СЦЕНАРИЙ
урока математики в 6 классе
Тема урока: «Рациональные числа (дроби)»
Выполнила: Иванова Т.М.., учитель математики МОУ «Шахтёрская ОШ № 22»
Пояснительная записка
Урок математики в 6 классе по теме «Рациональные числа» - урок исследований и открытий новых знаний. Это первый урок по данной теме, на котором учащиеся исследуют классификацию чисел и открывают, новые для них, рациональные числа, работая в группах, парами, самостоятельно. Работа на уроке сопровождается презентацией по теме, использованием Интернет- ресурсов. Контроль знаний осуществляется с помощью диктанта по иллюстрации.
Цель урока: формирование УУД у учащихся 6 класса в предметной области математика по теме «Рациональные числа».
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- формировать самостоятельность в приобретении новых знаний;
- формировать навык сотрудничества и общения между детьми, детьми и учителем;
- формировать интерес к предмету математика;
- формировать умения оценивать свою работу и работу своего соседа;
- формировать уважительные отношения к иному мнению и иной точке зрения.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
- формировать умения целеполагания;
- формировать умения анализировать и обобщать;
- формировать умения логически мыслить;
- формировать умения работать с новой информацией по теме;
- формировать умение грамотно говорить.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- формировать умения классифицировать числа (натуральные, целые, рациональные);
- формировать умения доказывать рациональность числа, используя определение;
- формировать умения представлять рациональное число в виде десятичной периодической дроби.
Тип урока: урок изучения нового материала
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
Оборудование: математическая энциклопедия.
Предметная область: математика
Класс: 6
Тема: «Рациональные числа»
Цель урока: формирование УУД у учащихся 6 класса в предметной области математика по теме «Рациональные числа».
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- формировать самостоятельность в приобретении новых знаний;
- формировать навык сотрудничества и общения между детьми, детьми и учителем;
- формировать интерес к предмету математика;
- формировать умения оценивать свою работу и работу своего соседа;
- формировать уважительные отношения к иному мнению и иной точке зрения.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
- формировать умения целеполагания;
- формировать умения анализировать и обобщать;
- формировать умения логически мыслить;
- формировать умения работать с новой информацией по теме;
- формировать умение грамотно говорить.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- формировать умения классифицировать числа (натуральные, целые, рациональные);
- формировать умения доказывать рациональность числа, используя определение;
- формировать умения представлять рациональное число в виде десятичной периодической дроби.
Ход урока
1
. Мотивация
Песталоцци, Иоганн Генрих (1776 1824) знаменитый швейцарский педагог говорил: "Счет и вычисления - основа порядка в голове."
2.Актуализация знаний
Устный счет
Действия с десятичными дробями
(5 ∙ 1,4 - 3,2) : 0,2 ∙ 0,4 + 2,4 = 10
Действия с обыкновенными дробями
((![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/18/s_5a60dfbb3c641/s802601_0_2.png)
Действия с положительными и отрицательными числами
(-2 ∙ 0,5 – 1) : (-0,4) + (-7,2) = -2,2
Установить соответствие между левым и правым столбцами с помощью стрелок
0 Натуральные числа
1, 2, 3, 4,…
…,-4, -3, -2, -1 Целые числа
Какие числа, изученные нами, не рассмотрены?
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/18/s_5a60dfbb3c641/s802601_0_3.png)
3. Целеполагание
Продолжите начатое: Мы сегодня на уроке Узнаем …, Исследуем…, Учимся доказывать…, Находим…, Оцениваем… .
4
. Открытие нового знания
«Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.» Д. Пойа
Найдем общую особенность неназванных нами чисел.
Как можно записать все эти числа?
Можно ли записать данные числа в виде десятичной дроби?
Можно ли записать данные числа в виде обыкновенной дроби?
Что означает дробная черта?
Знаете ли вы, как переводится слово «отношение» на латинский язык? (ratio)
Тема урока «Рациональные числа».
Где можно узнать об этих числах? (учебник, энциклопедия, Интернет)
Разбиваемся на группы, каждая из которых ищет определение в своем источнике. (учебник, энциклопедия, Интернет). Обмен мнениями, найденным материалом. (Q)
С помощью презентации рассмотреть доказательство факта, что натуральные числа, нуль, целые отрицательные числа, обыкновенные и десятичные дроби, смешанные числа являются рациональными числами. (с помощью определения)
,
,
,
,
,
, ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/18/s_5a60dfbb3c641/s802601_0_11.png)
Является ли рациональным числом сумма, разность, произведение рациональных чисел?
Выполнение доказательства в парах.
,
,
.
Обмен мнениями и доказательствами.
С помощью презентации рассмотреть перевод рациональных чисел в десятичную, периодическую дробь.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/18/s_5a60dfbb3c641/s802601_0_15.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/18/s_5a60dfbb3c641/s802601_0_16.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/18/s_5a60dfbb3c641/s802601_0_17.png)
Чтение рубрики «Глаголь». с. 204
Зарядка.
5. Закрепление
Выполнение заданий учебника по цепочке № 1179, №1180
6
. Диктант по иллюстрации с дальнейшей проверкой работы соседа по парте. (2 ученика за доской)
Задания.1). Выписать в порядке появления те числа, которые являются лишними. (0,
, 0,101001000…, 2,6666…, -1,232323…)
2). Доказать, что любое натуральное число является рациональным. (на примере одного с иллюстрации)
3). Записать в виде десятичной периодической дроби ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/18/s_5a60dfbb3c641/s802601_0_20.png)
7. Коррекция знаний
Проверка работы соседом по парте, выставление оценки карандашом. Разбор непонятных чисел на слайде.
8. Инструктаж по выполнению д/з
П. 37 № 1196, 1197, 1199 (повторить формулу пути, решение с помощью уравнения)
9. Рефлексия
«
Числа управляют миром», – говорили пифагорейцы. Но числа дают возможность человеку управлять миром, и в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней. (А. Дородницын - русский математик, геофизик и механик, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда.)
Что нового сегодня узнали на уроке?
Что исследовали на уроке?
Что научились доказывать?
Что находили?
Что оценили?
Кого бы вы отметили из учеников?
Используемые материалы:
1. Математическая энциклопедия
2. Электронные энциклопедии http://ru.wikipedia.org/
http://mirslovarei.com/content_naukteh/chislo-racional-noe-76528.html
3. Работы учителя Савченко Е.М. теме «Рациональные числа»
http://le-savchen.ucoz.ru/load/0-6
4