Тема урока: Деление с остатком | Школа: КГУ «Черемшанская средняя школа» |
Дата: 4 октября 2016 г | ФИО учителя: Орлова Олеся Владимировна |
Класс: 3 - Б | Количество присутствующих: 20 | Количество отсутствующих: 0 |
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке. | Учащиеся научатся делить с остатком и применять данные знания на практике. |
Цели обучения: Дать представление о делении с остатком. Создать условия для осмысленного изучения учащимися деления с остатком. | Все учащиеся смогут: решать примеры на деление с остатком, подбирая по таблице делимое. |
Большинство учащихся будут уметь: выполнять деление с остатком и его проверку. |
Некоторые учащиеся смогут: выполнять деление с остатком, выполнять проверку деления, решать задачи на нахождение остатка. |
Языковая цель: Развитие математической речи учащихся. | Учащиеся могут: выражать свои мысли, использовать в речи понятия «делимое, делитель, частное, остаток». |
| Ключевые слова и фразы: деление с остатком, проверка деления. |
| Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе: |
| Вопросы для обсуждения: Как разделить геометрические фигуры между учениками. |
| Можете ли вы сказать, почему...? Почему разделить поровну не получается? Почему остаток меньше делителя? |
| Подсказки: Геометрические фигуры, памятки деления, индивидуальные карточки. |
Предыдущее обучение | Таблица умножения и деления на 1,2,3,4. Решение и составление обратных задач. |
План |
Планируемые сроки | Планируемые действия на уроке | Ресурсы |
Начало урока | Оргмомент На любимый урок прозвенел уже звонок. Подтянулись, улыбнулись, на урок настроились. Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Математика. Раздаю тетради с домашней работой, благодарю за успешное выполнение. Желаю успехов на сегодняшнем уроке. Минутка чистописания. Считаем в уме цепочку примеров. Учитель называет числа и действия с ними, ученики считают в уме, записывают полученный результат в тетрадь. (8 · 4 – 20 : 3 · 9 =). Допишите к числу 0 справа. Какие числа получили? (36, 360). Дайте характеристику числам. Пропишите чередуя. Самооценка по критериям: правильно сосчитал – 3б., написал аккуратно – 1 б., написал соблюдая требования написания цифр – 1 б. Устный счет. А) Активизация мыслительной деятельности. Коллективная работа. Отвечай не зевай: - Боря гостил в деревне неделю и 2 дня. Сколько всего дней гостил Боря в деревне? - Веревку разрезали в 5 местах. Сколько частей получили? - Сколько гласных букв в русском алфавите? - Маша после прогулку у пруда рассказывала: «Я видела двух гусей, жука, трех бабочек, четырех уток и двух стрекоз. Сколько птиц видела Маша? - Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? Самооценка прием «Три хлопка» (на все вопросы знал ответ – 3 хлопка, на 2 не знал – 2 хлопка, на 1 знал – 1 хлопок) Б) Проверка таблицы умножения и деления. Работа в паре. Карточки «Сорбонки» (1 в. – учителя, 2 в. – ученики) Взаимооценка по критериям: все примеры правильно – 5 б., 1 неправильно – 4 б., 2-3 неправильно – 3 б., более 3 неправильно – 2б. В) Повторение компонентов. Покажи действие умножение. (Ученики показывают с помощью рук) Покажи действие обратное умножению. Назови компоненты действия деления. | Рабочие тетради Карточки «Сорбонки» |
Критерии успеха | Учащиеся включились в мыслительный процесс, повторили таблицу умножения и деления, компоненты действия деления. | |
Середина урока | Изучение новой темы. Изучение новой темы пройдет в 3 этапа: «Исследуй, Проверяй, Думай». А) Стадия «Исследуй». 1) Практическая работа в четверках. Сосчитай геометрические фигуры, лежащие на столе. Разделите 6 геометрических фигур между 4 ребятами. - Что получилось? (Каждая группа ответила). Разделите 6 геометрических фигур между 5 ребятами. - Что получилось? Разделите 6 геометрических фигур между 3 ребятами. - Что получилось? Сформулируйте вывод о делении. Техника «20 секунд». Группы обдумывают ответ. Высказывают свое мнение. В жизни нам часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда поровну разделить не получается. - Как в математике называется такое деление? (Деление с остатком) Запишите тему урока в тетради. Каждый для себя определите цель на урок. Озвучьте вашу цель. 2) Запись и решение примеров на деление. Индивидуальная работа. 6 : 4 = Как решить? Ваши версии. Нужно подобрать такое число меньше делимого, чтобы оно делилось без остатка на делитель. Выполним проверку деления: 1 · 4 + 2 = 6 6 : 5 = 6 : 3 = 3) Остаток меньше делителя. Практическая работа. 7 кубиков раздаем 2 ученикам. По 2 отдадим, остальные оставим себе. Справедливо? Как поступить? (Делить до тех пор, пока не останется число, которое нельзя разделить). - Какая запись верная? 7 : 2 = 2 (ост. 3) 7 : 2 = 3 (ост. 1) | Геометрические фигуры Кубики |
Критерии успеха | Техника «Сигналы рукой» - Я понимаю, что такое деление с остатком и попробую решить примеры. (Большой палец вверх) - Я не совсем уверен, что справлюсь. (Помахать рукой) - Я не понимаю. (Большой палец в сторону) | |
| Отработка умения делить с остатком. Учебник стр. 44 № 2 Сильные самостоятельно. Дополнительно стр. 44 № 3* Слабые - с учителем у доски. Можно работать в парах. Прием «А я могу делать» - работа в паре. Обучаем друг друга делению с остатком. 7 : 3 = 10 : 4 = 11 : 2 = Б) Стадия «Проверяй». Работа в паре. Проверь деление на правильность. Объясни в чем ошибка. 9 : 4 = 1 (ост. 5) 11 : 3 = 3 (ост. 1) 8 : 3 = 2 (ост. 2) | Учебник математики |
Критерии успеха | Техника «Сигналы рукой» - Я понимаю, что такое деление с остатком и попробую решить примеры. (Большой палец вверх) - Я не совсем уверен, что справлюсь. (Помахать рукой) - Я не понимаю. (Большой палец в сторону) | |
Конец урока | В) Стадия «Думай» Обратная связь. Индивидуальные карточки. Сильным Средним Слабым 9 : 2 = 98 или 6 : 2 = 98 : 2 = □ (ост. □) 7 : 3 = 76 или 5 : 3 = 76 : 3 = □ (ост. □) 10 : 4 = 109 или 8 : 4 = 108 : 4 = □ (ост. □) Можно ли 5 конфет раздать 3 ребятам без остатка? Докажи. __________________________ Рефлексия. «Покорение математической вершины». (Приклей стикер, на стикере имя ученика) - Какую цель ставили на урок? Каждый для себя определите:  - Я понял, что такое деление с остатком. Могу решать примеры. - Я не совсем уверен. Справляюсь с помощью. - Я не понял изучаемую тему. Домашнее задание. На «5» - составьте 10 примеров на деление с остатком. Решите их, сделав проверку. На «4» - учебник с. 46 № 2 Итог урока. Прием «Да!» Клауса Фопеля Ученикам предлагается согнуть руки в локтях, направив ладони вперед и вверх. Затем учитель проговаривает инструкцию: «Мысленно возьмите в левую руку все то, что вы сегодня получили от занятия, в правую — то, что было вашим собственным вкладом в работу. И когда я скажу: "Готово!", вы все одновременно соедините руки в громком хлопке и громко скажете: "Да! "» | Индивидуальные карточки Изображение горы, стикеры |
Дифференциация | Оценивание | Здоровье и соблюдение техники безопасности |
Учащиеся сидят в парах «Сильный-средний». Поэтому работая в паре создается ситуация успеха, сильный может объяснить среднему. Отработка умений для сильных проходит самостоятельно, для средних – с объяснением учителя. Используется прием «А я могу» - обучаем друг друга делению с остатком. Обратная связь – предусмотрены задания трех уровней. Домашнее задание с правом выбора. | Самооценка. Прием «Три хлопка» Взаимооценка по критериям. Самооценка. Техника «Сигналы рукой» Самооценка «Покорение математической вершины» Самооценка. Прием «Да!» Похвала, поощрение. | Смена видов деятельности. Фронтальная работа, работа в паре, работа в группе, индивидуальная работа. Физминутка: Мы считали – и устали, Дружно все мы тихо встали. Ручками похлопали, раз, два, три. Ножками потопали, раз, два, три. Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели. Мы немножко отдохнем И опять считать начнем. Выше руки! Шире плечи! Раз, два, три! Дыши ровней! От зарядки станешь крепче, Станешь крепче и сильней. |
Урок математики проведен в 3 классе. Тема урока: Деление с остатком.
План урока разработан с учетом требований Учебной программы и внедрением 7 модулей программы «Эффективное обучение» в практику преподавания.
Главная цель урока: дать представление о делении с остатком, создать условия для осмысленного изучения учащимися деления с остатком.
Урок построен на применении диалогового обучения и развитии критического мышления учеников. Диалоговое обучение прослеживается на этапе введения в новую тему и на этапе осмысления полученных знаний. Учащиеся взаимодействуют в парах, в группах, что дает положительный эффект совместного обучения и взаимообучения. Развитие критического мышления происходит на этапе формирования новых знаний через практическую работу, самостоятельное формулирование темы урока, цели обучения, выводов после каждого вида деятельности. На уроке используются вопросы, направленные на побуждение к рассуждению и поиску путей решения поставленной проблемы, усиливаются непроизвольные мотивы любознательности, удивления.
Использование в уроке разных форм оценивания повышает индивидуальную ответственность учеников и учителя. Является мощным инструментом для улучшения обучения. Самооценка и взаимооценка по критериям делают процесс оценивания понятным для всех, ясно демонстрируют учащимся, как будут оцениваться их знания и что от них ожидается. Настраивают учащихся на активную работу, внимательность, сосредоточенность, аккуратность.
На начальном этапе урока, чтобы поддержать учебную мотивацию, учитель акцентирует внимание на успешном выполнении домашнего задания и желает успеха на сегодняшнем уроке.
Используемая техника «Сигналы рукой» на этапе изучения новых знаний, поддерживает уверенность учеников в том, что они не останутся без внимания. А учителю дает возможность отследить, кому нужна помощь на данном этапе урока, а кто может работать самостоятельно. Проведя работу по корректировке знаний (у доски с учителем, индивидуально), использовав взаимообучение, снова применяется техника «Сигналы рукой». Это дает понять, изменилась ситуация или нет, и в процессе обратной связи, учитывая индивидуальные особенности учеников и степень понимания темы, даются индивидуальные карточки трех уровней. А на следующий урок планируется работа с успешными и менее успешными учениками.
На этапе подкрепления и усиления возникшей мотивации учитель использует разные способы сотрудничества с другим человеком (работа в паре, групповая работа, работа с учителем и учеником, который выступает в роли учителя).
На этапе «Рефлексия» ученикам предлагается проанализировать собственную работу на уроке в соответствии с поставленными целями и полученным конечным результатом и поместить свой стикер на «Математической вершине». Домашнее задание с правом выбора тоже способствует ученической самооценке. Если оно будет выполнено учеником с низкой самооценкой, а затем прокомментировано учителем в классе, у ученика повысится степень самооценки и уровень мотивации к изучаемой теме, а в дальнейшем желание браться за сложную работу, покорять вершины.
На завершении урока важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение.
Обязательно в уроке используется устная оценка действиям учеников: похвала, поощрение, что способствует доброжелательной атмосфере на уроке.
Оценка на уроке – это поддержка и стимулирование. Она носит внутренний (ученик оценивает свои знания) и внешний (сигналы, символы, слова) характер. Используемые приемы понятны ученикам, психологически комфортны и дают возможность корректировать процесс обучения, побуждают учеников к успешному овладению знаниями.