Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева»
города Курска
Обобщающий урок по теме «Рациональные числа»
методическая разработка урока математики в 6 классе
в форме путешествия
Учитель математики
высшей категории
Чуйкова С.Ю.
Курск, 2016 год
Урок математики в 6 классе
«Обобщающий урок по теме рациональные числа»
Цель урока:
Образовательные:
совершенствовать навыки решения заданий по теме « Действия с рациональными числами»;
закрепить умения выполнять арифметические действия над рациональными числами;
проверить умение использовать свойства арифметических действий для упрощения выражений с рациональными числами;
обобщить и систематизировать теоретический материал.
Развивающие:
развивать навыки устного счёта;
развивать логическое мышление, память, внимание;
формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
развивать математическую речь учащихся в процессе выполнения устной работы по воспроизведению теоретического материала;
расширить кругозор учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к предмету, настойчивость, целеустремленность;
воспитывать умение работать с имеющейся информацией;
воспитывать уважение к предмету;
воспитывать умение слушать своего товарища, чувство взаимопомощи и взаимоподдержки;
способствовать воспитанию самоконтроля и взаимоконтроля учащихся.
Тип урока:
в страну положительных и отрицательных чисел”.
Организационные формы общения:
Оборудование и наглядность: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, лист самооценки, пакет заданий для каждого обучающегося с маршрутными листами.
Ход урока:
Организационный момент, объявление темы и цели урока, плана путешествия.
Посмотрим, с каким настроением вы отправляетесь в путь? У каждого из вас на столе лежат смайлики. Это будут листки настроения. Дорисуйте смайлик так, чтобы он соответствовал вашему настроению в начале урока. Покажите мне.
Вступительное слово учителя
Французский писатель 19 столетия Анатоль Франц однажды заметил: “Учиться можно весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.

Вопрос учителя
Какие числа вы видите на экране?
Попробуйте назвать эти числа одним словом?
Какая же тема урока?
Как вы думаете, какие задачи мы можем поставить перед нами на уроке?
Пусть слова прозвучавшие вначале урока станут девизом нашего необычного урока-путешествия в страну рациональных чисел.
В тетради записывайте число (27.04.2016), классная работа, тема урока «Рациональные числа».
Чтобы не сбиться с дороги, мы будем двигаться по маршрутным листам ( лист самооценки и листы с заданиями). За верные решения, интересные идеи вы будете получать 1балл, за неверное решение 0 баллов. В конце урока мы подведем итог игры. Победит тот, кто получит набольшее количество баллов.
2. Актуализация опорных знаний.
Чтобы отправиться в путешествие, мы должны купить билет , а билеты продаются на станция «Теоретическая».
На этой станции необходимо продемонстрировать теоретические знания по теме «Рациональные числа и действия над ними».
Задание 1
1. Число, отличающееся от данного только знаком, называется
2. Сумма противоположных чисел равна
3. Сумма положительных чисел есть число
4. Сумма отрицательных чисел есть число
5. Сумма чисел с разными знаками имеет знак числа
6. Вычитание можно заменить действием сложения с числом
7. Произведение положительных чисел _______________________________________
8. Произведение четного числа отрицательных множителей
9. Произведение нечетного числа отрицательных множителей
Подведем итоги: Проверьте свои ответы с ответами на экране. За правильный ответ поставьте + ,за неправильный -. Посчитайте количество +. В лист самооценки поставьте 1 балл, если у вас 6 – 9 плюсов; 0 баллов , если 1 – 5 плюсов.
Критерии оценивания 1 – 5 правильных заданий 0 баллов
6 – 9 правильных заданий 1 балл
Вы замечательно знаете теоретический материал, посмотрим, сможете ли вы применить его в нашем путешествии, при решении заданий.
Следующая станция «Быстрые вычисления».
Задание 2 ( выполняется устно)
- 7 + 30 - 7 – 3 - 3,5 • • 2 • 7 | 2,1 : (- 0,7) 13 – 20 ( - 10 + 9) . 5,2 - 25,823 . (- 7 + 7) | 39 • ( - ) - 15 – ( - 25) - 2,5 : ( - 5) - 8,35 . 0 |
Задание 3 (выполняется устно).
Вычисли рациональным способом:
-7+20-13+25-28+35
0,5+
-2 • (- 6) • 40 • (- 0,5)
• (-
) • (- 4) • (
)
Какие свойства применяли при выполнении примеров?
Задание 4 Выбираем пример.
уровень 1 0,5 . (-
) . 2 .
уровень 2 0,2 . ( - 0,5) – ( - 0,8) . (-0,5)
уровень 3
. (-2,7) +
. ( - 3,3)
Подведем итоги:
Проверьте свои ответы с ответами на экране. В лист самооценки поставьте за правильный ответ поставьте 1 балл, за неправильный 0 баллов.
Физкультминутка
Учитель: Любая работа требует перерыва. Отдохнем!
Станция «Угадай – ка»
Задание 5
Историческая страничка. Сообщение ученика.
В жизни, как и в сказке, люди « открывали» рациональные числа постепенно. Вначале при счете предметов возникли натуральные числа. На первых порах их было немного. Сначала возникли только числа 1 и 2. Во многих племенах не было других числительных. Вместо «3» они говорили «один-два», вместо «4»- «два-два». И так до шести. А затем шло «много». С дробями люди столкнулись при разделе добычи, при измерении величин. Чтобы облегчить действия с дробями, были придуманы десятичные дроби. В Европе их ввел в 1585 году голландский математик.
Фамилию математика узнаете, решив уравнения, и по координатной прямой найдя букву соответствующую данной координате.
1) - 2,5 + х = 3,5 2) - 0,3 · х = 0,6 3) у – 3,4= -7,4
4) – 0,8 : х = -0,4 5) а · (-8) =0 6) m + (-
)=

Е А Т М И О В Р Н У С
![]()

![]()
![]()
![]()


![]()
![]()
![]()
![]()

-4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 6
Ответы:
6 (С) 4)2 (В)
-2 (Т) 5) 0 (И)
-4(Е) 6)4 (Н)
СТЕВИН – голландский математик и инженер (Симон Стевин)
Подведем итоги:
Проверьте полученное слово со словом на экране. В лист самооценки поставьте за правильный ответ поставьте 1 балл, за неправильный 0 баллов.
Станция …
С заданием мы справились. На нашем пути новая станция. Только вот беда: нельзя прочитать ее названия. Его снесло ветром. Давайте поможем дежурному по станции восстановить ее название. Для этого нам придется немало потрудиться.
За доской 1 человек.
Задание 6 Найдите значение выражения:
А) -8 • 4 –(-24):6
К | У | И | М | Н |
-2 | -28 |  | 65 | 1,8 |
Б) (-5 –8) • (-9+4)
В) –3,4:17+2
Г) –4: (-8 –4)
Д)
• (-6)+2
Выполняя задание по действиям, ученики получают ответы, которые записывают в таблицу. Таким образом, появляется название станции “Умник”.
Подведем итоги:
Проверьте полученное слово со словом на экране. В лист самооценки поставьте за правильный ответ поставьте 1 балл, за неправильный 0 баллов.
Станция « Обратный билет»
В кассе мы купили билеты на обратный путь. К сожалению, в некоторых билетах ошибочно указано вчерашнее число. Нужно срочно исправить ошибку, иначе билеты окажутся недействительными.
Задание 7 Лови ошибку!
А) -
: 5 = -
• 5
Б) -7
• (-
) =
• 
в) (-0,1)2 = 0,01
г) (-
)3 = (-
) • 3
д) -24 : (-
) =
• 
Подведем итоги: Оцените свою работу на этом этапе.
В лист самооценки поставьте за поставьте 1 балл если трудностей не возникло,
0 баллов если вы столкнулись с трудностями.
3. Домашнее задание.
Подготовить карточки с примерами на действия с рациональными числами по одному на каждое действие.
Вопрос учителя: Сколько должно быть примеров?
А какие действия должны быть?
4. Подведение итогов урока.
Наше путешествие подошло к концу. На границе нас встречают представители таможни и просят ответить на следующие вопросы:
Какие задания были интересными?
Что показалось сложным и почему?
Над чем еще предстоит поработать?
Таможенный контроль мы прошли. Возвращаемся в школу и подводим итоги нашего путешествия. Посчитайте набранное количество баллов. Поставьте оценки по количеству полученных баллов.
5. Рефлексия.
Вновь взяли в руки листки настроения. Дорисуйте смайлик так, чтобы он соответствовал вашему настроению в конце урока. Покажите мне.
Спасибо за урок.