Варфоломеева Г.К.
Урок математики в 3 классе.
Тема: объемнЫЕ тела
Цели: ввести способ изображения невидимых линий в чертеже объемного тела пунктиром; сравнить изученный способ, применяемый в математике и черчении, с художественными способами изображения; совершенствовать навык решения и преобразования задач; научить использовать знания для решения нестандартных заданий, закреплять навыки выполнения умножения и деления многозначных чисел, обратить внимание на взаимосвязь между компонентами этих действий; развивать умение анализировать и делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1.Выберите фигуры, которые нужно нарисовать


2. Н а й д и т е закономерность и продолжите ряд на 5 чисел:
а) 0; 6; 12; 18; …;
б) 1; 4; 9; 16; …;
в) 2; 4; 6; 10; 16; …;
г) 76; 66; 57; 49; … .
3. З а д а ч а.
В саду посадили 35 ягодных кустов. Сколько было кустов красной смородины, если их в 5 раз меньше, чем всех кустов? Сколько в саду кустов черной смородины, если их на 17 меньше, чем всех кустов?
– Ответьте на эти вопросы и объясните, что обозначают выражения.
7 + 18 18 – 7 35 – 7 35 – 18 35 – (7 + 18)
III. Постановка проблемы. Сообщение темы урока.
– Нарисуйте в тетради квадрат.
– Какие свойства квадрата видны на чертеже? (Все стороны равны, углы прямые.)
– Нарисуйте в тетради куб.
– Какие трудности у вас возникли?
– Как показать на чертеже, что куб – это объемное тело?
– Как показать невидимые линии на чертеже?
IV. Работа по теме урока.
1. В ы п о л н е н и е задания № 280.
– Рассмотрите рисунки в пункте 1.
– Что изображено на каждом рисунке?
– В чем особенность последнего рисунка?
– Вы заметили на последнем рисунке особую линию. Она называется штриховой. Такими линиями изображают невидимые нам линии.
2. В ы п о л н е н и е задания № 281.
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется найти?
– Как удобнее оформить краткую запись задачи? (В таблице.)
– Запишите условие задачи и решите ее.
Книг в 1 пачке | Количество пачек | Общее число книг |
? книг |  | 4 п. | 96 книг |
? на 6 книг больше | 3 п. | ? книг |
Р е ш е н и е:
1) 96 : 4 = 24 (кн.) – в каждой пачке было сначала.
2) 24 + 6 = 30 (кн.) – в каждой пачке стало.
3) 30 · 3 = 90 (кн.) – купили во второй раз.
4) 96 + 90 = 186 (кн.) – купили всего.
5) 210 186.
О т в е т: книг не хватило.
– Измените условие задачи так, чтобы ответ на ее вопрос стал положительным.
Задача А.
Для пополнения библиотеки предполагалось закупить 110 книг. Закупили сначала 96 книг, упакованных в 4 одинаковые пачки, а затем на 6 книг больше. Хватило ли всех купленных книг для пополнения библиотеки?
Задача Б.
Для пополнения библиотеки предполагалось закупить 210 книг. Закупили сначала 96 книг, упакованных в 4 одинаковые пачки, а затем еще 5 пачек, в каждой из которых было на 6 книг больше. Хватило ли всех купленных книг для пополнения библиотеки?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Продолжение работы по теме урока.
1. В ы п о л н е н и е задания № 282.
– Как называются данные выражения? (Произведения.)
– Чем похожи эти произведения? (Первый множитель – трехзначное число, а второй – однозначное.)
– Найдите значения произведений в столбик.
– С какими произведениями связаны частные из пункта 2? Запишите значения частных, не выполняя действия деления.
а) 972 : 3 = 324  | б) 974 : 2 = 487  | в) 648 : 3 = 216  |
– Какие знания помогли вам выполнить это задание? (Взаимосвязь действий умножения и деления.)
– В каждом делимом поменяйте местами цифры всеми возможными способами.
– Запишите с новыми числами частные, не меняя делителей. Выполните деление в столбик.
а)   |   |   |
б)  |  |  |
1 (ост.) | 1 (ост.) | 1 (ост.) |
 |  | |
0 | 1 (ост.) | |
– Всегда ли числа делились без остатка?
– От чего это зависит?
– Измените цифры в делимом (б) так, чтобы числа делились без остатка.
946 : 2
496 : 2
478 : 2
748 : 2
2. В ы п о л н е н и е задания № 283.
– Разбейте данные ребусы на группы.
– Запишите верные равенства.
О т в е т ы:

– В каждом ребусе пункта 1 замените еще одну цифру звездочкой. Решите новые ребусы.
– Как вы думаете, новые ребусы тоже имеют единственное решение?
– Постарайтесь найти все возможные решения для каждого равенства.
П р и м е ч а н и е. При замене звездочкой еще одной цифры чаще всего появляется несколько решений независимо от того, какая цифра заменена. Так, в первом равенстве при замене звездочкой сотен первого слагаемого получаем:
, что приводит к четырем вариантам решения: 448 + 161 = 148 + 461 = 248 + 361 = 348 + 261 = = 609. Замена каждой цифры дает свою серию решений.
3. Р а б о т а в печатной тетради № 2, задание № 41.
Р е ш е н и е. Больше банок меда у Винни-Пуха, на 16 · 2 – 28 = 4 (банки).
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие геометрические тела вы знаете?
– Какими линиями на чертеже показывают невидимые линии?
– Как выполнить проверку деления?
Домашнее задание: учебник, № 280 (4), № 281 (3); тетрадь № 2, задание № 40.