Труд человека кормит, а лень портит
(внеклассное мероприятие для учащихся младших классов по трудовому обучению)
Цель: показать важность и необходимость трудовой деятельности в жизни человека.
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие ребята, гости, учителя! Сегодня мы с вами поговорим о роли труда в жизни человека. Всем известна пословица «Труд человека кормит», что даёт понять необходимость труда для того, чтобы наша жизнь стала лучше, краше и богаче.
1-й чтец:
Великая радость- работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта-
Всё счастье земли – за трудом.
(В. Брюсов)
2-й чтец:
Мир и радость вам, живущие,
Всем, кто воздвигает кров,
Сеет хлеб, пасёт коров,
Бережёт сады цветущие!
1-й чтец:
Мир и радость вам, живущие,
Чьим трудом земля живёт,
Людям всем, без чьих забот
В мире тьма была бы тьмущая,
Мир и радость вам, живущие.
(Кайсын Кулиев)
Ведущий:
Действительно, ребята, без труда наша с вами жизнь была бы «тьмой тьмущей», как выразительно сказал поэт. Немало вещей на земле создано трудом человека. И в стародавние времена и сейчас человека ценили, прежде всего, по его делам. Недаром в народе так много замечательных пословиц посвящено труду. Давайте их вспомним.
* Терпенье и труд всё … (перетрут).
* От скуки бери дело в …. (руки).
* Долог день до вечера, коли …. (делать нечего).
* Есть калачи – не сидеть на… (печи).
* Глаза боятся, а руки … (делают).
* Куй железо…. (пока горячо).
* Не игла шьёт, а … (руки).
* Всякое дело мастера … (боится).
* Не говори «гоп», пока не … (перескочишь).
* Поспешишь – людей … (насмешишь).
* Чай пить – не дрова …. (рубить).
* Семь раз отмерь, один раз … (отрежь).
У каждого народа есть свои пословицы, поговорки и песни о труде. Давайте послушаем весёлые стихи.
Дети.
Знают мамы, знают дети,
Знает взрослый и малыш:
На безногом табурете
Ни за что не усидишь.
Без колёс не сдвинешь воза,
Хоть впряги в него коня,
Не спасёшься от мороза,
Если в печке нет огня.
От иголки мало толка,
Если без ушка иголка.
Так и руки без труда
Не годятся никуда.
Ведущий:
Хорошие слова. Действительно, зачем же человеку руки, если он ничего не умеет делать? А вот известная детская писательница Агния Львовна Барто посвятила своё стихотворение «Помощница» лентяям и бездельникам. Послушайте его.
1-й чтец:
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
А теперь познакомимся с другими героями.
Ведущий:
Что ты умеешь.
Скажи, Игорёк?
Игорёк:
Умею я лёжа плевать в потолок.
Щёлкать орехи и есть пироги
С начинкой из яблок и кураги.
Ещё я могу
Вывалять младшего брата в снегу!
Ведущий:
А что ты умеешь, скажи мне, Илья?
Илья:
Умею строгать и выпиливать я,
На лыжах кататься,
Из глины лепить,
Хлеб покупать,
Чай кипятить.
Ведущий:
А что ты умеешь, Светлана, ответь?
Светлана:
Умею я песни хорошие петь,
Цветы поливать,
Пыль вытирать,
С картинками книжки брату читать!
(По Л. Татьяничевой)
2-й чтец:
Можно петь и веселиться,
И играть, и прыгать, и порхать.
Но сначала потрудиться,
После - отдыхать.
Делу время, делу время,
А потехе час –
Вот такое золотое правило у нас.
Мы работы не боимся –
Дело есть у всех.
И конечно очень злимся
Мы на неумех.
Делу время, делу время,
А потехе час –
Вот такое золотое правило у нас.
(С. Щеголева)
Ведущий:
Вот и мы немножко отдохнём и поиграем. Давайте станцуем танец «Мастера».
Под любую весёлую музыку ведущий имитирует работу с различными инструментами, а дети повторяют за ним движения.
«Топорики». Дети складывают ладони вместе, попеременно касаясь ими плеч и колен.
«Молоточки». Производят удары кулак о кулак.
«Рубанок». Руки на уровне пояса, ладони, имитируя движения рубанком, параллельно полу двигаются то вправо, то влево.
«Пила». Правую руку сгибают в локте, Ладонь сжимают в кулак, имитируя движения пилы. Затем то же самое повторяют левой рукой.
Потанцевали, отдохнули? А теперь давайте проверим вашу ловкость и сноровку. На двух стульях лежат счётные палочки и пустые коробочки для палочек. По моему сигналу нужно быстро собрать и аккуратно сложить палочки в коробки. Затем одной палочкой подцепить и вынуть из коробки как можно больше палочек. А потом «нарисовать» - выложить палочками домик.
Не так-то просто построить даже такой игрушечный домик. Верно?
Сегодня мы с вами поговорили о труде, прочитали стихи, спели песенку, поиграли. И сейчас хочу предложить вам загадки об инструментах, которые мы соберём в «шкатулку». Ведь инструменты должны храниться аккуратно в специальном ящике. Итак, кто отгадает загадку, получает карточку – «инструмент». Настоящим мастером может стать тот, у кого в шкатулке окажется больше всего «инструментов».
- Кланяется, кланяется, придёт домой – растянется. (Топор)
- Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы)
- Птичка – невеличка, носиком нырнёт,
хвостиком вильнёт, дорожку проведёт. (Иголка)
- Сам худ, а голова с пуд. (Молоток)
- Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска)
- Цепкий рот на тех сердит,
Кто зазря в доске сидит. (Клещи)
- Как столкнутся – стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьёт-
Тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвозди)
- Пыль увижу – заворчу, заверчу и проглочу. (Пылесос)
- Зубы имеют, а зубной боли не знают. (Грабли)
- Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю делать гору, строить дом (Лопата)
- На что ни взглянет этот глаз –
Всё картинке передаст. (Фотоаппарат)
- Маленький Ерофейка подпоясан коротенько,
По полу скок-скок, и сел в уголок. (Веник)
- Гладит всё, чего касается, а дотронешься – кусается. (Утюг)
- Две ручки, во всё брюхо зубки. (Пила)
- Без головы, а в шляпе. Одна нога, и та без сапога. (Гвоздь)
Ведущий: Вы хорошо знаете поговорки и загадки об инструментах, а это значит, что много читаете. Да, ребята, без инструмента невозможно хорошо и качественно сделать любую работу. Послушайте стихотворение, которое прочитают нам ребята.
1-й чтец
У меня рука крепка-
Может стул поднять рука!
2-й чтец
Ну, а если груз большой,
Много ль сделаешь рукой?!
В порт на судне прибыл слон.
Как грузить его в вагон?
1-й чтец
Если груз не по плечу-
Я машины научу.
2-й чтец
Много ль сделаешь рукой,
Чтобы вырос мост стальной,
Чтоб два берега достав,
На себе он нёс состав?
1-й чтец
Дело мне не по плечу-
Я машины научу.
2-й чтец
Много ль сделаешь рукой,
И лопатой, и киркой,
Чтоб в горах туннель пробить,
А в песках канал прорыть?!
1-й чтец
Я машины научил,
Только хватит ли им сил?
Не просить же великана,
Чтобы силу одолжил?
2-й чтец
Не сравнится великанам
С экскаватором и краном.
Вот уж это силачи!
Ты, малыш, их не учи.
Чтецы (вместе)
Все машины знают дело,
Все послушны, все умелы…
Но нужна им … голова.
Не учи – учись сперва!
Вот тогда своей рукой
Ты осилишь труд любой. (А. Дитрих)
Ведущий: Вот и подошёл к концу наш урок. Надеюсь, вы поняли сегодня, что человеку без труда счастливым не стать. И в заключение послушайте стихотворение о дружбе человека с трудом.
Чтецы (вместе)
Дружит солнце с небом ясным,
С ветром дружат облака.
И, конечно, не напрасно
С родником дружна река.
Дружит дерево с землёй,
Дружит с солнцем и теплом,
Дружат снег и лёд зимой,
Летом – молния и гром.
Всё на свете людям служит:
И земля, и солнце, свет….
Человек с работой дружит!
Этой дружбы лучше нет.
(С. Баруздин)