Тема урока: Мировой океан и его части.
Цель урока: Формирование представления о Мировом океане, его частях.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- формирование понятий: «мировой океан», «море», «залив», «пролив». Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
– оценивать уровень владения тем или иным учебным действием;
– оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
- сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
- проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности;
– оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;
- осуществлять итоговый контроль деятельности
Познавательные УУД:
- сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
- высказывать предположения;
– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;
– применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
– проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
– анализировать результаты опытов, элементарных исследований;
- сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам– презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
– применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
–формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу.
Коммуникативные УУД:
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;
- находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
– составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
– характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);
– описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка
ЛичностныеУУД:
- индетифицировать себя с мировой культурой;
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность;
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
– применять правила делового сотрудничества;
– выражать положительное отношение к процессу познания:
- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Методы обучения:
- Словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа.
- Наглядные: работа с учебником (текст, иллюстрации, рисунки), презентация.
- Практические: работа с картой.
Формы работы учащихся:
- коллективная во время рассказа учителя;
- групповая при работе: с учебником, картами атласа
- индивидуальная при работе: с картами атласа, при анализе схем и рисунков.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: физическая карта полушарий, карта океанов, атлас для учащихся 6 класса, учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений (автор А.И.Алексеев, В.В.Николаев, - 4-е издание. – М.: Просвещение, 2016, «Полярная звезла»), схема «Мировой круговорот воды», контурные карты, компьютерная презентация по теме урока, проектор.
Ход урока
I. Организационный момент 1 мин.
1) Приветствие, психологический настрой
2) Проверка подготовленности учащихся к уроку. Проверьте всё –ли лежит у вас на столе: учебник, атлас, контурная карта, дневник.
Итак, приступаем к работе.
ІІ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся 10 мин.
беседа
Что такое гидросфера? - https://uchi.ru/teachers/groups/9988778/subjects/9/course_programs/6/cards/216058
Используя схему «Мировой круговорот воды» докажите, что гидросфера единая оболочка
Работа с картой:
1. Какие части гидросферы можно увидеть на физической карте?
2. По карте выясните, равномерно ли распределена вода по суше? В каких районах воды недостаточно.
Письменный опрос – работа с тестовыми заданиями:
1. Гидросфера состоит из:
а) поверхностных вод суши, вод Мирового океана, воды в атмосфере, подземных вод, ледников;
б) вод суши и вод Мирового океана;
в) вод рек, морей, озёр, болот, прудов
2. Воды океанов и морей составляют от всего объема гидросферы:
а) 2,6%;
б) 96,4%;
в) 1, 7%;
3. Малому круговороту воды соответствует характеристика:
а) океан – воздух – океан;
б) океан – воздух – суша – океан.
4. Какой воды на земле больше:
а) солёной
б) пресной
5. Запасы пресных вод на суше постоянно возобновляются благодаря:
а) приливным явлениям
б) выпариванию
в) океаническим течением
г) круговороту воды в природе
По завершении работы производится самоконтроль (ключ и критерии оценок проецируются на экран (Слайд 2).
Ключ: 1-а (поверхностных вод суши, вод Мирового океана, воды в атмосфере, подземных вод, ледников)
2-б (96,4%)
3 –а (океан – воздух – океан)
4 – а (солёной воды)
5 – г (круговороту воды в природе)
Критерии оценок: 5 правильных ответов – «5»;
4 – «4»;
3 - «3»;
1-2 – «2».
ІІІ. Мотивация 1 мин.
Тема урока «Мировой океан и его части» Слайд 1
Цель нашего урока - формирование представления о Мировом океане, его составных частях Слайд 3
Запишите дату и тему урока в тетрадь.
IV. Изучение нового материала 24 мин.
Объяснение учителя. Раскрытие понятия «Мировой океан» Слайд 4.
Название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало ясно, что материки омывает не река, но название «Океан» сохранилось.
Мировой океан – самое большое скопление воды на земной поверхности, основная часть гидросферы. Его водная поверхность, или «акватория» (от греческого слова – вода») занимает около 361 млн км².
Между материками выделяют четыре крупные части – Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океаны. Все они сообщаются между собой. Иногда выделяют Южный океан вокруг Антарктиды.
Работа с текстом учебника, картой.
1.Задание «Используя текст учебника, карты атласа составить характеристику океана по плану».
Описание Тихого океана учащиеся делают с учителем, а три оставшиеся океана по рядам (группам). Учащиеся оформляют ответы в виде таблицы
План | Тихий океан | Атлантический | Индийский | Северный Ледовитый |
1 Какое место занимает по площади? | Первое 178,6 млн км ² | Второе 91,6 млн км ² | Третье 76,2 млн км ² | Четвертое 14,7 млн км ² |
2 С какими другими океанами связан | С Атлантическим, Индийским, Северным Ледовитым | Тихим, Индийским, Северным Ледовитым | С Тихим, Атлантическим | С Тихим, Атлантическим |
3 Какие материки омывает | Евразию, Австралию, Антарктиду, Южную Америку, Северную Америку | Евразию, Африку, Северную, Южную Америку, Антарктиду | Евразию, Австралию, Антарктиду, Африку | Северную Америку, Евразию |
4 Максимальная глубина | 11022м | 8742м | 7729м | 5527м |
Проверка выполнения работы
проходит у доски с использованием Слайда 5 , настенной карты. (Один ученик от группы дает характеристику океана) Практическая работа «Нанесение объектов гидрографии на контурную карту»
Задание1. Нанесите на контурную карту названия океанов.
Учащиеся выполняют задания в контурной карте.
Загадка .
Учитель: О какой части Мирового океана говорится в загадке
Обманывать не стану,
- Я меньше океана,
Но я большое, всё же,
На океан похоже.
Могу спокойным быть,
Могу и заштормить.
Есть у меня всегда
Солёная вода (Море)
Работа с учебником
Найти и зачитать в учебнике определение понятия «Море»
Учащиеся зачитывают определение понятия : «Море - часть океана, отделённая от него островами или полуостровами или подводными поднятиями дна, отличающиеся от океана свойствами воды, обитателями». Всего насчитывается 54 моря .
Рассказ учителя. Слайд 6.
Моря: по местоположению
Внутренние Окраинные незначительно
глубоко вдаются в сушу вдаются в сушу
Практическая работа (продолжение)
Задание 2. Нанесите на контурную карту:
А) названия внутренних и окраинных морей
Средиземное Охотское
Черное Японское
Азовское Баренцево
Балтийское Карибское
Карское
Чукотское
Б) названия самых крупных морей :
- Филиппинское море
- Аравийское море
- Коралловое море
Работа по карте . Найдите на карте «Цветные моря». Учащиеся называют и показывают по карте моря (устно):
- Черное море
- Белое море
- Желтое море
- Красное море.
Вопрос учителя. Ребята, как вы думаете, бывает море без берегов?
Рассказ. Существует в Атлантическом океане Саргассово море, его называют «море без берегов», границы его образуют океанические течения. Название – от скоплений плавающих на его поверхности саргассовых водорослей
(бурого цвета)
Объяснение учителя.
Описание географического положения моря по плану. Слайд 7
Работа по карте: Опишите географическое положение морей(устно)
1я группа: Черного моря
2я группа: Средиземное море
3я группа: Карибское море
Проверка выполнения работы проходит у доски по карте океанов (Один ученик от группы характеризует географическое положение моря)
Объяснение учителя понятия «заливы» Слайды 8,9
Заливы - это части морей или океанов, вдающаяся в сушу. Самые большие:
• Гвинейский
• Бенгальский
• Бискайский
• Мексиканский
• Персидский
• Гудзонов
Практическая работа (продолжение)
Задание 3. Нанесите на контурную карту эти заливы.
Определите, частью каких океанов они являются (Устно).
9. Работа с учебником.
Найдите и прочитайте в тексте учебника понятие «проливы».
Учащиеся зачитывают определение понятия.
«Проливы - узкие вытянутые участки водной поверхности, соединяющие две акватории и разделяющие участки суши».
10. Практическая работа. Работа с картой.
Задание 4:
• Найдите на карте атласа и нанесите на контурную карту проливы :
- Дрейка самый широкий, его ширина 1120 км;
- Мозамбикский - самый длинный пролив, его длина 1760 км;
- Гибралтарский - самый узкий;
- Татарский – самый длинный в России.
• Определите, какие части суши они разделяют, какие части Мирового океана соединяют (устно)
Выполнение проверятся с использованием Слайда 10
V. Закрепление изученного материала
Работа с сайтом учи.ру
https://uchi.ru/teachers/groups/9988778/subjects/9/course_programs/6/cards/232681
На экране демонстрируются географические объекты Слайд 11.
Задание: Найдите их на карте и назовите какая это часть Мирового океана
Тихий
Атлантический океаны
Индийский
Северный Ледовитый
Черное
Средиземное
Филиппинское моря
Беренгово
Балтийское
Мексиканский
Гвинейский
Бискайский заливы
Бенгальский
Персидский
Гибралтарский
Дрейка
Мозамбикский
VI. Обобщение. Рефлексия 2 мин.
Итак, мы изучили тему «Мировой океан и его части» Слайд 12.
• Что на уроке вам показалось наиболее интересным?
• Какую информацию вы впервые узнали на уроке?
• Какие новые термины вы изучили сегодня?
VII. Итог урока. Учитель выставляет оценки учащимся 1 мин.
VIII. Домашнее задание 1 мин.
- читать §29, выполнить задание 4 на с.99 (письменно)
Работа с сайтом учи.ру
https://uchi.ru/teachers/groups/9988778/subjects/9/course_programs/6/cards/232682