Система: Традиционная, УМК «Перспектива»
Предмет: Математика
Класс: 2
Авторы учебника: Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.
Тип: Урок – путешествие (повторение изученного материала)
Вид: Беседа, самостоятельная работа
Методы: Словесные, частично-поисковые, проблемные, игровые, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные.
Форма: Индивидуальная, парная, фронтальная
Тема: Сложение двузначных чисел с переходом через десяток
Цель: Повторить сложение двузначных чисел с переходом через разряд.
Задачи: 1.Закрепить навыки сложения двузначных чисел с переходом через десяток.
2. Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика. Развивать монологическую речь, способность вести диалог.
3. Воспитывать интерес к предмету, желание и интерес к наблюдению за окружающим миром; уверенность в своих силах.
Оборудование: Мультимедийная презентация, компьютер. Конверты с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
Психологический настрой на работу.
Стихотворение читает ученик
– Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…
– Разве любы нам хмурые лица, ребята? Улыбнитесь друг другу. Приятного вам учебного дня! Начинаем урок математики.
II. Сообщение темы и задач урока:
- Ребята, давайте вспомним, над какой темой мы работаем на уроках математики?
- Сложение двузначных чисел с переходом через десяток
- Как вы считаете, можно нам переходить к изучению нового материала, или необходимо ещё раз повторить приёмы сложения двузначных чисел с переходом через десяток?
- Ещё раз повторить приёмы сложения двузначных чисел.
- Хорошо, давайте вспомним приёмы сложения двузначных чисел и постараемся их запомнить.
- Что мы обычно делаем на уроках математики?
- Решаем задачи, примеры, пишем графический диктант, работаем с геометрическим материалом, решаем неравенства.
- Ваши предложения, с чего вы хотели бы начать работу сегодня?
Мои ученики любят писать графические диктанты. Поэтому, я думаю, что они выберут графический диктант.
Актуализация опорных знаний
Графический диктант
Ученики пишут графический диктант и получают изображение ракеты. Начало работы – красная точка, цифры указывают на количество клеток, стрелки – на направление движения.
Окно – иллюминатор рисуют произвольно.
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | 3 | | | | | 3 | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | 6 | | | | | | | 6 | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | 3 | | |
| 3 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | 8 | | | | | | | 6 |
6 | | | 2 | | | | | | | | 2 | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | 2 | | | | | | | | | 2 | | |
- Ребята, что у вас получилось?
Ракета
- Как можно по-другому назвать ракету?
Космический корабль
- Для чего нужен космический корабль?
Для полёта в космос
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке, если мы построили космический корабль?
Отправимся в космическое путешествие
В умах ученых много лет
Жила мечта заветная
Взлететь при помощи ракет
В пространство межпланетное
- Каждому члену экипажа ракеты выдаётся лист самооценки космонавта, который находится в конверте № 1.
- Во время полёта нам необходимо будет выполнять определённые задания. После выполнения каждого задания, вы ставите в своём листе самооценки космонавта значок, который отражает самооценку вашей работы:
Красный кружок – я всё сделал сам.
Жёлтый кружок – я знаю, как выполнять, но не уверен в своих силах.
Зелёный кружок – при выполнении задания мне нужна помощь
Устный счёт
- Ребята, космонавты сразу могут отправляться в полёт или необходимо выполнение каких-то условий?
Нет, сначала космонавты тренируются на Земле.
-Итак, приглашаю вас на тренажёр. Приготовьте свои числовые веера. Внимание, начинаем подготовку к полёту.
а ) Задачи в стихах:
Ёжик по лесу гулял,
И грибочки собирал:
Белых 2 и 2 опёнка,
2 лисички, 2 маслёнка.
Большую волнушку нашёл он под ёлкой.
Сколько грибов у ежа на иголках? 2+2+2+2+1=9
Двенадцать сыроежек,
2 рыжика и груздь.
Грибов набрал я много,
А сосчитать боюсь.
Помогите мне, ребята. 12+2+1=15
В небе скворцы порхали
20 штук мы насчитали.
Шесть из них улетели,
Остальные звонко пели.
Ты их сосчитай скорей.
Сколько в небе пернатых друзей? 20-6=14
Если звёздочку возьмём,
То 5 лучиков найдём.
Три звезды себе представьте,
Все лучи сосчитайте. 5+5+5=15
б) Счёт десятками
- На сколько десятков 50 больше 20?
- Сколько десятков составит сумма чисел 30 и 60?
- Сколько десятков составит разница чисел 80 и 40?
- Назовите самое маленькое однозначное число.
-Назовите самое большое двузначное число.
в) Арифметический диктант:
- запишите число, в котором 8 десятков;
- запишите число, в котором 6 единиц и 2 десятка;
- запишите число, в котором 4 десятка и столько же единиц;
-первое слагаемое – 30, второе слагаемое – 5. Чему равна сумма?;
-70 увеличили на 1;
-Уменьшаемое – 15, вычитаемое – 3. Чему равна разность?
Слайд 2 Проверка. Один из учеников читает ответы, а остальные проверяют, при этом на экране появляются ответы.
80, 26, 44, 35, 71, 12.
- Какое число можно назвать лишним?
Дети могут называть различные варианты:
Число 80 – лишнее, потому что оно «круглое».
44 – лишнее, потому что у него одинаковое количество десятков и единиц.
12 – лишнее, потому что сумма цифр в записи этого числа равна трём, а у всех остальных сумма цифр равна восьми.
- Все справились с тренировочными заданиями – значит, все готовы к полёту.
III.Обобщение изученного
3.1 Сложение двузначных чисел
- О том, что мы отправляемся в путешествие, узнал один ваш хороший знакомый. Имени его я не знаю, но он передал вам конверт. Посмотрите конверт № 2 и скажите, как вы думаете, что нужно делать?
Ученики смотрят содержимое конверта и определяют, что нужно решить примеры и, воспользовавшись ключом, прочитать слово.
- Как бы вы хотели выполнить это задание – самостоятельно или в паре?
Дети выбирают вид работы, выполняют задание.
Слайд 3 Фронтальная проверка и самооценка в листках космонавтов.
43 + 17 – Т 24 + 26 – К 33 + 37 – Л
74 + 6 – У 12 + 8 – И 31 + 9 – Н
Дети решают примеры. При проверке по щелчку открывается буква, соответствующая ответу. Чтение полученного слова – ЛУНТИК.
70 | 80 | 40 | 60 | 20 | 50 |
Л | У | Н | Т | И | К |
- Вы помните, как появился Лунтик на Земле?
(Упал с Луны)
- Лунтик приглашает нас в гости на свою Родину. Как вы думаете, куда мы полетим?
На Луну.
Что вы знаете о Луне?
Луна – спутник Земли.
- Вы хотели бы узнать, какое расстояние нам необходимо пролететь, чтобы долететь до Луны? Для этого необходимо выполнить задание в конверте № 3.
3.2 Решение цепочки примеров
Ученики достают из конверта задание и определяют, что необходимо решить цепочку примеров.
Дети выполняют задание самостоятельно, делают самопроверку (Слайд 4) оценивают свою работу в листах самооценки космонавтов.
Физминутка
А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.
На носки поднимись, а потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре — вот летит ракета ввысь.
3.3 Работа с единицами измерения времени.
- Полёт протекает нормально. Приближаемся к Луне.
- Ребята, а вы знаете, кто совершил первый полёт в космос?
Юрий Гагарин
Слайд 5
- Когда это произошло?
12 апреля 1961 года
- В этом, 2011 году 12 апреля, сколько лет со дня полёта Юрия Гагарина в космос мы будем отмечать?
50 лет
- Верно. А совсем недавно, 9 марта, исполнилось 77 лет со дня рождения Юрия Гагарина.
- Первый полёт в космос продолжался 108 минут. Посчитайте, сколько это часов. 108 минут составляет 1 час 48 минут.
- Оцените свою работу в листке самооценки космонавта.
- Посмотрите, как выглядит спутник Земли на фотографии из космоса.
Слайд 6
- Ребята, можем мы дышать на Луне, так же, как на Земле?
Нет, необходимы скафандры.
- Верно. Поэтому мы не будем совершать посадку, просто полюбуемся Луной.
- Продолжаем наше космическое путешествие. Следующая планета, на которой мы побываем – самая большая планета Солнечной системы.
3.4 Решение задачи с помощью счётного материала.
- Как называется планета, на которую мы отправляемся, вы узнаете, заглянув в конверт № 4.
№3, стр. 42 (учебник).
Дети знакомятся с заданием и ставят цель – решить задачу.
- Как будем решать задачу – предлагайте.
Задачу можно решить с использованием счётного материала.
Текст задачи: «В товарном поезде 25 вагонов. В одном из пунктов к нему присоединили ещё 15 вагонов. Сколько вагонов стало?»
Ученики читают условие задачи и решают, обозначая 25 вагонов как 2 десятка и 5 единиц; 15 вагонов – как 1 десяток и 5 единиц. Находят сумму, складывая единицы с единицами, десятки с десятками. Затем 10 единиц заменяют одним десятком-пучком и кладут его к десяткам.
Работа с листами самооценки космонавтов.
- Итак, планета, которую мы видим в иллюминаторы - это Юпитер.
Слайд 7
- Посмотрите, как мала наша Земля по сравнению с Юпитером: масса Земли в 317 раз меньше массы Юпитера.
Слайд 8
- Назовите, сколько в числе 317 единиц? Десятков? Сотен?
- Мы уже долго находимся в состоянии невесомости, необходимо сделать разминку.
Физминутка.
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишко,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
3.5 Сложение в столбик
- Мы продолжаем полёт. Перед нами - густой туман. Туман рассеется, если вы вскроете конверт №5 и определите, что нам необходимо сделать. Эту работу мы выполняем в парах сменного состава.
Ученики работают в парах сменного состава: находят ошибки в записи выражений, исправляют их, находят сумму данных чисел.
+23 54 24 + 64 7
17 + 46 +6 26 + 33
Взаимопроверка. Самооценка в листах космонавтов.
3.6 Работа с геометрическим материалом
- Задание выполнено. Необходимо проложить маршрут дальнейшего полёта. К сожалению, я не знаю, куда нам лететь дальше. Ребята, какие предложения есть у вас?
На парте лежит ещё один конверт. Можно посмотреть, что в нём находится.
Дети вскрывают конверт № 6, рассматривают задание, формулируют задачу: построить ломаную линию.
- Как вам удобнее выполнять это задание самостоятельно или в паре?
Ученики выбирают вид работы и выполняют задание.
Задание в конверте: Незамкнутая ломаная линия состоит из 3 звеньев. Длина первого звена 2 см. Длина каждого последующего звена на 2 см больше предыдущего. Найти длину ломаной, обозначить вершины ломаной.
Выполнение взаимопроверки. Самооценка в листах космонавтов.
- Маршрут определён – мы приближаемся к шестой по расстоянию от Солнца планете Солнечной системы. Вы узнаете название планеты, если соедините начальные буквы в словах:
Слайд 9
Эта планета называется Сатурн.
Слайд 10
- Сатурн хорошо известен своими знаменитыми кольцами, состоящими из тысяч и тысяч небольших твердых обломков камней и льда, которые вращаются вокруг планеты.
- Какая это по счёту от Солнца планета?
-Сколько всего планет в Солнечной системе?
-Назовите их.
- Эти обломки опасны для нашей ракеты, поэтому мы полюбуемся планетой издалека и продолжим наше путешествие.
3.7 Решение неравенств
- Впереди по курсу – метеорит. Как вы думаете, опасно для корабля столкновение с метеоритом? Что будем делать?
Посмотреть содержимое конверта № 7.
Задание в конверте
2 м 3дм и 24 дм 65 см и 7 дм 12 м и 43 дм
Ученики открывают конверт, смотрят задание и определяют, что необходимо сравнить меры длины и поставить нужный знак.
Самостоятельная работа и взаимоконтроль (Слайд 11)
Самооценка в листах космонавтов.
- Работа выполнена, мы продолжаем полёт.
- Новое сообщение из капитанского отсека. Топлива хватит только для полёта до Земли. Какое принимаем решение?
Принимаем решение – курс – планета Земля.
-Раз-два! Скорость света.
-Три-четыре! Мы летим.
-На любимую планету,
-Поскорей попасть хотим!
-Мы приближаемся к родному дому. Посмотрите, ребята, как прекрасна наша Земля на фотографии, сделанной из космоса.
Слайд 12
Стихотворение читает ученица
Прекрасен этот звёздный мир, я знаю,
Но вот уже земной встречаю я рассвет.
Земля, Земля, планета голубая,
Ты лучше всех, прекрасней всех планет!
- Наш космический корабль благополучно приземляется. Вот уже видны встречающие. Но что я вижу? Посмотрите, что случилось с нашим другом Лунтиком?
Слайд 13
Предполагаемые ответы детей: Лунтик скучает по своей Родине – Луне или Лунтику грустно расставаться со своими друзьями.
- Мы можем расстаться, если вашему другу так грустно?
- Как можно поднять настроение?
Поиграть в интересную игру.
Слайд 15
Задание на логическое мышление. Нужно объяснить выбор цвета и выбор фигуры. Проверка – по щелчку.
IV. Рефлексия
- Ребята, сегодня мы с вами совершили космическое путешествие. Поделитесь своими впечатлениями.
С лайд
Ученики берут смайлик, который соответствует настроению, и прикрепляют на соответствующей строке.
-Выберите начало фразы и продолжите высказывание.
Слайд 16
| | | | | узнал | |
| | | | | | |
| | | | | запомнил |
Я сегодня | | | научился |
| | | | | | |
| | | | | удивился |
| | | | | | |
| | | | | повторил |
V. Итог урока
- Чем мы занимались на уроке? (Построили ракету и отправились в космическое путешествие)
- На каких планетах мы побывали? ( Юпитер, Сатурн, Земля)
- Сколько всего планет в Солнечной системе? (9)
-Что мы повторили во время путешествия?
(Сложение двузначных чисел)
- Что необходимо знать и выполнять при сложении двузначных чисел?
(Правило записи чисел при сложении в столбик, приёмы сложения двузначных чисел)
VI. Домашнее задание.
- Всего в солнечной системе 9 планет. Где вы можете узнать об остальных планетах?
В библиотеке, в сети Интернет.
Задание по учебнику стр. 42, №4, 6
Задание в рабочей тетради стр.56 № 1, 2
Источники информации:
Внеклассные мероприятия 2 класс, 3-е издание. – М., Вако, 2008.
Дерягина Л.Б. Математика для малышей в сказках, стихах и загадках. – Литера, 2006.
Журнал для педагогов начальной школы. - /Пед. Совет/ № 2, 1996.
Попова И., Усачева В. Занимательная математика. – М., Учитель, 2007.
http://deadland.ru/files/u19979/luntik-paint-3.jpg Лунтик грустный
http://forum.sibmama.ru/usrpx/22493/22493_800x600_photos0800x600_1.jpg
Лунтик весёлый
http://img.66.ru/news/0/0/79/797.jpg Юрий Гагарин
http://bm.img.com.ua/img/prikol/images/large/5/7/105675_148398.jpg Земля
http://sch904.edusite.ru/images/p24_sun-system.jpg Солнечная система
http://link2universe.files.wordpress.com/2010/09/hs-2010-20-f-full_jpg.jpg?w=500&h=517 Юпитер
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e2/Jupiter-Earth-Spot_comparison.jpg сравнительные размеры Земли и Юпитера