Большечесноковский филиал ГБОУ СОШ с. Елшанка
Урок математики во 2 классе
по теме
«ПРЯМОУГОЛЬНИК»
Урок – исследование.
Подготовила и провела:
Учитель начальных классов
Бубнова Л.Б.
30.01 2017 г.
Конспект открытого урока по математике во 2 классе
Тема урока: Прямоугольник
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом; урок-исследование.
Технологии: проблемное обучение, игровая технология, ИКТ.
Методы обучения: деятельностный метод, проблемно - поисковый, метод самостоятельной работы, игра, наглядный метод.
Цель урока: Создать условия, направленные на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов обучения по теме «Прямоугольник».
Учебные задачи, направленные на достижение результатов:
Личностных
1.Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
2.Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому материалу ( геометрии).
Метапредметных
1.Способствовать развитию умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать выводы по теме «Прямоугольник».
2.Создать условия для развития умения устанавливать причинно-следственные связи между геометрическими фигурами.
3.Развитие навыка работы с источниками учебной информации, выделять главное и характерное для геометрической фигуры «Прямоугольник»
4.Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритма решения задач.
Предметных
Создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению понятия «Прямоугольник», открытию правила о данной фигуре.
2.Организовать деятельность по первичному проговариванию нового знания.
Способствовать использованию нового знания в практической деятельности при вычерчивании геометрических фигур.
Включить учащихся в творческую деятельность по нахождению данной фигуры
Этапы урока
I.Организационно-мотивационный этап.
Ребята, сегодня у нас гости. Улыбнитесь им. Есть и другие гости, наши старые знакомые: Знайка и Незнайка.
1.Создание эмоционального настроя.
Знайка-математик пришёл сегодня в класс
Он что-то опять приготовил для нас (конечно, что-то новое)
Но чтобы познать новое, необходимо использовать имеющиеся знания.
Откройте тетради, запишите число и приготовьтесь выполнить ряд заданий на повторение.
II. Актуализация знаний.
1) Устный счёт (сложение и вычитание в пределах 20)
- Девочки собирают «мозаику» (работаем в парах)
- Мальчики, играем в «наборщика»

2)Проверим, не забыли ли вы письменный приём сложения и вычитания: (работаем на доске)
36 +54(90) 28+43(71) 45 +47(92) 68-25(43)
3) Сегодня Знайка приглашает нас в мир Геометрии. Мы побываем в замке царицы Геометрии. Давайте подготовимся к этой встрече.
- Посмотрите на эту фигуру.

- Выясните, сколько в ней прямых углов? ( 2 ) Сколько острых?(1) Сколько тупых? (1)Сколько всего углов? (4)Как называется эта фигура? (четырёх угольник) А ещё? (многоугольник)
Как справились с заданиями на повторение? Оцени свою работу.
III. Постановка учебной задачи.
Создание проблемной ситуации
-Незнайка тоже позаботился о нас, приготовил конверты с многоугольниками (раздаю)
-Согласны ли вы с ним, что это многоугольники? Уберите лишнюю фигуру (круг).
-Согласны ли вы с тем, что все эти фигуры четырёх угольники? Уберите лишнюю фигуру (треугольник). Итак, остались 4-х угольники.
-Среди оставшихся фигур есть прямоугольник, именно с ним хотел нас познакомить сегодня Знайка. (Запись темы на доске)
- Что необходимо знать, чтобы найти эту фигуру? (Знать какую фигуру называют прямоугольником)
2. Формулирование учебной задачи.
- Это наша главная задача урока: Выяснить какую геометрическую фигуру называют прямоугольник. Для чего? И научиться узнавать её среди других фигур.
IV. Решение учебной задачи. Открытие новых знаний.
Выдвижение гипотез.
- Посмотрите на фигуры, какую бы из них вы назвали – прямоугольник, почему? Исследуйте углы фигуры №1 ( 2, 3.) Отметьте прямые углы.
( 1-я фигура– 2 прямых угла и 2 острых; 1 прямой и 3 непрямых; ни одного прямого)
- Можно назвать фигуру 1 прямоугольником?
(2-я фигура– все 4 угла прямые; 3-я фигура – все 4 угла прямые)
- Можно фигуры 2 и 3 назвать прямоугольниками?
2. Проверка гипотез.
- Давайте проверим свои предположения. Обратимся за помощью к всезнающему компьютеру (просмотр презентации) или к учебнику. Молодцы!
- Как ещё можно назвать фигуру 3? (квадрат) Измерь стороны, что интересного заметили? (стороны равны)
- Измерьте стороны прямоугольника 2. Что интересного заметили? (противоположные стороны равны) Можно проверить перегибанием.
3. Первичное закрепление.
А) Составление алгоритма узнавания.
- Как же узнать прямоугольник среди других фигур?
-Какие признаки прямоугольника теперь знаете?
-Давайте составим алгоритм узнавания прямоугольника:
1) Это четырёхугольник: 4 угла и 4 стороны.
2) Все углы прямые.
3) Противоположные стороны равны
Физкультминутка:
Раз – подняться, потянуться
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть. 7, 8 – лень отбросим.
Б) Применение алгоритма при узнавании прямоугольника.
1) Работа с учебником (узнай прямоугольник) стр. 14, № 1. Запиши номера фигур в тетрадь. Сравни свой ответ с эталоном (1, 3, 5)
2) Работа с компьютером (отметь прямоугольник; дострой прямоугольник) Оцени свои новые знания на данном этапе.
4. Применение новых знаний.
1) Сосчитайте, сколько прямоугольников в замке королевы геометрии (10) (приложение)
2) Найдите у нас в классе предметы прямоугольной формы.
(Дверь, доска, шкаф, окно, страница книги и альбома, потолок, пол, стена, крышка парты и стола, плакаты…)
- Какую форму имеет строительный кирпич? Представьте, если сделают кирпичи неправильной формы. Смогут строители из них сложить ровную стену? А кому понравится кривое окно или дверь? А кособокий шкаф?
- Важно ли уметь делать предметы правильной прямоугольной формы?
- Давайте и мы поучимся строить прямоугольники.
3) Построение прямоугольника. Как это можно сделать?
- Обведи по шаблону прямоугольник в тетради.
- Какие углы у тетрадной клетки? (прямые)
- Это нам поможет легко чертить в тетради прямоугольники.
(Показ на доске и попутное вычерчивание детьми в тетрадях прямоугольника со сторонами 8см и 4 см)
4)Самостоятельная работа: начерти прямоугольник со сторонами 5см и 3см.
V. Повторение ранее изученного.
-Знайка приготовил для вас логическую задачу. Рассуждать у доски идёт…
1. Логическая задача.
Три девочки чертили геометрические фигуры, каждая по одной. Маша не чертила треугольник и квадрат, Вера не чертила квадрат. Что чертила Лена?
| треугольник | круг | квадрат |
Маша | | | |
Вера | | | |
Лена | | | |
- А теперь Незнайка просит помочь ему решить задачу (№ 4)
2. Работа над задачей № 4.
Сделай краткую запись. Задай вопрос так, чтобы задача решалась одним действием (двумя действиями), реши, запиши выражением (самостоятельно). Проверка по эталону. ((6+2)+6=14) Оцени умение работать над задачами.
VI. Этап контроля . Рефлексия.
- Напоследок загадка от Знайки:
Пусть я не зовусь квадратом, он приходится мне братом
Все мои прямы углы, а 4 стороны лишь попарно равны.
- Что это за фигура? (прямоугольник).
- Найди прямоугольник в тетради, проведи в нём одну прямую линию, так, чтобы получилось 2 прямоугольника. Один закрась цветом, который соответствует твоему настроению.
-Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?
Решили поставленные задачи? Какое задание было трудно выполнять?
- Оцени свои знания.(!, ?+,-)
- Я думаю, Знайка вами доволен и Незнайка тоже.
Д.З.: Стр.14 №2, №6, нарисуй в тетради свой замок царицы Геометрии.
Приложение. Замок королевы Геометрии.
