Данный урок относится к разделу математики «Отношения и пропорции». Так как данная тема является для учащихся новой, я построила его как «урок новых знаний». Для облегчения восприятия нового материала я использовала компьютерную презентацию, распечатки текстов, карточки с таблицей вопросов.
При подготовке к уроку были учтены следующие особенности:
1.Были учтены возрастные, психологические особенности учащихся, уровень их математической подготовки.
- Приложены усилия для создания атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию алгоритмов без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- создание педагогических ситуаций коллективного и внутригруппового общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
- создание ситуации выбора и успеха;
- создание условий для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся;
- создание обстановки для естественного самовыражения
- выполнение опережающего домашнего задания
Перед собой я ставила следующие цели:
- учебные цели: Ввести понятие пропорции и ее членов, сформулировать основное свойство пропорции. Научить применять полученные знания для решения пропорций.
- развивающие цели: Развивать математическую интуицию, логическое и критическое мышление, познавательную творческую активность учащихся, самостоятельность, умения обобщать и делать выводы, мотивацию к обучению, готовность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- воспитательные цели: Воспитывать уважительное отношение друг к другу, коммуникативную культуру учащихся, культуру математической речи и письма, интерес к предмету.
Структура урока:
1.На этапе актуализации опорных знаний была использована технология «Микрофон» для фронтального опроса, упражнения, которые помогли учащимся вспомнить понятие отношения и алгоритм нахождения его значения, а также направленные на создание проблемной ситуации «А что же такое пропорция?»
2.На этапе изложения нового материала были использован прием «Групповая мозговая атака» - для самостоятельного вывода понятия «пропорция» Учащимся было дано опережающее домашнее задания по подготовке исторических сведений о развитии знаний о пропорции (самостоятельная работа).
Так как ключевым в этой теме является основное свойство пропорции, то для его открытия детям была предложена исследовательская работа «Таблица вопросов», благодаря которой они сами сформулировали основное свойство пропорции.
А технология «Кластер» помогла графически отразить смысл всех новых понятий, отвечающих на вопросы «Что? Какие? Для чего?» и составить своего рода памятку основных определений.
3. После изложения нового материала я предложила учащимся упражнения для первичного закрепления материала, которые помогли научиться правильно читать и записывать пропорции, получать верные пропорции. При этом были использована как коллективная и индивидуальная форма работы, так и работа в парах.
4. Технология «Делай как я», т.е нахождение неизвестного по готовому решению, позволило ребятам самостоятельно сформулировать алгоритм нахождения неизвестного члена пропорции.
- На стадии рефлексии была использована технология развития критического мышления «Синквейн», которая позволила учащимся найти в понятии пропорция наиболее существенные элементы, сделать определённые заключения.
Так как эпиграфом урока было взято высказывание «История развития человечества доказала уже много раз, что математика – красивейшая наука, без которой не может развиваться ни одна другая!», была показана важность применения пропорции в различных сферах жизни человека.
Урок построен таким образом, чтобы дети могли сами разрешать проблемные ситуации, тем самым у них развивалась творческая сторона мышления, критическое мышление, навыки самостоятельности и умение работать в паре.
Предложенное домашнее задание оптимально по содержанию и дифференцированно.
Включение в структуру урока «древа познания» поможет определить уровень усвоения учащимися учебного материала.