Урок математики в 5 классе "Деление десятичной дроби на десятичную дробь"
Цель урока: формирование умения выполнять деление десятичной дроби на десятичную дробь.
Задачи:
Образовательная: повторить действия с десятичными дробями, вывести правило деления десятичной дроби на десятичную; научить применять данное правило при выполнении заданий;
Развивающая: развивать мыслительную деятельность, математическую речь, интуицию;
Воспитательная: создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирование положительного мотива учения.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, листы с заданиями.
Структура урока
І. Организационный момент.
ІІ. Мотивация к учебной деятельности.
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
IV. Изучение нового материала.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного материала.
VII. Итоги урока. Домашние задание.
VIII. Рефлексия.
Ход урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Мотивация к учебной деятельности.
Как вы думаете, что самое ценное на земле? (ответы учеников).
Этот вопрос волновал человечество не одно тысячелетие. Вот ответ дал ученый Ал – Бируни «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему. Само же оно не приходит».
В старину на Руси говорили, что умножение – это мучение, деление – это беда. Тот, кто умел безошибочно делить, считался великим математиком.
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
Устный счет (слайд2 )
1. Вычислить:
0,8:8 18,9:9
0,9•0,6 15,8:100 7,4•0,1
2. На какое число надо умножить данную десятичную дробь, чтобы превратить ее в натуральное число: 3,1 20,01 23,647 0,07
3.Увеличьте число 0,75 в 100 раз, 0,056 в 1000 раз
IV. Изучение нового материала.
На доске задача: (слайд3,4 ) Площадь садового участка прямоугольной формы 1225 м2.Найти ширину участка, если его длина равна 49 м.
Что нам дано? Все ли нам известно для нахождения стороны участка?
S=1225 м2
а=49 м
в - ?
1225:49=25(м)
Ответ: 25 м
Теперь решите следующую задачу: (на слайде запись этой задачи, создание проблемной ситуации).
На доске задача: (слайд 5 ) Площадь школьного коридора прямоугольной формы 122,5 м2.Найти длину коридора, если его ширина равна 4,9 м.
S=122,5 м2
а=4,9 м
в - ?
Все ли нам известно для нахождения ширины? Можем ли мы ее найти?
122,5:4,9= ? (слайд6 )
Все действия с десятичными дробями мы изучили? (Нет, мы не умеем делить десятичную дробь на десятичную)
Как вы думаете, какова тема нашего урока? (слайд7 )
Тема нашего урока «Деление десятичной дроби на десятичную дробей».
Какова цель работы на уроке? (сформулировать правило деления десятичной дроби на десятичную и научиться его применять)
Как же найти длину коридора?
Предполагаемый ответ: Перевести числа в см, дм и решить задачу.
122,5 м2 =12250д м2 4,9 м = 49 дм
12250:49=250(дм)=25(м)
Как по-другому найти длину коридора? Подумайте, какие изменения надо выполнить, чтобы делить пришлось на натуральное число и частное при этом не изменилось.
Предполагаемый ответ: Увеличить делитель и делимое в 10 раз.
122,5:4,9=1225:49=25 (слайд8 )
Ответ: 25м.
В случаи затруднения:
Мы умеем делить десятичную дробь на натуральное число. Подумайте, какие изменения надо выполнить, чтобы делить пришлось на натуральное число и частное при этом не изменилось.
Изменится ли частное при увеличении делимого и делителя в одинаковое число раз? Чем отличается первая задача от второй?
122,5:4,9=1225:49=25 (слайд8 )
Ответ: 25м.
Поясните свой ответ с помощью рисунка? (слайд9 )
Вывод: при увеличении и уменьшении делимого и делителя в несколько раз частное не изменяется.
Расскажите, как же выполнить деление десятичной дроби на десятичную дробь.
1)заменить деление десятичной дроби делением на натуральное число
2)после этого выполнить деление на натуральное число.
№823 учебника (с комментарием на местах)
1,5:0,3=15:5=3
4,2:0,06=420:6=70
0,35:0,5=3,5:5=0,7
9:4,5=90:45=2
0,072:0,1=7,2:1=7,2
1,634:0,0001=1634:1=1634
Давайте сформулируем правило деление десятичной дроби на десятичную дробь. (слайд10 )
ПРАВИЛО: Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:
1)в делимом и в делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;
2)после этого выполнить деление на натуральное число.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного материала.
Задание 1.Выполните деление (на доске ученик решает и комментирует)
12,096:2,24=12096:224=5,4
Ученикам раздается листок с заданиями.
Задание 1.Заполните пропуски и продолжите деление
0,0444:0,6 = …4 4 4 : 6=
(индивидуальная работа с последующей проверкой)
Задание 2. Исправьте ошибки (устно)
36,72 0,9
36 4,8
72
72
0
Задание 3.Используя нули и запятые, запишите правильный ответ. (работа в парах с последующей проверкой) (слайд11,12 )
16,24:0,4=……………………= 406
44,1: 0,63=…………………..= 7
1155,6: 0,9=…………………= 1284
Задание 4. (слайд13,14 )
1) 75:15 а) 750:15
2) 0,75:15 б) 7,5:1,5
3) 7,5:0,15 в) 75:1500
Соедините стрелочками равные части. Почему частные равны? Что произошло с делимым и делителем? (самостоятельная работа, обменяться тетрадями, проверить по образцу)
VII. Итоги урока. Домашние задание.
Заполните пропуски (устно) (слайд15 )
Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь, надо:
1)в ………….. и в делителе перенести запятую ……….на столько цифр, сколько ...………………………………..;
2)после этого выполнить ……….. на …………число.
П.46, правило, №824, 837(а, б)
VIII. Рефлексия. (слайд16 )
Сегодня на уроке я узнал……..
Было интересно……….
Теперь я могу……………
Полученные знания мне пригодятся ………
Как я усвоил материал:
Зеленый – сделал для себя открытие.
Красный - активно работал на уроке.
Желтый – урок подарил хорошее настроение.
Урок окончен!