СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики во 2 классе по теме "Закрепление изученного. Решение задач (Стоимость. Количество.Цена)"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Закрепление изученного. Решение задач.

Тип урока: урок систематизации и закрепления новых знаний и умений.

Цели урока: закрепить и при необходимости корректировать изученные способы действий, математические понятия и алгоритмы по теме «Цена. Стоимость. Количество», упражнение в решении задач данного вида.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики во 2 классе по теме "Закрепление изученного. Решение задач (Стоимость. Количество.Цена)"»

Конспект урока математики


Составила: Шайнурова М.Е. Школа, класс: филиал МБОУ «Шамарская СОШ №26» - «Горная СОШ имени А.И. Горбунова», 2 класс

УМК «Школа России»

Тема: Закрепление изученного. Решение задач.

Тип урока: урок систематизации и закрепления новых знаний и умений.

Цели урока: закрепить и при необходимости корректировать изученные способы действий, математические понятия и алгоритмы по теме «Цена. Стоимость. Количество», упражнение в решении задач данного вида.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  1. Совершенствовать устные вычислительные навыки;

  2. Совершенствовать умение составлять задачи по предложенным данным.

Метапредметные:

Регулятивные:

  1. Развитие умения проверки и самопроверки.

  2. Развитие умения оценивать собственную деятельность.

Познавательные:

  1. Развитие умения сравнивать задачи в процессе анализа по разным критериям.

Коммуникативные

  1. Развитие коммуникативных навыков (сотрудничество в парной работе);

  2. Привитие обучающимся различных способов высказывания благодарности.

Личностные:

  1. Развивать готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни;

  2. Развивать способность характеризовать собственные знания по теме урока.



Оборудование:

Ноутбук, проектор, экран.

Материалы: (учителю) презентация «В страну гномов», распечатка для рефлексии обучающихся, распечатка закладок-раскрасок по количеству обучающихся, (детям) синий и фиолетовый карандаши


План урока:

        1. Введение в урок. Погружение в сказочную атмосферу.

        2. Устный счет. Записывание даты. Создание поля для рефлексии. Поэтапная рефлексия.

        3. Фронтальный опрос. Игра «Цветик - семицветик». Поэтапная рефлексия.

        4. Задача с открытым ответом. Поэтапная рефлексия.

        5. Физкультминутка.

        6. Парная работа. Задачи в табличном виде. Поиск и устранение ошибок в решении задач. Поэтапная рефлексия.

        7. Фронтальная работа. Составление задач по предложенным данным. Сравнение задач. Поэтапная рефлексия.

        8. Командная работа. Решение и составление задач по предложенным данным. Поэтапная рефлексия.

        9. Подведение итогов. Вручение подарков (закладок-раскрасок). Выявление уровня усвоения детьми темы по результатам рефлексии. Оценивание.



Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методическое обоснование

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня хороший день, за окном весна. Хочется гулять, дышать свежим воздухом, отправиться в какое-нибудь путешествие. Вам хочется?

- Сегодня я предлагаю вам отправиться со мной в сказочную страну. В ней живут гномы, они очень любят торговать разными продуктами. Например, яблока и сливами, которые вырастили на своем огороде, или золотом и алмазами, которые добыли в своей шахте. Их страна славиться самыми качественными и вкусными товарами.

- Посмотрите на экран. Эти гномы приготовили для вас интересные задания из их жизни, предлагают нам их выполнить. Как думаете, мы справимся? Готовы приступить?

- Гномы пообещали нам, что, выполнив все задания, мы не только получим удовольствие от работы, но и небольшие призы, которые они специально приготовили для вас, передали по почте. (Приложение 3.) Начнем?

Дети присаживаются.



- Хочется.









Смотрят на слайд.




- Справимся. Готовы.








- Начнем!

Задача: создать мотивацию к учебной деятельности


Прием: использование наглядности; погружение в сказочную атмосферу

Устный счет.

Актуализация знаний.

(слайд 2 – индивидуальная работа) Первое задание: Сосчитайте примеры. Устно. Напишите нужные буквы, отгадайте слово.

16–9=П

50:5=Е

9*2=Р

10*7=Ь

27+13=А

23*1=Л

40

7

18

10

23

70

а

п

р

е

л

ь

- У кого получилось слово поднимите руку, я подойду, вы мне скажите его на ушко.

- Ребята, какое слово получилось?

- А что значит это слово?

- И сейчас у нас апрель. Давайте запишем в тетради дату. Какая сегодня дата?


Учитель записывает дату на доске дети в тетради.

Образец: ___ апреля.

Классная работа.

- Ребята, Самуил Яковлевич Маршак в своем стихотворении писал «Апрель, апрель! На дворе звенит капель…» Давайте нарисуем в строчку 6 капель

- Каждая капля, это задание, которое вы будете выполнять, если у вас все получилось – синим цветом, если получилось только частично – фиолетовым цветом, а если совсем не получилось оставьте каплю прозрачной.

На доске вывешивается образец (приложение 1)

- Первое задание мы уже выполнили, разгадали слово «Апрель». Закрасьте первую каплю в соответствии с тем, получилось ли у вас разгадать слово.




Дети вычисляют примеры устно, могут записать в черновик ответы.

Первые, кто угадал слово поднимают руку, чтобы учитель подошёл и послушал ответ.







- Получилось слово АПРЕЛЬ.

- Это второй весенний месяц.


- …. апреля.





С новой строки дети рисуют 6 капель.


















Закрашивают первую каплю.


Задача: совершенствование устных вычислительных навыков


Прием: устное решение примеров в процессе разгадывания слова








*Межпредметная связь с окружающим миром






*межпредметная связь с литературным чтением


Задача: обеспечить условия для рефлексивной деятельности обучающихся на каждом этапе


Прием: «Капли»


Материалы: синий и фиолетовый карандаши

Этап систематизации знаний

(слайд 3 – фронтальный опрос в форме игры. Учитель нажимает кнопку мыши – появляется вопрос)

1.Что мы называем ценой?

2. Что такое стоимость?

3. Как найти количество? (запишем формулу в тетради)

4. Как найти стоимость? (запишем формулу в тетради)

5. Как найти цену? (запишем формулу в тетради)

6. Как называется денежная валюта в России?

7. Сколько копеек содержит один рубль? (записать в тетради 100 коп. = 1 руб.)


- Молодцы, вы ответили на все вопросы. Оцените себя на этом этапе и закрасьте вторую каплю.


(слайд 4задача на развитие логики)

- Переходим к следующему заданию от наших гномов. Прочитайте задачу.

«Бабушка решила купить двум своим внучкам по кукле, как вы думаете хватит ли её этой купюры

- Приведите примеры, сколько может стоить кукла, если бабушке хватит этой купюры?

- Приведите примеры, сколько может стоить кукла, если бабушке не хватит этой купюры?


- Оцените себя на данном этапе. Поняли ли вы как решать такие задачи, где нет правильного точно ответа? Закрасьте третью каплю соответствующим цветом.



Отвечают:

1. Цена – это величина, которая показывает, сколько стоит один предмет (один килограмм продукта, одна коробка чая и т.д.).

2. Стоимость – это величина, которая показывает, сколько будут стоить все те предметы, которые мы купили.

3. К= С : Ц (стоимость разделить на цену)

4. С = Ц • К (цену умножить на количество)

5. Ц = С : К (стоимость разделить на количество)

6.Рубли и копейки

7. В 1 рубле 100 копеек.






Дети закрашивают вторую каплю.




Один ученик зачитывает задачу вслух.

Дети предлагают варианты решения.

- Если внучек две, значит кукол нужно купить две. Если одна кукла стоит менее 50 рублей или 50 (45, 30, 50, и др.), то бабушке хватит этой купюры. Если куклы стоят более 50 рублей, то не хватит (51, 62, и др.).


Задача: систематизировать знания обучающихся о понятиях цена, стоимость, количество, знание алгоритмов вычисления этих величин


Прием: игра «Цветик- семицветик»












Задача: развивать у обучающихся умение оценивать себя на каждом этапе

Прием: «Капля»



Задача: развитие логического мышления


Прием: задача с открытым ответом






Задача: развивать у обучающихся умение оценивать себя на каждом этапе

Прием: «Капля»


Физкультминутка

- Гномы предлагают нам отдохнуть. Встанем, немного подвигаемся. (слайд 5)

Жил-был маленький гном

У гнома был маленький дом

Гномик кашу варил

И всем – всем - всем говорил

«Все мы, и ты, и я – друзья!

В гости ко мне прибегайте

Ноги вытирайте!

Садитесь за стол

Кашей угощайтесь!

И друг другу – улыбайтесь!

Обучающиеся встают, выполняют движения вместе с учителем.


Приседают, встают


Изображают руками «крышу» над головой


«Помешивают» кашу


Показывают друг на друга


Кладут руку на плечо соседа


Бег на месте


«Вытирают» ноги


Приседают


Имитируют действия с ложкой


Улыбаются

Задача: смена видов деятельности


Прием: динамическая физминутка


*соответствует содержанию урока (действующие герои - гномы)

Этап контроля усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

- Продолжим нашу работу. (слайд 6) Следующий гном, посмотрите на него, какой он злой. Ребята, как вы думаете, почему он злится?

- Прочитайте задание.


- Как мы можем ему помочь, чтобы он перестал быть таким хмурым?

- Согласна с вами, а заполнять мы её будем в парах, потому что «одна голова хорошо, а две лучше». Вы знакомы с такой поговоркой, что она значит?

Учитель раздает каждому на парту распечатки таблицы (приложение 2)

- Приступаем к заданию, вам нужно заполнить пропуски (где знаки вопроса). В парах вы работать уже умеете, чья пара первая выполнит, поднимите руку - покажите готовность.

После того как все пары готовы. (слайд 7)


- Ребята, гном просит нас проверить, правильно ли он справился с заданием. Проверьте его. (при нажатии клавиши мыши 1 и 2 раз появляются исправления ошибок. На третий раз появляется благодарность гнома)


- Ребята, посмотрите, гном поблагодарил вас за помощь, прочитайте, что он говорит.

- Ребята, а важно ли говорить спасибо, когда человек вам помог, для чего это нужно?

- А если бы ваш труд не ценили и не говорили слова благодарности, как бы вы себя чувствовали.

- Поблагодарите своего товарища в паре, ведь каждому приятно получать благодарность.


- Молодцы! А сейчас, ребята, оцените свою работу на этом этапе. Как мы будем себя оценивать?


- Хорошо идем дальше, у нас осталось всего две капельки. И задание от следующего гнома. Прочтите его. (слайд 8 - фронтальная работа)

- Запишите решение задачи в тетрадь.

(слайд 9)

- Теперь другие данные. Попробуйте по ним составить задачу. Запишите решение в тетради.


- Ребята, что общего в этих задачах? Давайте их сравним.

- Что разного в этих задачах?





- Молодцы, оцените свою деятельность на этом этапе. Закрасьте пятую капельку.


Ну задание от последнего гнома. Он предлагает нам сыграть в «Магазин». Давайте сыграем командами. 1 ряд – одна команда, повернитесь друг к другу.

Перед вами витрина магазина (на экране)

  1. Я хочу купить 3 ручки и одну тетрадь. Сколько рублей мне понадобится? Считайте командой, можно записывать в тетради, чья команда первая решит поднимает руки.

* сравнение трех ответов разных команд, выявление правильного решения.

2) Хватит ли мне на покупку 30 рублей?

Предложите пути решения.



  1. Попробуй составить свою задачу.

Выслушивание по одной задаче от команды, команды-соперники решают задачи.


- Хорошо, возвращаемся на свои места. У нас осталась последняя шестая капля. Закрасьте её -оцените свою работу в группе.

- Гном может быть злым, потому что у него что-то не получается или его кто-то обидел.


- «Я злюсь, потому что не могу заполнить таблицу. А вы сможете ребята? Сделайте это в парах

- Мы заполним таблицу, и он обрадуется.




- Эта пословица означает, что вдвоем выполнять что-то легче и быстрее, чем по одному.



Дети получают карточки, работают в парах.













Дети проверяют свою работу и работу гнома, находят у него две ошибки.

*ручка – 8 рублей (цена)

Кисточка - 27 рублей (стоимость)





- «Спасибо за помощь!»

- Говорить слова благодарности нужно, ведь человеку приятно, когда его труд оценили.

- Нам бы было грустно, обидно, больше не хотелось бы кому-то помогать.


Дети обмениваются благодарностями.




- Закрасим четвертую капельку.

Закрашивают каплю в тетради.



- «Попробуй составить задачу и решить её»

Дети составляют задачу по данным. Предлагают разные варианты задач.

Например:

- Мальчик купил несколько шоколадных батончиков по цене 10 рублей. Он заплатил за покупку 50 рублей. Сколько батончиков купил мальчик?


В тетради:

50:10 = 5(б.) – купил мальчик

Ответ: Мальчик купил 5 батончиков.






Например:

- Девочка купила две маленькие шоколадки, заплатила за них 10 рублей. Сколько стоит одна плитка шоколада?


В тетради:

10:2 = 5 (р) – цена шоколадки.

Ответ: Одна шоколадка стоит 5 рублей.



- Общее: обе задачи о шоколадной продукции, в обеих задачах есть стоимость покупки.

- Разное: разные деньги (разный номинал, бумажная купюра и монета), в одной задаче – поиск количества купленного товара, во второй – поиск цены товара.


Дети закрашивают каплю.


Объединяются в команды.

Слушают задание.


















  1. 3*8+10 = 34 рубля.


Каждая команда высказывает свой ответ.





  1. Нет.

Можно купить только 2 ручки и тетрадь, либо купить три ручки, но тетрадь не покупать, или добавить 4 рубля.


  1. Например, сколько будет стоит покупка ежедневника и одной ручки?





Задача: развитие коммуникативных навыков (сотрудничество в парной работе)

Задачи: развитие умения решать задачи, представленные в табличном виде



Прием: работа на карточках

Форма работы: парная















Задача: развитие умения проверки и самопроверки

Приём: поиск, обнаружение и устранение ошибок арифметического характера









Задача: привитие обучающимся умения благодарить человека за помощь, воспитание уважительного отношения к чужому труду

Прием: обсуждение, взаимная благодарность

Задача: развивать у обучающихся умение оценивать себя на каждом этапе

Прием: «Капля»



Задача: совершенствовать умение составлять задачи по предложенным данным

Прием: составление задач с использованием наглядности

















Задача: развивать умение сравнивать (находить общее и различное)

Прием: сравнение задач



Задача: развивать у обучающихся умение оценивать себя на каждом этапе

Прием: «Капля»





Задача: совершенствовать коммуникативные умения работать в команде

Прием: решение задач, составление задач с разными данными.

Задача: развивать готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни

Прием: предложение путей решения проблемной ситуации

Задача: развивать у обучающихся умение оценивать себя на каждом этапе

Прием: «Капля»

Подведение итогов. Инструктаж о домашнем задании.

- Сегодня ребята мы с вами хорошо потрудились, в начале урока мы согласились пройти все испытания, которые для нас приготовили гномы. Мы справились, я вас поздравляю.

- Ребята, понравились вам задания от гномов?

(слайд 11) – Смотрите, гном благодарит вас и говорит, что с вами приятно работать. Они обещали вас наградить за ваш труд. Вот ваши подарки (учитель вручает детям распечатанные шаблоны закладок-раскрасок) Эти закладки вы можете раскрасить на свое усмотрение, и положить их или в учебник, или в книгу, которую вы сейчас читаете.

- Давайте поблагодарим гномов за их подарки. Как по-разному можно поблагодарить?

- Сегодня мы с вами не только выполнили задания от гномов, но и повторили материал перед контрольной работой, дома у вас еще будет такая возможность. Запишите домашнее задание – стр. 77 № 5. Это задача. Она позволит вам дома еще раз повторить материал по данной теме.







- Понравились.






Каждый ребенок получает закладку-раскраску.




- Спасибо! Благодарим! С вами приятно было работать! Очень признательны!



Задача: привитие обучающимся умения благодарить человека, обсуждение различных способов высказывания благодарности


Прием: актуализация способов благодарности


Рефлексия (подведение итогов занятия)

(по желанию учитель может выставить отметки за урок в соответствии с самооценкой ребенка и работой на уроке)

- Посмотрите на свои капельки. Поднимите руки те, у кого все синие капли.

- Поднимите руки у кого есть фиолетовые капли. Вам следует повторить некоторый материал по этой теме дома, чтобы заполнить какие-либо пробелы по этой теме.

- Есть дети, у которых есть не закрашенные капли, подойдите ко мне на перемене, мы обсудим с вами моменты, которые показались вам непонятными.

Дети поднимают руки.

Осознают свой уровень усвоения пройденной темы.

Задача: Подведение итогов самоанализа. Выявления уровня самооценки обучающимися.

*выявления детей, нуждающихся в индивидуальной консультации по теме урока

Прием: «Капля»

Список использованной литературы.

        1. «Урок № 59. Решение задач, в том числе задачи с величинами: цена, количество, стоимость» Математика. Неизвестный автор. // https://resh.edu.ru/subject/lesson/3717/conspect/213961/

        2. Козлова Е.Н. «Урок математики во 2 классе по теме «Цена. Количество. Стоимость. Решение задач» Конспект урока. // https://infourok.ru/urok-matematiki-klass-cena-kolichestvo-stoimost-2808858.html

        3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 4-е изд., перераб.. – М. : Просвещение, 2010. – 400с. – (Стандарты второго поколения)

        4. Ручкина, В. П. Курс лекций по теории и технологии обучения математике в начальных классах [Текст]: учеб. пособие / В. П. Ручкина.; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т» – Екатеринбург, 2016. –313 с.

        5. Юсуфова С.С. «Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость» Конспект урока. // https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-matematike-2-klass-na-temu-reshenie-zadach-s-velichinami-cena-kolichestvo-stoimost-5489168.html



Приложение 1. Рефлексия «Капля»

- Всё получилось!


- Получилось, но не полностью, нужно еще потренироваться.


- Не получилось ничего, нужно еще повторить материал.

Приложение 2. Таблицы для распечатки.

Приложение 3. Закладки-раскраски

Приложение 4. Скрины презентации.