СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 5 классе "Деление десятичной дроби на десятичную дробь"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование умения выполнять деление десятичной дроби на десятичную дробь. Тип урока: урок «открытия» новых знаний. 

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 5 классе "Деление десятичной дроби на десятичную дробь"»

Урок математики в 5 классе "Деление десятичной дроби на десятичную дробь"


Цель урока: формирование умения выполнять деление десятичной дроби на десятичную дробь.
Задачи:

Образовательная: повторить действия с десятичными дробями, вывести правило деления десятичной дроби на десятичную; научить применять данное правило при выполнении заданий; 
Развивающая: развивать мыслительную деятельность, математическую речь, интуицию; 
Воспитательная: создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирование положительного мотива учения. 

Тип урока: урок «открытия» новых знаний. 

Оборудование: компьютер, проектор, листы с заданиями. 

Структура урока 
І. Организационный момент. 
ІІ. Мотивация к учебной деятельности. 
ІІІ. Актуализация опорных знаний. 
IV. Изучение нового материала. 
V. Физкультминутка. 
VI. Закрепление изученного материала. 
VII. Итоги урока. Домашние задание. 
VIII. Рефлексия. 

Ход урока. 
І. Организационный момент. 
ІІ. Мотивация к учебной деятельности. 
Как вы думаете, что самое ценное на земле? (ответы учеников). 
Этот вопрос волновал человечество не одно тысячелетие. Вот ответ дал ученый Ал – Бируни «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему. Само же оно не приходит». 
В старину на Руси говорили, что умножение – это мучение, деление – это беда. Тот, кто умел безошибочно делить, считался великим математиком. 
ІІІ. Актуализация опорных знаний. 
Устный счет (слайд2 ) 
1. Вычислить: 
0,8:8 18,9:9 
0,9•0,6 15,8:100 7,4•0,1 
2. На какое число надо умножить данную десятичную дробь, чтобы превратить ее в натуральное число: 3,1 20,01 23,647 0,07 
3.Увеличьте число 0,75 в 100 раз, 0,056 в 1000 раз 
IV. Изучение нового материала. 
На доске задача: (слайд3,4 ) Площадь садового участка прямоугольной формы 1225 м2.Найти ширину участка, если его длина равна 49 м. 
Что нам дано? Все ли нам известно для нахождения стороны участка? 
S=1225 м2 
а=49 м 
в - ? 
1225:49=25(м) 
Ответ: 25 м 
Теперь решите следующую задачу: (на слайде запись этой задачи, создание проблемной ситуации). 
На доске задача: (слайд 5 ) Площадь школьного коридора прямоугольной формы 122,5 м2.Найти длину коридора, если его ширина равна 4,9 м. 
S=122,5 м2 
а=4,9 м 
в - ? 
Все ли нам известно для нахождения ширины? Можем ли мы ее найти? 
122,5:4,9= ? (слайд6 ) 
Все действия с десятичными дробями мы изучили? (Нет, мы не умеем делить десятичную дробь на десятичную) 
Как вы думаете, какова тема нашего урока? (слайд7 ) 
Тема нашего урока «Деление десятичной дроби на десятичную дробей». 
Какова цель работы на уроке? (сформулировать правило деления десятичной дроби на десятичную и научиться его применять) 
Как же найти длину коридора? 
Предполагаемый ответ: Перевести числа в см, дм и решить задачу. 
122,5 м2 =12250д м2 4,9 м = 49 дм 
12250:49=250(дм)=25(м) 
Как по-другому найти длину коридора? Подумайте, какие изменения надо выполнить, чтобы делить пришлось на натуральное число и частное при этом не изменилось. 

Предполагаемый ответ: Увеличить делитель и делимое в 10 раз. 
122,5:4,9=1225:49=25 (слайд8 ) 
Ответ: 25м. 

В случаи затруднения: 
Мы умеем делить десятичную дробь на натуральное число. Подумайте, какие изменения надо выполнить, чтобы делить пришлось на натуральное число и частное при этом не изменилось. 
Изменится ли частное при увеличении делимого и делителя в одинаковое число раз? Чем отличается первая задача от второй? 
122,5:4,9=1225:49=25 (слайд8 ) 
Ответ: 25м. 
Поясните свой ответ с помощью рисунка? (слайд9 ) 



Вывод: при увеличении и уменьшении делимого и делителя в несколько раз частное не изменяется. 

Расскажите, как же выполнить деление десятичной дроби на десятичную дробь. 
1)заменить деление десятичной дроби делением на натуральное число 
2)после этого выполнить деление на натуральное число. 
№823 учебника (с комментарием на местах) 
1,5:0,3=15:5=3 
4,2:0,06=420:6=70 
0,35:0,5=3,5:5=0,7 
9:4,5=90:45=2 
0,072:0,1=7,2:1=7,2 
1,634:0,0001=1634:1=1634 
Давайте сформулируем правило деление десятичной дроби на десятичную дробь. (слайд10 ) 
ПРАВИЛО: Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо: 
1)в делимом и в делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе; 
2)после этого выполнить деление на натуральное число. 
V. Физкультминутка. 
VI. Закрепление изученного материала. 
Задание 1.Выполните деление (на доске ученик решает и комментирует) 
12,096:2,24=12096:224=5,4 
Ученикам раздается листок с заданиями.

Задание 1.Заполните пропуски и продолжите деление 
0,0444:0,6 = …4 4 4 : 6= 
(индивидуальная работа с последующей проверкой) 
Задание 2. Исправьте ошибки (устно) 
36,72 0,9 
36 4,8 
72 
72 

Задание 3.Используя нули и запятые, запишите правильный ответ. (работа в парах с последующей проверкой) (слайд11,12 ) 
16,24:0,4=……………………= 406 
44,1: 0,63=…………………..= 7 
1155,6: 0,9=…………………= 1284 
Задание 4. (слайд13,14 ) 
1) 75:15 а) 750:15 
2) 0,75:15 б) 7,5:1,5 
3) 7,5:0,15 в) 75:1500 
Соедините стрелочками равные части. Почему частные равны? Что произошло с делимым и делителем? (самостоятельная работа, обменяться тетрадями, проверить по образцу) 

VII. Итоги урока. Домашние задание. 
Заполните пропуски (устно) (слайд15 ) 
Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь, надо: 
1)в ………….. и в делителе перенести запятую ……….на столько цифр, сколько ...………………………………..; 
2)после этого выполнить ……….. на …………число. 
П.46, правило, №824, 837(а, б) 

VIII. Рефлексия. (слайд16 ) 
Сегодня на уроке я узнал…….. 
Было интересно………. 
Теперь я могу…………… 
Полученные знания мне пригодятся ……… 

Как я усвоил материал: 
Зеленый – сделал для себя открытие. 
Красный - активно работал на уроке. 
Желтый – урок подарил хорошее настроение. 

Урок окончен!