 х= 4

х= 3 х2 = -3 х3 = 2 х= -2



Ответ: Х1 = 3 ; Х= -3; Х3 = 2; Х4 = -2;



4. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа состоит из двух частей: обязательного минимума и дополнительных заданий, так же она предполагает два уровня сложности. Подумайте, какой вам уровень выбрать и приступаем к решению. (9 слайд)



1 уровень

2 уровень

Основная часть

Основная часть

  1. Реши уравнения

а) (5 – х)(5 + х) + х(х – 10) = 25

б) 9х3 – 27х2 = 0

в) (х – 7)2 – 4(х – 7) – 45 = 0

г) х4- 5х2 + 4 = 0

  1. Найди все корни уравнения или докажи, что их нет

а)  +  = 1

б) х3 – 4х2 – 9х + 36 = 0

в) (х2 – х + 1)(х2 – х -7) = 65

г) х+ 9х+ 8 = 0

Дополнительное задание

Дополнительное задание

Найди координаты точек пересечения функции у = х2 – 26х + 25 с осью ОХ

Найди координаты точек пересечения функции у = 12 – 23х – 9х2 с осями координат



- Закончили выполнение задания, поменяйтесь с учащимися с тем же вариантом и проверим друг у друга решения, сверяясь с ответами на доске. (10 слайд)



1 уровень

2 уровень

Основная часть

Основная часть

  1. Реши уравнения

а) х = 0

б) х= 0, х= 3

в) х= 16, х= 2

г) х= 2, х= -2, х= 1, х= -1

  1. Найди все корни уравнения или докажи, что их нет

а) х = 

б) х= 4, х= -3, х= 3

в) х= 4, х= -3

г) корней нет

Дополнительное задание

Дополнительное задание

Функция у = х2 – 26х + 25 пересекается с осью ОХ в точках с координатами (25;0) и (1;0)

Функция у = 12 – 23х – 9х2 пересекается с осью ОУ в точке с координатами (0;12)

с осью ОХ в точках с координатами (; о) и (-3; 0)



5. Рефлексия.

Учащимся раздаются карточки, которые необходимо заполнить до конца урока и сдать учителю.

Мне понравилось______________________________________________________________

Мне не понравилось___________________________________________________________

Я научился (лась)______________________________________________________________

Нужно поработать над _____________________________________________________________________________

Моя оценка за урок _________



6. Лирическое отступление. (Учащимся в начале изучения темы было дано задание познакомиться с биографией математиков и подготовить краткое выступление)

Мы с вами продолжаем знакомство с известными математиками, сегодня речь пойдёт о:

  • Джеролиамо Кардано (слайд)

  • Лудовико Феррари (слайд)

  • Нильс Абель (слайд)

  • Эварист Галуа (слайд)

Используемые источники:http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/106753/%D0%A4%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B0%D1%80%D0%B8

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/3846/%D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%94%D0%90%D0%9D%D0%9E

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%9D%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%81_%D0%A5%D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B8%D0%BA

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BB%D1%83%D0%B0,_%D0%AD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82



7. Итог урока. Объявление отметок за урок.

8. Домашнее задание: (слайд ) Повторить п 12. №273,277,279

9. Индивидуальные задания на повторение:



1 уровень

2 уровень

  1. Сократите дробь

1)Найдите значение выражения

при у = 8

  1. Найдите значение дроби 

При у = 6

2)Упростите выражение 

Самоанализ урока алгебры учителя математики

МБОУ СОШ № 3 Елфимовой Ирины Ивановны.



Тема урока. Некоторые приемы решения целых уравнений.

Класс: 9.



Данный урок проходил в рамках учебного курса алгебра в 9 классе общеобразовательных школ в разделе «Целое уравнение и его корни».

Место и роль данного урока в курсе математики были определены правильно, урок находился в связи с предыдущими и последующими уроками.

Основным в уроке был этап первичного предъявления «новых» знаний, а также индивидуальная работа с технологическими картами. На этапе первичного предъявления новых знаний была проведена актуализация знаний и мотивация к изучению нового, использован проблемный метод: создание проблемной ситуации, организация поиска решения проблемы, подводящий к знанию диалог, приём сопоставления новых знаний с научной формулировкой учебника. Изложение новых знаний мною не давалось в готовом виде, детям было предложено самим сформулировать тему урока и определить цель, к которой они будут стремиться.

Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, и информацию, полученную на уроке. На этом этапе использовалась дифференцированная работа в парах. Это способствовало развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища, а также развитию логического мышления, умственных способностей, образного мышления, быстроте умственных реакций. В результате этой работы учащиеся усвоили информацию, а также воспроизвели в памяти пройденное. Высокая работоспособность на данном этапе обеспечивалась сменой видов деятельности, формой организации работы.

На протяжении всего урока осуществлялась взаимосвязь поставленных задач через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, сочетая письменную работу с устной и т.д. На протяжении всего урока ученики индивидуально заполняли технологическую карту урока, которая была мной разработана.

На уроке я использовала мультимедийную презентацию по теме урока, индивидуальные технологические карты, карточки с домашней работой.



Использовала математическую терминологию и старалась, чтобы дети при ответе пользовались так же терминологией. Предложенные задания, парная работа носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали большие трудности в его выполнении.

Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач.

Дети самостоятельно решали задачи, самостоятельно оценивали правильность своего решения, отвечали у доски.

Применение проблемного обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.

На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход. При дифференцированном подходе перед разными категориями учащихся ставились различные цели: одни достигали уровня базовой подготовки, другие должны были достичь более высоких результатов.

При проведении урока я использовала различные виды контроля: ученик- ученик (при работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с решением на доске).

Порядок и дисциплину учащихся на уроке я поддерживала с помощью умелой организации, интересного материала и высокой степени корректности. Постоянно приветствовала проявление активности детей, поощряла самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения, позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.

Завершающим этапом было подведение итогов и оценивание учителем результатов урока. При оценивании ответов обучающихся были использованы специально разработанные для данного занятия критерии оценок. Так как в течении всего урока ученики работали с индивидуальными технологическими картами, то основное оценивание результатов работы на уроке происходило на следующем уроке. Себе я бы сделала такое замечание по составлению технологических карт: возможные вопросы , которые могут возникнуть при решении задания у ученика, нужно записывать учителю в технологической карте в графе «Вопросы по заданию». Это диктуется тем, что не все учащиеся могут сформулировать такие вопросы, а для тех, кто умеет их формулировать – происходит экономия времени: выбрать быстрее, чем записывать. Но место для собственных вопросов ученика нужно обязательно оставлять.

Высокая работоспособность на протяжении всего урока обеспечивалась сменой видов деятельности, различными формами организации работы (фронтальной, работой в парах), а также применением здоровьесберегающих технологий (пауза на уроке, подводящая к следующему заданию). Это способствовало созданию на уроке положительной психологической атмосферы, ситуации успеха.

Я считаю, что на данном уроке были реализованы все поставленные цели. По моему мнению, урок прошёл на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.