СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики во 2 классе "Площадь прямоугольника"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики "Площадь прямоугольника" построен на основе деятельностного метода обучения по УМК "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Урок представлен в виде технологической карты.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики во 2 классе "Площадь прямоугольника"»



Технологическая карта урока


Тема: Площадь прямоугольника.

Класс: 2

Предмет: математика.

УМК (авторы): УМК «Начальная школа 21 века», В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва.

Дидактическая цель урока: формирование способности учащихся к новому способу действия: использование формулы для вычисления площади прямоугольника.

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые результаты.

Предметные (знания, умения, представления): Уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь».

 - Уметь вычислять площадь прямоугольника.

Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД):

Регулятивные УУД

 - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

уметь работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

 - Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

 - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, словарь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные (личностные УУД): Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе;

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор;

умение определять своё отношение к познавательной деятельности.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: «длина», «ширина»; «формула нахождения площади»; сформировать умение находить площадь прямоугольника; углубить и расширить представление детей о фигурах; совершенствовать вычислительные навыки.

Развивающая цель: развитие математической речи учащихся; развивать умение решать занимательные задачи; активизация словесно-логического мышления; формирование устойчивости внимания.

Воспитательная цель: воспитания товарищества, взаимопомощи, бережного отношения к природе.

Педагогические технологии: технология системно-деятельностного подхода, игровая технология, здоровьесберегающая технология, технология оценивания учебных успехов учащегося.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (объяснение, опрос); проблемный и частично-поисковый (создание ситуации затруднения); самостоятельная работа учащихся; методы контроля и самоконтроля (письменная работа, опрос, взаимопроверка); метод формирования личностных результатов (рефлексия, воспитывающие ситуации).

Средства обучения: -В.Н. Рудницкая. Математика: Учебник для 2 класса, рабочая тетрадь № 2 для 2 класса.- М.: Вентана-Граф; словари С.И.Ожегова; плакат с геометрическими фигурами; карточки с прямоугольниками.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа, групповая работа.


Этапы урока, занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Познава-тельные

Личностные

Коммуника-тивные

Регулятив-ные

1.Мотивация к учебной деятельности

Все улыбаются весне
В зеленом сарафанчике,
Вдоль по улицам везде
Желтеют одуванчики.

С приходом весны у всех людей всегда хорошее настроение.

Знаете, что произошло сегодня утром?

Я по улице шагала, и улыбки собирала: вот улыбка малыша, до чего же хороша!

Вот улыбка почтальона – гордость нашего посёлка,

Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица,

Вот весёлый смех ребят – для меня он просто клад.

Всем в ответ я улыбалась – получается менялась.

-А у вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь друзьям, пожелайте удачи товарищам.

- Весна – это свет, радость, начало новой жизни. Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить математические знания, узнать новое.

- Проверяют готовность к уроку: наличие рабочей тетради, письменных принадлежностей, линейки.


Понимают значение знаний для человека и принимают его, имеют желание учиться.

Формируют положительную мотивационную основу учебной деятельности

Создают условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками.

Самостоятельно организовывают свое рабочее место. Контроль своих действий.

2.Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в деятельности.

 1.- Что длиннее прямая или отрезок? Почему?

- Фигура, имеющая много углов – это …

- Фигура, у которой 4 угла – это . . .

- Четырехугольник, у которого все углы прямые . . .

- Фигура, у которой все углы прямые и все стороны равны .

- Что мы находим вычисляя сумму длин сторон многоугольника?

- Закончи фразу: противоположные стороны прямоугольника . . . 

2.-Как можно назвать одним словом все предметы, изображенные на рисунке?

- Посмотрите внимательно на плакат с геометрическими фигурами и ответьте на вопрос:

–Какие фигуры лишнии?

- Почему?

- Молодцы! Что мы с вами повторили?

3.Сосчитайте, сколько всего ног у этих лесных жителей?

На берёзовом листочке 3 жука,

А на липовом сидят 3 паука,

В уголке шуршат листвою 2 ежа, а на ветке распевают 2 чижа.

Кто, ребята, сосчитать бы мне помог, Сколько вместе все они имеют ног?

4. Работа в тетради.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Решим задачи. Запишите только выражение.

1) В одной коробке 6 карандашей. Сколько карандашей в 4 таких коробках? 

2) Одна сторона прямоугольника равна 4см, а вторая – 3см. Чему равна площадь прямоугольника?

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.












Равны.















Круг, овал

Остальные многоугольники




Повторяют таблицу умножения.







54 ноги.









6•4

Ребята затрудняются.

Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические-дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу.

Осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.


Слушают и понимают речь других.

Установление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, составление речевого высказывания,  управление собственным поведением.


Определяют успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

3. Выявление причин затруднений и постановка целей деятельности.

- Какое задание вызвало наибольшее затруднение?

- Почему вы не смогли решить эту задачу?

- Что же мы должны узнать на уроке? Какова цель урока?



- Сформулируйте тему урока.

-Как вы понимаете слово площадь? Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например, слово «площадь». Откуда можно узнать значение этого слова? 

Работаем в группах. Каждая группа найдет в словаре С.И.Ожегова значение слова «площадь».





Не знаем, как найти площадь.

Узнать, как вычислять площадь прямоугольника.

Площадь прямоугольника.

Дети самостоятельно указали причину затруднения.

Из словаря.


1. Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.

-Наша самая главная площадь? (Красная площадь в Москве.)

2. Площадь - это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.

Приведите пример. (Жилая площадь. Полезная площадь в доме.)

3. Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например. (Площадь фигуры.)

Перерабатывают полученную информацию: наблюдают и делают самостоятельные выводы.

Вырабатывают умение определять своё отношение к познавательной деятельности. Извлекают новую информацию из источника.

Устанавливают связи между учебной деятельностью и ее мотивом, смыслообразование.

Доносят свою позицию до других: оформляют свою мысль в устной речи.

Слушают и понимают речь других, участвуют в диалоге

Определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Как вы предлагаете решить задачу?

- Как мы находили площадь фигур на прошлых уроках?

- Какую мерку мы выбирали? 

- Можем мы воспользоваться этим способом для решения задачи? 

Работа в парах. (Каждой паре дается карточка: Длины сторон прямоугольника 4 см и 3 см. Чему равна его площадь?)

- На сколько строчек (столбиков) разбит прямоугольник?
- Сколько см2 умещается в каждой из них?
- Как же узнать, сколько всего кв. см помещается в прямоугольнике, т.е. какова площадь этого прямоугольника? 

- Объясните, почему записали такое равенство?





- Каким же действием узнавали площадь прямоугольника?
- Какие числа перемножали? 

- Что выражают эти числа?

 - У вас на партах лежат цветные прямоугольники. Покажите две противоположные стороны прямоугольников (учитель показывает на доске).

Бóльшую сторону называют длиной, меньшую – шириной прямоугольника.

- Сделайте вывод, как же найти площадь прямоугольника? 



- Сравните ваш вывод с правилом в учебнике, с.122. Согласны с нашим выводом авторы учебника?

- Как удобнее узнавать площадь прямоугольника: с помощью мерок или пользуясь правилом? Почему?



Измеряли с помощью мерок.

см2













3•4=12(см2) или 4•3=12(см2)
В каждой строке 4 см2, таких строчек 3, по 4 взять 3 раза – 4•3, получится 12 см2,или

В каждом столбике 3 см2, таких столбиков 4, по 3 взять 4 раза – 3•4, получится 12 см2

Умножением.


3 и 4

Длины сторон.










Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину.




С помощью правила быстрее; если длины сторон выражены в метрах, то не сможем начертить.

Ориентируются в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; находят нужную информацию в учебнике; логические-сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям. Анализ информации, выделение существенных признаком, формулирование вывода

Осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения.

Умеют следовать режиму организации учебной деятельности; корректируют выполнение задания в дальнейшем. Высказывают свою версию.

5 Первичное закрепление во внешней речи

Работа в парах.

- А теперь в группах каждая пара возьмите по цветному прямоугольнику и измерьте стороны, найдите площадь.

Проверка.

- А сейчас мы немного поиграем: 1 группа у нас будут волонтёрами, 2 – строителями, 3- озеленителями.

Каждая группа получает задание на нахождение площади.

1 группа: Приехала как-то семья на пикник – 

В реке поплескаться, пожарить шашлык. 

Лес встретил их щедро, как добрых друзей: 

Малиной попотчевал, пел соловей. 

И как благодарность, на месте стоянки... 

Остались пакеты, бутылки и банки. 

Ох, лесом сейчас быть совсем нелегко. 

Ему бы за вредность давать молоко! 

Задание на карточке: помоги убрать мусор, узнав площадь убираемого участка, если его длина равна 6 м., а ширина 3м.

2группа: строители получили заказ построить теплицу прямоугольной формы, длина которой 7 м., а ширина – 4 м. Узнать площадь теплицы.

3 группа: озеленители получили задание посадить саженцы на участке прямоугольной формы, длина которой 9 м., а ширина 2м. Вычислите площадь данного участка.

Взаимопрверка.

Выполняют задание.

Формируют умение перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе.


совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

слушать и понимать речь других;

учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.


Формируют умение работать по предложенному плану.

6.Физминутка

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
Тысяча цветов вокруг!

Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.




К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. 

Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. 



Ходьба на месте.

Потягивания — руки в стороны.

Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой

Потягивания — руки вверх.


Дети садятся.




Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий


6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Работа в печатной тетради №2 задание 4.

Самостоятельно выполнять типовые задания на новый способ действия.

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за самостоятельной работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения.

Взаимопроверка.

- У кого были ошибки? Какие? Исправьте. Очень хорошо, что вы их увидели. Значит, нам есть над чем работать на следующем уроке.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Чертят прямоугольник.


Осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Организация совместного обсуждения, выдвижение и аргументация собственной точки зрения, соотнесение своей позиции взглядам сверстников, разрешение возможных конфликтов, коррекция своих действий.

Планирование самостоятельной работы, соотнесение полученных результатов учебной деятельности эталону,  контроль и самоконтроль.

7.Включение в систему знаний и повторение

1.Задание 9 в учебнике.

-Решите задачу.

-Что известно, что требуется узнать?

-Запишите условие задачи в таблицу.

-Запишите решение данной задачи разными способами.

2. - Решим задачу. Запишите только выражения.

Стороны одного прямоугольника 12 см и 25 см, а другого – 16 см и 28 см. Площадь какого прямоугольника больше?

- Докажите.


Активно участвуют в анализе и синтезе задачи.

Доказывают правильность решения.

Ученики объясняет своё решение.









Площадь первого прямоугольника 12•25, площадь второго прямоугольника 16•28, площадь второго прямоугольника больше, чем площадь первого прямоугольника, т.к. чем больше множители, тем больше произведение.

Ориентируются ся в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи.

Участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи).

Учатся высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; целеполагание (постановка учебно-познавательной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что неизвестно.


8.Рефлексия, домашнее задание

Информация о домашнем задании (по желанию). Дает инструкцию по домашнему заданию.

1.Творческое задание. Придумать задачу на нахождение площади прямоугольника для своего друга. Или

2.По учебнику №10,11.

- Так как же найти площадь прямоугольника?

Сегодня на уроке

Вы искали и творили,

Знания новые открыли,

Научились их применять,

Теперь задания легко вам выполнять!

- Около нашей школы расположена клумба. Сейчас мы с вами посадим цветочки таким образом. У вас на партах лежат цветы разного цвета. Если вы считаете, что урок для вас был плодотворным и у вас хорошее настроение, то прикрепите цветочек на нашу клумбу голубого цвета, если остались ещё некоторые вопросы не совсем понятные, то – жёлтого цвета, если вам было трудно, то красного.

- Смотрите, какая красивая клумба у нас получилась.

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться как друзья!






Выбирают по возможности домашнее задание.
















Оценивают свою работу


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Организация сотрудничества с учителем, внутренней аргументации  и оценки своей позиции

Осознание важности и значимости полученных знаний,  самооценка, выявление причин успеха или неуспеха учебной деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!