Автор конкурсных материалов: Нагорникова Оксана Геннадьевна
Учитель начальных классов
Высшей квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
УМК «Школа России»
Учебник математика для 1 кл.нач.шк.В2ч.Ч.2.(Второе полугодие)/М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова.-
М.:Просвещение,2015.,
УМК «Школа России» 1 класс. Математика.
Место урока: 29 урок в разделе «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание»
Тема: «Перестановка слагаемых» 1 класс.
Цель урока: посредством наблюдения и практических действий вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
Задачи:
Образовательные: Ознакомление с законом перестановки слагаемых, формирование умения применять закон о перестановке слагаемых при вычислениях.
Развивающие: Развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные: Развитие коммуникативных навыков.
Формировать УУД:
– Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
– Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
– Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в совместной деятельности.
– Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: урок «открытие» нового знания, урок проблемных поисков, «путешествие».
Технология: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями, деятельностный метод обучения.
Оборудование: индивидуальное наборное полотно с фигурами и
цифрами, веер, схемы задач, яблоко,компьютер,проектор.
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ: изображения кота Леопольда и кота Матроскина, удочки,
ведра, червяка, книги, крючков, 2 ведра, рыбки, мячей.
Задания для работы в парах на карточках, правило-памятка, карточки
6+2 и 2+6
Ход урока:
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
Продолжительность: 1-2 минуты.
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
- Занимайте свои места. Устраивайтесь поудобнее: нас, как всегда, ждет много нового и интересного.
- Итак, улыбнитесь друг другу и за работу.
1.Организационный момент
Учитель:
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки
Не хочется играть сегодня в прядки
И недосуг дуть на корабль бумажный
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный
Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости.
Давайте повернемся к ним, улыбнемся и поприветствуем. ( Доброе утро)
Проверим готовность к работе:
- Руки? Дети: “На месте!”
- Ноги? Дети: “На месте!”
Локти? Дети: “У края!”
Спина? Дети: “Прямая!”
2. Сообщение целей урока
Учитель: Сегодня на уроке мы должны вывести очень важное правило. Но сначала математический диктант.
3.Математический диктант.
1.Укажи сумму чисел 8 и 5.
2.Сколько получиться ,если 10 уменьшить на 6.
3.Укажи разность чисел 9 и 7.
4.На сколько 10 больше чем 6.
5.Укажи результат вычисления 5+4-6.
6.На сколько уменьшили 7 ,если получили 4.
7.Самое маленькое натуральное число?(1)
8.Какое число на 1 больше 2-х?(3)
9.Какое число на 1 меньше 6-ти?(5)
10.Первое слагаемое 4, второе слагаемое 3. Найди сумму. (7)
4. Основная часть
Начинаем наш урок. Возьми лист Самооценки, в левом верхнем углу отметь свое настроение в начале урока. Презентуй соседу. Отложи лист.
Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Продолжительность: 4-5 минут.
Методы: создание проблемной ситуации.
-У нас в гостях кот Матроскин и кот Леопольд. Они пришли к нам в класс очень сердитые, не разговаривают друг с другом
Я долго добивалась от них, что же произошло. Выяснилось вот, что. Они отправились на рыбалку и взяли с собой эти предметы ( на слайде : удочка, ведро, червяк, книга, крючки). И тут же завязался спор . Леопольд утверждала, что один предмет здесь точно лишний, но Матроскин с ним не согласился и сказал, что он лучше знает, что нужно для рыбалки. И все на этом они разошлись по углам и перестали разговаривать. Ребята поможем решить этот спор или лучше займемся своими не менее важными делами? (Если замечаешь несправедливость нужно вмешаться и справедливость восстановить.Нельзя быть безучастным к чужой проблеме)
А как вы думаете, какие правила общения нарушили они?
(Матроскин: не объяснил свое решение, не привел доказательств. Леопольд не смог договориться, а сразу обиделся и перестал разговаривать- это не выход, только разговаривая мы можем прийти к истине
Ведь очень плохо когда ребята не дружат. Конечно, помирим котов.
-Запомните эти предметы. Кто сумеет назвать их по памяти?
-Какой предмет лишний и почему? Давайте не просто назовем его, а докажем Матроскину, что он не прав и зря обидел Леопольда.(книга, если будешь читать, то прозеваешь момент, когда рыба клюнет, но в жизни любого человека книга – первый друг и помощник)
А вдруг Матроскин взял книгу для Шарика, который не будет ловить рыбу, а будет читать?
(Вы просили назвать лишний предмет для ЛОВЛИ РЫБЫ, а книга для ловли рыбы не нужна)
Можем ли мы обобщить и сказать, что книга ненужный предмет?
(Нет, она лишняя в конкретном случае - для ловли рыбы)
Но в жизни любого человека книга – первый друг и помощник. Проблема решена
На рыбалке Матроскин поймал 6 рыбок, а Леопольд 2 рыбки. Кто поймал больше рыбок и на сколько?
Докажи, что 6 больше 2.
-Сколько всего рыбок поймали ? Покажите на числовом веере.
Как узнали?
5. Выявление места и причины затруднения. Фиксирование затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:
1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Продолжительность: 4-5 минут.
Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
Маша и Миша опять устроили спор. Миша утверждает, что верное решение – 6+2, а Маша что – 2+6. Кто же прав?
-Прочитаем оба решения. Покажи на веере значение суммы 6+2, Покажи на веере значение суммы 2+6
-Подумайте, что произошло? (слагаемые поменялись местами)
-А можно ли так поступать в математике?
Проверим!
Постановка проблемы.
-Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Что нужно повести, чтобы разобраться в этом вопросе?
-Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с уважением) Какую цель исследования поставили? (Доказать можно ли переставлять местами слагаемые)
6. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства, алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
Продолжительность: 7-8 минут.
Формы работы: групповая или парная работа.
Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
«Открытие детьми нового знания»
Работаем в парах
Каждая пара получает раздаточный материал 2 видов :1р - 3 зайчика и 5 уточек, 2р группа - 2 лебедя и 6 ласточек, 3р группа – 5 зайчиков и 3 морковки. Все группы получают план работы.
Договорись с соседом, кто будет отвечать.
(Слайд с планом действий)
1.Составьте два примера на сложение, используя все данные вам фигуры.
2. Сравните результаты.
3. Сделайте вывод.
Дети работают в группах. Один ученик отчитывается о работе группы по плану:
У нас получились примеры…. Мы заметили, что от перестановки слагаемых сумма….
К какому выводу мы пришли? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)
А я предлагаю сладкое правило. Можно яблоко (показать) разрезать пополам. Соединим половинки, получим целое яблоко. Поменяю половинки местами – то же яблоко.
Помогите сделать вывод.
Давайте откроем учебник на нужной странице.
Найдите номер 2 . Что означает значок? Выполним.
Найди высказывание, на которое автор учебника обращает особое внимание (правило выделено жирным шрифтом)
Совпадают ли наши правила?
Кто же из ребят прав? (оба)
Докажите.. (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)
А в жизни, где мы можем встретиться с этим законом?
Физминутка
Ребята, мы все знаем, чтобы поймать рыбу, нужно внимательно следить за крючком.
Давайте проверим, насколько вы внимательны
Посчитайте, сколько зайцев смотрит влево и сколько вправо?
Почему было много разногласий (зеркальное отражение)
Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз, на носочки поднимись.
Лапки ставит на бочок, на носочках скок-скок-скок,
А затем вприсядку, чтоб не мерзли пятки.
Отдохнули, теперь вернемся к теме нашего урока.
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Продолжительность: 4-5 минут.
Средства: комментирование, выполнение продуктивных заданий.
Порадуемся нашему открытию и пойдём дальше. Посмотрим, как можно использовать новое правило. Выполним задание, которое поможет его запомнить.
Первичное закрепление. Решаем примеры с комментированием.
5+3 7+2 5+2
3+5 2+7 2+5
Внимание на слайд
Кто быстрее перенесет мячи Леопольд или Матроскин. Мячи одинаковые по размеру и весу. (на слайде Матроскину нужно перенести 1 мяч к 5 мячам, а Леопольду наоборот)
На что указывают стрелки? (направление движения)
Итак, ваш ответ.
Докажи
(один мяч легче донести до 4 мячей)
Составь математические записи к рисункам (ответы)
Сделайте вывод.
(Легче к 4 прибавить 1, к большему прибавить меньшее)
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Продолжительность: 4-5 минут.
Средства: небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).
Методы: самоконтроль, самооценка.
Выполни, ответь для себя на вопрос. «Как считать рационально?», докажи свой вывод.
Самостоятельная работа.
Задание №3(1 столбик)
Проверка цепочкой. Показ веером
Сравни с образцом. Оцени себя ( квадраты)
Как считать быстрее, легче, рациональнее?
9. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Продолжительность: 7-8 минут.
Вернемся к учебнику. Напомните мне стр., найдите задание №3.
Выполняем только 1 столбик (2 мин)
Проверяем. Веер.
Сравни с образцом. Оцени свою работу. (Квадраты). Молодцы.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Продолжительность: 2-3 минуты.
Наш урок заканчивается.
Возьмите лист самооценки.
Какое у вас настроение? (тучка, солнышко)
У кого настроение улучшилось? Почему?
Кто уверен, что сегодняшний материал он усвоил?
О чём вы хотели бы поговорить на следующем уроке?
В середине листка оценки нарисуй горку и покажи, куда ты сумел сегодня подняться, добывая знания.
Нарисуйте своё настроение.
Теперь оцените себя с помощью кружков в дневнике.
Зелёный – “Я – молодец, справился сам”
Жёлтый – “ Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился”
Красный – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся.”.
Спасибо за старание. Ведь главное – желание.
А навыки и знание с годами к вам придут.
Прозвенит звонок с урока – Отдохнуть придет пора.
Что узнали на уроке, Не забудьте никогда.
Ребята, наш урок окончен. Вы хорошо поработали, поаплодируем своим одноклассникам и себе конечно
Давайте встанем и обратим свое внимание на наших гостей.
Дорогие гости у нас есть для вас подарки, каждый ученик принес с рыбалки для Вас Золотую Рыбку, чтобы все ваши желания исполнялись.
А мы ждем Вас в гости!