Тема урока: Местоимение как часть речи
1 этап. Целеполагание. Детям раздается текст, который деформирован. Они должны прочитать текст и ответить на вопросы к тексту.
СТРАНИЦЫ ИЗ ДНЕВНИКА
1-й день
Ну дела! Сегодня пришёл домой он и сообщил, что мы едем на две недели отдыхать на озеро Парное. Я, правда, не знаю, что это за озеро такое, но две недели с ним – это круто! Едем мы с ним и его родителями. Интересно, его тоже берут или нет?
3-й день
Ура! Мы на месте. Он, оказывается, уже здесь целый месяц живёт. Что-то он мне не очень обрадовался. Грызёмся за каждую косточку. Друзья называется!
5-й день
Катастрофа! Такого я от него не ожидал. Он не пускает меня спать в палатку. Говорит, что мы должны спать на улице. «Он спит и ты спи…» Интересно, у него шуба вон какая, а я мёрзну, как собака… Ой, то есть… Ну да вы поняли. Несколько раз пытался по-пластунски, незаметно проползти в палатку, но был бит и с позором выкинут. Стыд-то какой, перед соседями неудобно. Эх, ты…
Вопросы к тексту:
- От лица кого ведётся рассказ? (От лица собаки)
- Как вы догадались? (По выражениям грыземся за каждую косточку, шуба вон какая, пытался проползти в палатку, но был бит)
- Как вы думаете, сколько всего персонажей упоминаются в отрывке? (4)
- Как текс был «испорчен»? Что нужно сделать, чтобы его восстановить? (Существительные были заменены на личные местоимения. Заменить личные местоимения именами существительными)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня? (Местоимения)
2-й этап. Основной этап урока. 1 такт. Работа в группах. Детям раздаются учебные тексты из разных учебников о местоимении. Они должны прочитать статью и заполнить таблицу. Необходимо разработать совместно с детьми критерии оценивания работы:
- Полнота представления информации о местоимении.
- Точность формулировки.
- Регламент работы. (Посмотрите сами, что возьмете в качестве критериев)
Карта части речи
Учебник
|
Части речи
|
Как определяет?
|
Значение
|
Постоянные признаки
|
Непостоянные признаки
|
Синтаксическая роль
|
Функция в речи
|
Примеры
|
Граник Г.Г.
|
Место-
имение
|
слова
|
Указывают на предметы, признак, количество, но не называют его
|
Разряды
|
Падеж, число, род (у мест.-прил), падеж (у мест.-сущ., мест., числ.)
|
Не указана
|
Употребляется вместо имени
|
Он, твой, сколько
|
Бабайцева В.В.
|
Место-
имение
|
Знаменательная часть речи
|
Указывает на предмет, признак, количество без их названия
|
Не имеют особых морф. признаков
|
Зависит от того, какую ч.р. они заменяют
|
Зависит от того, какую ч.р. они заменяют
|
Заменяют знаменательные ч.р., устраняют неопр. лексич. повтор
|
Дом стоял темный и молчаливый; огня в нём не было.
|
Львова С.С.
|
Место-
имение
|
Самостоятельная часть речи
|
Указывает на признак, предмет, количество, но не называет их
|
Разряд по значению
|
Род (прил.), число (прил.), падеж (сущ., прил., числ.)
|
Подлежащее, дополнение, определение
|
Избежать неоправданного повтора; экономия речи
|
Я, что, он, это, ты, мы, этот, она, они, весь, то, все, свой, который и др.
|
Разумовская М. М.
|
Местоимение
|
Слово
|
Обозначает лицо, указывает на конкретные предметы, признаки, количество, не называя их конкретно.
|
-
|
-
|
-
|
Заместитель имени существительного, прилагательного или числительного. Делает разнообразной речь, помогая избежать ненужных повторов.
|
Я, ты, вы, мы, он, она, оно, они, его, тот, этот, всякий, столько.
|
Обсудить полученный результат, а также почему по-разному представлена информация у авторов.
2-й этап. Основной этап урока. 2 такт. Работа в группах. Сформулируйте определение местоимения, используя информацию из получившейся сводной таблицы. Критерии те же. Заслушать формулировку определения от каждой группы.
3-й этап. Попробуйте изменить текст, заменяя, где это необходимо, местоимения на существительные так, чтобы текст стал понятен читателю.
4-й этап. Рефлексия. Что было для вас сегодня на уроке новым? Что из данного материала вы знали раньше? Какие трудности были у вас при работе? Смогли ли вы их преодолеть? За счет чего?