Урок математики в 8 классе.
Тема урока: Квадратный корень из произведения, дроби, степени.
Цель урока: Обобщение знаний по теме «Квадратный корень».
Задачи:
- знать: определение квадратного корня, свойства квадратного корня, свойства степени;
- уметь: находить квадратный корень из произведения, дроби, степени, решать уравнения х2 = а;
- познакомиться с историческими городами Прикамья; воспитывать интерес к истории малой родины, любовь к родному краю, чувство гордости и патриотизма, расширять кругозор о родном крае.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Подтянитесь, распрямитесь,
Удивитесь, улыбнитесь!
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг другу. Садитесь.
II. Вступительное слово учителя.
- Сколько удивительного в мире!
Можно удивляться каждый день.
Если есть компьютер, в Интернете
Можно многое узнать, найти.
Знаем, только семь чудес на свете.
Это мало, вам скажу, друзья!
Есть еще немало на планете,
Если взять, допустим, города!
Перечислить можем города-герои –
Стойкость, мужество, отвагу помним их.
Города есть – «Золотое кольцо» России,
Что находятся рядом от Москвы.
Есть агломераты – города большие,
Есть же маленькие – просто городки.
Есть же исторические, старинные такие,
Вот о них мы с вами и поговорим.
- Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие по «Серебряному кольцу Прикамья». (слайд)
- Чтобы прикоснуться к истинной красоте пермской земли, надо купить билет на рейсовый автобус, что идет от автовокзала, приехать в Белогорский монастырь (слайд) – одну из жемчужин не только Прикамья, но и России. То, что увидишь с высоты Белогорского храма, - словами описать нельзя, да и фото – кинокадры не дадут почувствовать всю глубочайшую духовную красоту, раскинувшуюся перед глазами сказочной панорамой бесконечных прикамских лесов… А источник поистине святой воды, что бьет из-под земли у храма? Не случайно многие пермяки приезжают сюда не по разу за этой чудодейственной водой.
- Но Белогорский монастырь – не единственное примечательное место нашего края. Города и поселения вокруг серебряной артерии Прикамья – красавицы Камы, пожалуй, можно назвать «Серебряным кольцом Прикамья»,
тем более что 17 городов и поселений из этого кольца включены в список исторических населенных мест России. (слайд)
Соликамск (1430)
Чердынь (1535)
Ныроб (1575)
Ильинский (1779)
Кудымкар (1579)
Оса (1591)
Усолье (1606)
Кунгур (1663)
Пермь (1723)
Суксун (1729)
Добрянка (1752)
Пожва (1754)
Очер (1759)
Чермоз (1761)
Лысьва (1785)
Полазна (1797)
Павловский (1819)
- Мы побываем в некоторых из них. Пункт отправления – город Кунгур. Что вы знаете о нем? (слайд)
- Чтобы нам отправиться в путешествие, вспомним тему, которую мы проходим на уроках алгебры. Какова будет тема нашего урока?
III. Сообщение темы и цели урока.
- Тема урока: «Квадратный корень из произведения, дроби, степени».
- Откройте тетради. Запишите число, классная работа, тему урока.
- Какую цель поставим на уроке?
Цель: обобщить знания по теме урока «Квадратный корень».
- Какие задачи будем решать?
Задачи:
- знать: определение квадратного корня, свойства квадратного корня, свойства степени;
- уметь: находить квадратный корень из произведения, дроби, степени, решать уравнения х2 = а;
- познакомиться с историческими городами Прикамья; воспитывать интерес к истории малой родины, любовь к родному краю, чувство гордости и патриотизма, расширять кругозор о родном крае.
- Во время поездки от одного населенного пункта до другого будем решать различные упражнения, а во время остановки знакомиться с достопримечательностями городов.
IV. Повторение пройденного.
- Усаживайтесь поудобнее. Чтобы прибыть в первый город, нужно пройти теоретическую подготовку и выполнить задание.
1. Определение квадратного корня.
2. Свойства степени:
(xm)n = xmn
xm ∙ xn = xm+n
3. Свойства квадратного корня:
,
4. Найти значение выражения:
(
)2,
.
- Первая остановка – город Оханск. (слайд)
- Первый житель Никита Рыбников поселился здесь в 1653 году. Рыболовство особыми сетями – «оханями» и дало название городу. Родина пермского художника А.Н.Зеленина.
V. Работа по теме урока.
1. Вычислить: а) 0,5∙
+
; б) 2 ∙
- 1; в) 2∙(
)2.
(Решают 3 человека у доски).
- Молодцы! Двигаемся дальше. Вторая остановка – город Пермь. (слайд)
2. Найти значение выражения:
Самостоятельно: а)
; б)
; вместе: а)
∙
; б)
∙
.
- Город Пермь (основан по приказу Екатерины II) – центр губернии. Возник на месте Егошихинского завода в 1781 году. Московский тракт (сибирский) – дорога в Сибирь - проходил через Чердынь, потом через Соликамск.
- Все справились с заданием. Следующая остановка – город Усолье. Возникло в 1606 году при солеварнях графов Строгановых. Богато памятниками архитектуры. Родина знаменитого архитектора А.Н.Воронихина. (слайд)
Мне сегодня весело с самого утра.
Напеваю песенку про свои дела.
А дела прекрасные – все мне по плечу:
Правила я выучу, уравнения я сам решу.
3. Решить самостоятельно уравнения:
Х2 = 0,49
Х2 = 10
Взаимопроверка.
- Справились отлично. Следующий населенный пункт – город Соликамск. Богат памятниками истории и архитектуры. (слайд)
4. Упростить выражение: а) х2 ∙
х ≥ 0; б) -5b2 ∙
b ≤ 0.
- Молодцы! Последний населенный пункт – город Чердынь. Троицкий собор (слайд) известен двухсотпудовым колоколом.
(16кг ∙ 200 = 3200 кг = 3т 200кг)
- Задания все выполнили. Возвращаясь обратно в свой город, хочется всех поблагодарить за работу, активное участие, за посильный вклад каждого в науку алгебре.
VI. Итог урока.
- Давайте подведем итог.
- Достигли мы цели урока?
- Выполнили задачи урока?
VII. Домашнее задание.
- Прошу вас оценить свою работу. Кто считает, что на уроке активно, плодотворно работал, сможет решить контрольную работу, тот поднимет 2 руки вверх и повторяет только записи в тетради.
- Кто считает, что не совсем готов к решению контрольной работы, поднимает 1 руку вверх и выполнит дополнительно задание на карточке.
VIII. Выставка книг.
- Вам понравилось путешествие по «Серебряному кольцу Прикамья»?
Советую вам почитать книгу: «Прикамье: странички далеких и близких времен».
Чудес на свете много,
Чего – то ищешь в жизни,
А главное – не видишь,
Хоть рядышком оно.
А главное, наверно, любовь к своей отчизне,
К родителям и к школе, и к дому своему.
Любовь к родному городу,
Любовь к своей истории,
Любовь твоя к учителю и другу твоему.
А если любишь это все,
То все воспринимаешь ты,
То сердцем принимаешь ты –
Достойно ты живешь!
Тогда хранишь историю
И бережешь любимое,
Становишься ответственным -
Творишь вокруг добро!
- Спасибо всем за урок. До свидания!