Тема. Таблица умножения числа 8
Форма проведення. Интеллектуальная игра «Умники».
Цель. Ознакомить учеников с таблицей умножения числа 8 и ее практическим применением, развивать вычислительные навыков учащихся, развивать способность работать над задачами, логическое мышление, память, математическую речь. Воспитывать интерес к знаниям, изучению математики.
Оборудование. Рисунки, индивидуальные карточки, схема к задаче, таблицы для устного счета, фишки у виде телефона.
Ход урока
І. Организация класса.
1. Приветствие.
2. Прием «Заинтересуй».
- Начинаем урок математики с элементами логики. Чтобы урок прошел интересно, проведем его в форме интеллектуальной игры «Умники».
Именно сегодня вы имеете возможность получить не только оценку, а и звание "умников". За правильный ответ вы будете получать фишки. Набрав необходимое количество, вы будете удостоены звания «умника».
А сейчас посмотрим, какие вы сообразительные.
Загадка
Через поле и лесок
Пробегает голосок,
Он бежит по городам -
Скажешь тут, а слышно там.
(Телефон)
- Провести интересно урок нам поможет телефон.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1. Устный счет
Прием «Ремонтники».
На доске большой рисунок мобильного телефона без кнопок.
Дети, посмотрите на телефон.
Что с ним не так? (не хватает цифр, он без кнопок)
Для того, чтобы они появились, нужно вычислить примеры.
(Пока ученики ремонтируют телефон, 4 ученика работают по индивидуальным карточкам. Карточки в виде телефона.)
( 14 + 28 ) : 7 23 – 7 × 3 63 : 7 : 3 49 – 7 × 6 50 – 7 × 7 ( 18 + 10 ) : 7 7 × 5 – 35 ( 29 + 34 ) : 7 ( 28 + 28 ) : 7 35 : 7 – 0 |
На доске выставлены кнопки с телефона. Ученики вычисляют примеры, берут кнопку с соотвестсвующей цифрой, креплят к телефону.
ІІІ. Сообщение темы и цели урока
Прием «СМС».
Тепер телефон работает и мы можем обменяться СМС.
Что такое СМС? (короткое сообщение)
Мы напишем дату, а в ответ придет название темы нашего урока.
Сообщение вывесить в виде алгоритма.
× 9 - 60 × 9 + 9

7
+ 4
+ 8
: 6
а | ц | л | и | т | б | а |
63 | 40 | 27 | 36 | 7 | 3 | 48 |
Дети вычисляют примеры. Ответ с соответствующей буквой вставляют в кармашек таблицы.Читают название темы урока.
- Тема нашего урока «Таблица умножения числа 8». Мы составим и выучим таблицу умножения числа 8, будем решать задачи и вычислять примеры.
ІV. Изучение нового материала.
1. Подготовительная работа.
- Вместе с названием темы урока, пришел пример.
Давайте вычислим его.
Удобно ли было так считать?
Каким примером можно его заменить? (8 × 4 ) Почему?
Как называются числа при умножении?
На что указывает первый множитель?
На что указывает второй?
2. Работа над новым материалом.
- Сейчас будем составлять таблицу умножения числа 8.
(Вывесить таблицу)
8 ×
Ученики выясняют, что во всех примерах таблицы первым множителем будет число 8.
Работа проходит в такой последовательности:
смотря на схему, ученики называют пример таблицы;
учитель записывает его на доске без ответа;
ученики устно меняют его примером на сложение и называют ответ;
учитель пишет ответ в пример на умножение.
Ученики одновременно пишут их в тетради. После того, как через сложение посчитали три примера таблицы, учитель обращает внимание на закономерность образования каждого следующего ответа: к предыдущему результату прибавляется число 8. Ученики объясняют, почему так происходит . Дальше ответы считают не сложением одинаковых множителей, а используя указанную закономерность.
После того, как ученики составили всю таблицу умножения числа 8, дети «цепочкой» читают ее в учебнике. Дальше ученики закрывают ответы и воспроизводят таблицу. Потом закрывают левую часть – ученики воспроизводят ее, смотря на ответы.
3. Первичное закрепление
Примеры № 1 столбик устно.
Интерактивно – игровой прием «Позвони».
- Вы сможете позвонить своим товарищам. Но для этого нужно знать номер телефона. Чтобы дозвониться, необходимо вычислить примеры самостоятельно. (Ученики работают самостоятельно по вариантам. І вар. – верхняя строчка, ІІ вар.- нижняя строчка)
- Ответы этих примеров и есть номером телефона, по которому можно позвонить (После того, как дети решили появляются ответы)
І. вар. 28 – 39 – 64
ІІ вар. 52 – 28 – 48
- Теперь можно позвонить своему другу и спросить таблицу умножения числа 8.
Образец математического диалога:
Звоню по номеру 52 – 28 – 48.
Алло. Номер 52 – 28 – 48 слушает.
Марина, сколько будет 8 × 4?
8 умножить на 4 будет 32
Физкультминутка.
V. Развитие математических знаний.
1.Работа над задачей.
Прием «Видео».
- К нам поступила видеосьемка с зоопарка. Хто там живет мы узнаем, когда причитаем задачу.
Первый раз задачу читает учитель. Второй раз – дети с заданием узнать, про что говорится в задаче.
Анализ задачи:
Что известно про леопарда?
После анализа условия учитель вывешивает короткое условие задачи:
Лисица – 8 кг
Леопард - ?, в 9 раз больше
Волк - ?, на 30 кг меньше
Какой вопрос задачи?
Можем ли ответить? Почему?
Можем найти массу леопарда? Каким действием? Почему нужно умножать?
Теперь можем найти массу волка? Каким действием? Почему?
После анализа один ученик записывает решение на доске, остальные – в тетрадях.
2. Дифференцированное задание
Прием «ММС».
Дети, мы с вами уже получали видео, СМС сообщение, созванивались. А что еще можно сделать с помощью телефона ( в телефоне есть функция ММС)
Что такое ММС? ( передача графических изображений)
Сейчас мы выполним графическое изображение в виде отрезков.
На доску вывесить три таблицы.
І отрезок. – 8 см І отр. – 8 см І отр. – 8 см
ІІ отрезок. - ?, на 2 см м. ІІ отр.- 6 см ІІ отр. – 6 см
ІІІ отр. - ?, у 2 рази м. ІІІ отр. - ?, у 2 рази м.
- Посмотрите на задание и выберите тот вариант, который вы сможете выполнить.
После выполнения задания, делается проверка.
VІ. Итог.
Дети подсчитывают фишки, получают звание «умников».
Скажите, над какой темой ви сегодня работали?
Какие умения приобрели?
Как это может пригодиться в жизни?
Что вам сегодня было самым интересным?
Что показалось трудным?