СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 5 классе "Смешанные числа"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики  по теме "Смешанные числа"в 5 классе является первым из двух, отведённых на данную тему. Урок построен в соответствии с системно-деятельностным методом обучения, по типу ОНЗ.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Тымская основная общеобразовательная школа»





Технологическая карта урока

по математике в 5 классе



«Смешанные числа»


Автор: Марамошкина Наталия Сергеевна

учитель математики

I-квалификационная категория




Ноябрь 2017г





Урок математики по теме «Смешанные числа» в 5 классе является первым из двух, отведенных на данную тему. Урок построен в соответствии с системно-деятельностным методом обучения, по типу ОНЗ (открытие новых знаний).

Технологическая карта урока

Предмет: математика

Класс: 5

Тема урока: Смешанные числа

Тип урока: Изучение и первичное восприятие новых знаний.

По технологии деятельностного метода обучения

Цели: организация продуктивной деятельности обучающихся, направленная на достижение ими следующих результатов:

  • предметных:

  • понимание определения смешанного числа;

  • умение переводить неправильную дробь в смешанное число;

  • метапредметных:

  • умение рассуждать логично, вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, анализировать, сравнивать, делать выводы;

  • умение фиксировать затруднения и искать их причины;

  • умение выполнять проверку и самопроверку при выполнении заданий на представление неправильной дроби в виде смешанного числа;

  • личностных:

  • приобретение опыта самостоятельной организации учебной деятельности и уверенности в собственных силах; опыта работы в группе;

  • умение давать объективную самооценку своей деятельности и ее результатов;

  • стремление к достижению намеченных целей.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Смешанное число, целая часть числа, дробная часть числа, неправильная дробь, числитель и знаменатель дроби, сумма целого и дробного чисел.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с текстом рабочей тетради; смайлики; яблочки; яблоки; ножницы; карточки успеха; указка.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные.

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа.

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию.

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

План проведения урока:

Этапы урока

I этап: Мотивирование к учебной деятельности.

С помощью доброжелательной беседы, девиза включаем класс в работу.

II этап: Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности – готовность к новому способу действия: использованы коллективные индивидуальные формы работы.

III этап: Выявление места и причины затруднений, постановка учебной задачи (цель урока, тема урока) если это возможно.

IV этап: «Открытие» детьми нового знания: выявление закономерности, вывод правила, формулы.

V этап: Первичное закрепление на стандартных примерах с проговариванием алгоритма вслух. Сначала фронтально, а затем в парах или группах.

VI этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(допущенные ошибки фиксируются и отрабатываются на следующем уроке)

VII этап: Применение новых знаний и доведение их до уровня автоматизированного навыка. Возможность выбора заданий.

VIII этап: Рефлексия, соотношение цели и результатов деятельности: шкала степени достижении цели.

Итог урока

Домашнее задание







Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы деятельности


1. Самоопределение к деятельности.

Личностные: самоопределение.

Познавательные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями)
Организационный момент Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталия Сергеевна. Так вы можете обращаться ко мне если у вас возникнут вопросы в течении урока.

- Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделали 10 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за урок?

Итак, ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока. Девиз нашего урока: (слайд 1)

« С малой удачи начинается большой успех».

- Как вы понимаете данное высказывание?

- Вы с ним согласны?

Не будем терять времени.

Включаются в деловой ритм урока. 40 хороших дел Ответы детей


2.Актуализация опорных знаний.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

Цель:

1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия материала: основное свойство дроби, правильные и неправильные дроби;

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде свойств и определения;

4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний.

Актуализация знаний


- Ребята, посмотрите на слайд, какие дроби вы видите? (слайд 2) - Какие дроби мы называем правильными? - Неправильными? - Правильные и неправильные - Правильные дроби те, у которых числитель больше знаменателя, а неправильные те, у которых

Групповая



- Распределите дроби на две группы - А можете назвать пример дроби, которая будет равна целому числу? - Молодцы. Давайте отгадаем ребус и вспомним какие действия мы умеем производить с дробями . (слайд 3) - Как сложить две дроби с одинаковыми знаменателями? - Как вычесть две дроби с одинаковыми знаменателями? - Давайте немного посчитаем. (слайд 4) - Выполните деление (Заостряю внимание на делении с остатком) (слайд 5) - Как называются компоненты деления с остатком, расскажите на этом примере? (11:2=5 (ост 1)) знаменатель больше или равен числителю. - Да, например . . . - Складывать, сравнивать и вычитать. - 11 делимое, 2 делитель, 5 неполное частное и 1 остаток. - умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

3. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.

Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.


- А как разделить 2 апельсина, между 3 ребятами? (слайд 6) - А что обозначает дробная черта? - Верно. А как нам разделить 5 апельсинов между тремя ребятами? (слайд 7) - Сколько же тогда апельсинов получит каждый ребенок? - А как еще можно? (слайд 8) - Сколько тогда получит каждый ребенок? - 1 целая да еще 2/3 это что за число такое из чего оно состоит? - Получается, что смешали целое и дробь. Как вы думаете с какими числами мы сегодня познакомимся? - Сформулируем тему урока и задачи. - Нужно каждый из апельсинов разделить на 3 части и каждому ребенку дать по одной частичке, каждый ребенок получит по 2/3 апельсина. - Дробная черта обозначает знак деления. - Каждому дать по целому, а потом каждый из 2 апельсинов поделить на 3 части. - По 1 целому и еще по 2/3. - Каждый из 5 апельсинов поделить на 3 части. - по 5/3 апельсина. - Из целого числа и из дроби. - Со смешанными. «Смешанные числа» - научится получать смешанные числа Фронтальная

4. «Открытие» детьми нового знания.



Формируемые УУД:

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для достижения договорённости и согласования общего решения.




« Открытие» детьми нового знания.

- Открываем тетради, записываем число , тему урока «Смешанные числа». (слайд 9) Кто попробует сформулировать что такое смешанные числа? - Сумму чисел 1+ 2/3 принято записывать короче 1 2/3. 1 называют целой частью числа, а число 2/3 дробной частью. - (слайд 10 ) Прочитайте смешанные числа и назовите их целую и дробные части - (слайд 11) Откройте учебник на странице 169 , давайте выполним № 1084. Посмотрите на доску. Представьте числа в виде суммы его целой и дробной частей. - А теперь выполним номер 1085. Запишите в виде смешанного числа сумму. - Смешанными числами. - Смешанными числами называются числа, состоящие из целой и дробной части - Читают смешанные числа - выполняют № 1084 ,1085 в тетрадях, проверяют по презентации


Групповая

- Вернемся к нашей задаче с апельсинами. Так как в обоих случаях каждый ребенок получает одно и то же количество апельсинов, то числа 5/3 и 1 2/3 равны. Посмотрите как записано равенство. А как перейти от записи 5/3 к записи 1 2/3 ? - (слайд 12) Верно. При делении 5 на 3 получаем неполное частное 1 и остаток 2. Неполное частное 1 дает целую часть, а остаток 2 – числитель дробной части, ну а знаменатель равен делителю, т.е. 3. - Нужно разделить 5 на 3



Физминутка


5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

Зафиксировать способ записи неправильной дроби в виде смешанного числа


Коммуникативные УУД:

Умение выражать свои мысли;

Регулятивные УУД:

Овладение алгоритмом представление смешанного числа, смешанного числа в виде неправильной дроби ;




Первичное закрепление с проговарива-

нием.

- Итак алгоритм у Вас перед глазами, давайте попробуем выделить целую часть из следующих дробей. (№ 1086 работаем с первыми 4 дробями). (1 число показывает учитель, затем 2 учащихся решают). - № 1087 в тетради - (слайд 13) Молодцы а сейчас мы решим задачу № 1089, 1090. - 2 учащихся решают, сравнивают с доской - . . .

групповая индивидуальная



6. Самостоятельная работа

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Цель: проверить своё умение применять алгоритм выделения из неправильной дроби целую и дробные части в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки


Самостоятельная работа

Самостоятельная работа выполняется учащимися прямо на карточках. (на работу 3-5 минут) Самостоятельная работа (слайд 14)

Вариант I

  1. Запишите смешанное число, у которого:

а) целая часть 2, а дробная часть 2/3.

  1. Выделите целую часть из неправильной дроби:

а) 9

4

  1. Джон, Джин, Джун в выходной день купили билет и выиграли вместе 50 рублей. Как разделить поровну 50 рублей на 3 друзей.

Вариант II

  1. Запишите смешанное число, у которого:

а) дробная часть 5 , а целая часть 15.

9

  1. Выделите целую часть из неправильной дроби:

а)

3. Джон, Джин, Джун в выходной день купили билет и выиграли вместе 50 рублей. Как разделить поровну 50 рублей на 3 друзей.



индивидуальная

7. Рефлексия деятельности.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм сложения и вычитания дробей;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности: действия со смешанными числами;

4) обсудить и записать домашнее задание.

Формируемые УУД:

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества
Рефлексивно – оценочный этап - Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока? - А что это такое? - Приведите примеры смешанных чисел. - Заполним таблицу (слайд 15) - Как из неправильной дроби выделить целую часть? (слайд 16) - Если вы считаете, что поняли сегодняшнюю тему хорошо, то заштрихуйте в уголке своих самостоятельных работ кружочек, если считаете, что недостаточно хорошо, то заштрихуйте треугольник, если вы считаете, что не поняли тему сегодняшнего урока, то заштрихуйте квадратик. (слайд 17) Сдаем работы. - (слайд 18) Открываем дневники записываем домашнее задание пункт 28 из учебника учить, № 1109. Подобные задания мы решали в классе и работа затруднений не вызовет. Сегодня оценки заработали: . . . Спасибо за урок . (слайд 19) - Смешанные числа. - Числа состоящие из целой и дробной части. - . . . - . . . - Нужно разделить с остатком числитель на знаменатель, неполное частное записать в целую часть, остаток в числитель, а делитель в знаменатель - Умножить целую часть на знаменатель, к полученному произведению прибавить числитель, записать полученную сумму в числитель, а знаменатель дробной части оставить без изменений. Коллективная индивидуальная


Вариант I

1. Запишите смешанное число, у которого:

а) целая часть 2, а дробная часть .

2. Выделите целую часть из неправильной дроби:

а)

3. Джон, Джин, Джун в выходной день купили билет и выиграли вместе 50 рублей. Как разделить поровну 50 рублей на 3 друзей.




Вариант II

1. Запишите смешанное число, у которого:

а) дробная часть , а целая часть 15.

2. Выделите целую часть из неправильной дроби:

а)

3. Джон, Джин, Джун в выходной день купили билет и выиграли вместе 50 рублей. Как разделить поровну 50 рублей на 3 друзей.



Вариант I

1. Запишите смешанное число, у которого:

а) целая часть 2, а дробная часть .

2. Выделите целую часть из неправильной дроби:

а)

3. Джон, Джин, Джун в выходной день купили билет и выиграли вместе 50 рублей. Как разделить поровну 50 рублей на 3 друзей.




Вариант II

1. Запишите смешанное число, у которого:

а) дробная часть , а целая часть 15.

2. Выделите целую часть из неправильной дроби:

а)

3. Джон, Джин, Джун в выходной день купили билет и выиграли вместе 50 рублей. Как разделить поровну 50 рублей на 3 друзей.



Представьте неправильные дроби в виде смешанных чисел:













Представьте неправильные дроби в виде смешанных чисел:












Представьте неправильные дроби в виде смешанных чисел:













Представьте неправильные дроби в виде смешанных чисел:

















Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Девиз урока  «С малой удачи начинается большой успех»

Девиз урока «С малой удачи начинается большой успех»

Распределите дроби в две группы 6 6

Распределите дроби в две группы

6

6

Разгадайте ребус сложение вычитание

Разгадайте ребус

сложение

вычитание

Вычислите = = = =

Вычислите

=

=

=

=

Выполните деление  54:9 0:76 342:1  560:560 42:21  11:2 14:5 25:7  11:2 = 5 (ост 1)

Выполните деление

54:9 0:76 342:1

560:560 42:21

11:2 14:5 25:7

11:2 = 5 (ост 1)

2 : 3 =

2 : 3 =

Смешанные числа сумму  принято записывать короче:    целая часть дробная часть

Смешанные числа

сумму принято записывать короче:

целая часть

дробная часть

Прочитайте смешанные числа и назовите их целую и дробную части

Прочитайте смешанные числа и назовите их целую и дробную части

Работа по учебнику  с. 169 № 1084 (а,б). Представьте число в виде суммы его целой и дробной частей:  с. 169 № 1085. Запишите в виде смешанного  числа сумму: = = = =

Работа по учебнику

с. 169 № 1084 (а,б). Представьте число в виде суммы его целой и дробной частей:

с. 169 № 1085. Запишите в виде смешанного

числа сумму:

=

=

=

=

ЧТОБЫ ИЗ НЕПРАВИЛЬНОЙ ДРОБИ ВЫДЕЛИТЬ ЦЕЛУЮ ЧАСТЬ, надо: разделить с остатком числитель на знаменатель; неполное частное будет целой частью; остаток (если он есть) дает числитель, а делитель – знаменатель дробной части. 3 знаменатель 1  5  3 .  2 целая часть числитель

ЧТОБЫ ИЗ НЕПРАВИЛЬНОЙ ДРОБИ ВЫДЕЛИТЬ ЦЕЛУЮ ЧАСТЬ, надо:

  • разделить с остатком числитель на знаменатель;
  • неполное частное будет целой частью;
  • остаток (если он есть) дает числитель, а делитель – знаменатель дробной части.

3

знаменатель

1

5

3 .

2

целая часть

числитель

Задача № 1090 Турист прошел 25 км за 4 ч. Найдите его скорость.  Решение: 25 : 4 = (км/ч) – скорость туриста Ответ: км/ч

Задача

№ 1090 Турист прошел 25 км за 4 ч. Найдите его скорость.

Решение:

25 : 4 = (км/ч) – скорость туриста

Ответ: км/ч

Самостоятельная работа Проверка I вариант 1. 2. 3. II вариант 1. 2. 3.

Самостоятельная работа

Проверка

I вариант

1. 2. 3.

II вариант

1. 2. 3.

Заполните таблицу Смешанное число Целая часть 3 Дробная часть 3  2 5 8

Заполните таблицу

Смешанное число

Целая часть

3

Дробная часть

3

2

5

8

Выделите целую часть

Выделите целую часть

понял тему хорошо  понял тему недостаточно хорошо  не понял тему

понял тему хорошо

понял тему недостаточно хорошо

не понял тему

Домашнее задание  учебник п. 28 № 1109.

Домашнее задание

учебник п. 28

№ 1109.

Спасибо за урок !

Спасибо за урок !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!