СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Многобразие земноводных, их значение и охрана"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучение нового материала.  Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Умения определять понятия, делать аналоги, классифицировать строить , логически рассуждать, делать выводы.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Многобразие земноводных, их значение и охрана"»

Тема: "Многообразие земноводных их значение и охрана»

Тема урока: «Многообразие земноводных их значение и охрана»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

  1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Познавательные: 

  1. Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.

  2. Умение создавать и применять модели и схемы для решения учебных задач.

Методы обучения: частично – поисковый. 
Оборудование:  презентация урока «Многообразие земноводных их значение и охрана», флеш-анимации, , приложения с дополнительным материалом, поисковые листы, цветные карандаши, чёрный ящик с ластами комуфляжной тканью, карта путешествия по болоту,

Эпиграф к уроку на доске:  «Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны». (Марк Твен)

Ход урока:
  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.

Здравствуйте те, кто весел сегодня ! Здравствуйте те, кто грустит!

Здравствуйте те, кто общается с радостью! Здравствуйте те , кто молчит!

Я очень рада встречи с вами! Давайте улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем удачи! У меня в руках поисковый лист и у каждого из вас есть такой – же . С ними вы будете работать на сегодняшнем уроке .Обратите внимание на нём в углу изображён символ «Сосуд знаний». Заполните свои сосуды ровно настолько, сколько знаний вы принесли с собой на урок, а с помощью цветных карандашей покажите своё настроение .

Хорошо. Я увидела ваше настроение , да и знаний у вас достаточно поэтому желаю вам собранности и отличной работоспособности! Отложите свои поисковые листы в сторону.

– Ребята, обратите внимания на слова Марка Твена. «Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны».

Что  они означают? – На сегодняшнем уроке мы с вами еще больше узнаем об этом.  

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Мы продолжим путешествие в загадочный мир земноводных.

Тема урока: Многообразие земноводных, их значение и охрана (Запишите тему в свои поисковые листы ) слайд№1.

Чтобы успешно справится с темой урока, нам с вами необходимо выполнить следующие задачи (слайд№2)

Учитель: (слайд№3) А сейчас внимательно послушайте песенку водяного.

«…. Пиявки и лягушки, фу какая гадость!»

А каково ваше отношение к лягушкам?( Учитель на каждый стол ставит сосуды в которых находится лягушка, а также скелет лягушки) Давайте перечислим ассоциации которые возникают у нас при соприкосновении с этими животными:( ответы учащихся: скользкие, холодные , противные ,страшные, мерзкие ,из-за них бывают бородавки.)

Учитель: У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и дети, и взрослые. Давайте сегодня на уроке возьмем на себя задачу оправдать или подтвердить негативное отношение к земноводным. Работа это непростая. Нам предстоит тяжелое путешествие по болоту. И каждое задание это новый этап. Вот перед вами карта, используйте ее в своем путешествии. От того насколько правильно вы





ответите на вопросы каждого этапа вы подойдете к заветной цели. Готовы? Удачи вам!



Учитель: Для путешествия мы разделены на группы. Каждая группа снабжена для работы ноутбуками, поисковыми листами, учебниками, приложением №1, №2 с дополнительным материалом, иллюстрациями. Посмотрим, какая группа будет работать более продуктивно.

Учитель: Итак, первая наша станция «Объясни»

Обсуждение ответов.

1.Ухватила мушку
Зеленая лягушка,
Но забила пища рот –
Ни назад и ни вперед.
Тут лягушкины глаза
Провалились в полость рта,
Протолкнули сей обед.
Правда это или нет?

(совещание в группах , кто быстрее ответит) (Ответ: (Мы считаем, что это правда. Язык лягушки не может проталкивать пищу. Эту функцию выполняют глаза.  Время от времени они исчезают с физиономии лягушки , втягиваются внутрь головы и проталкивают в пищевод очередную порцию еды). Мы согласны, у лягушки действительно глазные яблоки опускаются и проталкивают пищу к глотке, при проглатывании пищи лягушка закрывает глаза.)

2.Внимание на экран …Видеофрагмент из мульфильма «Лягушка – путешественница» слайд №6



Учитель: Такая неприятная сырая погода. Почему лягушка восхищается такой погодой? (Ответы: лягушка дышит легкими, но большая часть её дыхания осуществляется через влажную кожу, поэтому сырая погода очень важно для лучшего дыхания лягушки)

Учитель: На эту тему нам подготовил сообщение Мовчан Данил

Сообщение №1

Ни одна амфибия не пьет воду – все они всасывают ee через кожу. Вот почему этим животным необходимы близость воды или сырость. Лягушки, удаленные от воды, быстро худеют, делаются вялыми и вскоре совсем погибают. Если к таким изнуренным лягушкам положить мокрую тряпку, то они начинают прижиматься к ней своим телом и быстро оправляются. Сколько же воды всасывают лягушки через кожу?

Для ответа на этот вопрос ученый Томпсона провел следующий опыт. Он взял обсохшую древесную лягушку и взвесил. Ее масса составила 95 г. Затем обернул лягушку мокрой тряпкой. Через час она весила уже 152 г.

Через кожу амфибия и всасывает, и выделяет воду, а также дышит. В закрытой жестяной коробке во влажной атмосфере лягушка может прожить до 40 дней.

Следующая станция «Практическая»

Учитель: Сейчас вы будете работать в группах с ноутбуками и флеш-анимациями.

Итак, задание: Нам необходимо препарировать лягушку. Открываем флеш-анимацию «Внутреннее строение лягушки» и приготовьте тестовый режим (слайд№8 ) на работу выделяется 2 минуты потом сравним ваши результаты с правильными ответами на экране

Следующая станция «Музыкальная»

Учитель: А сейчас прослушайте детскую песенку «В траве сидел кузнечик». Какие ошибки допустил автор с биологической точки зрения?

1. Кузнечик сидел, а лягушка не питается не движущимися насекомыми.

  1. Лягушка не может ходить, она передвигается прыжками.)

Учитель:

Ну вот ребята, наша небольшая разминка закончена.

Сейчас перейдем к следующему этапу нашего урока.

На карте этот этап называется "Новые сведения".

И много трудного, и необычного он нам подготовил. В этом вы скоро сами убедитесь. Мы познакомимся с многообразием земноводных. А я вам желаю видеть новое в обыденном!



Изучение нового материала.

Проблема:

Учитель: Ребята, давайте поработаем с флеш-анимацией «Амфибия или рептилия?»

поможем юному натуралисту разделить животных. (работаем 1-2 минуты). Я вижу это задание вызывает у вас трудности .

Учитель: Какие трудности вы испытываете?

Учитель: Итак ребята, к этому вопросу мы обязательно вернемся, но для этого мы должны изучить многообразие Класса Земноводные .

Учитель: Внимание! Проблемный вопрос.(слайд . Перед вами различные представители класса земноводных. Чем они отличаются друг от друга.

(Выслушиваем ответы ребят). Действительно, у одних есть хвост, в у других его нет. У одних ноги одинаковые, а у других их совсем нет. У третьих конечности разной длины). Правильно!

Сейчас вы назвали признаки трех отрядов класса земноводные.

Учитель: Итак, давайте составим схему классификации земноводных.

Учитель: Почему слово "земноводные" выделено разными цветами? Какая среда для них предпочтительна?

(ответы детей : земноводные нуждаются в двух средах: наземной и водной.)

Учитель: А сейчас поработайте с текстом параграфа 43 в ваших учебниках . И через одну минуту каждая группа должна быть готова дать краткую характеристику своему отряду. ( 1 - Бесхвостые, 2 - Безногие, 3 – Хвостатые )



Учитель: Давайте послушаем , что у нас получилось. Решите , кто будет выступать от каждой группы?

Ребята, а все не просто слушают, но и заполняют таблицу № 2 в поисковых листах.

Учитель: А сейчас вам предстоит из предложенных на иллюстрации животных выбрать представителей своего отряда .По завершении работы каждая группа перечисляет представителей своего отряда. И записывают в поисковые листы.

Учитель: А теперь физминутка! Слайд Давайте отдохнём под забавную и знакомую вам музыку. У вас есть возможность вспомнить и повторить некоторые повадки земноводных.

Молодцы! Я вижу заряд положительных эмоций.

Учитель: Ребята, давайте поработаем с приложением №1 которое находится на ваших столах. Изучите материал и будьте готовы зачитать данные которые вас поразили. (учащиеся зачитывают 2-3 интересных факта .

Учитель: Как видите ребята многообразен и интересен мир земноводных, а я для вас еще нашла интересных особей давайте знакомится. (идет работа по слайдам № )

Учитель: А теперь давайте станем настоящими знатоками и как в игре Что? Где? Когда? ----- черный ящик ( звучит музыка, сделать негромко). Учитель читает.

  1. В черном ящике Предмет, который используют для подводного плавания. В основу его конструкции были положены особенности строения задних конечностей лягушки. Кто впервые сконструировал это приспособление?

(Ножные ласты. Луи де Корле в 1929 г.)

2.Этот объект человек придумал когда подсмотрел окраску лягушки.

(комуфляжная ткань).

3. Этот прибор ученые сконструировали благодаря особенностям лягушачьего глаза

(ретинатрон, различающая контур движущихся объектов. Ретинатроны вместе с радиолокаторами используются на аэродромах для обеспечения безопасности полетов самолетов.)

Учитель: Очень сложный вопрос. Но не думайте, что вы проиграли. Вы победили

Потому что познакомились с новым словом из области бионики.

Учитель: Ребята оказывается земноводные приносят огромную пользу!

Может быть кто-то из вас знает чем ещё могут быть полезны земноводные?

1.Регуляторы численности беспозвоночных животных.

2.Объект питания позвоночных.

3.Уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства и переносчиков возбудителей заболеваний человека и животных.

4.Объект для научных исследований.

Индикаторы чистоты окружающей среды.

5.Пища для человека в некоторых странах.

После этого учащиеся записывают в тетрадь значение земноводных.


Учитель: За их огромный вклад для развития науки благодарное человечество открыло памятники лягушке. (слайд№ ) беседа.

Учитель: А вот в некоторых странах зная огромную пользу земноводных создали даже специальный дорожный знак. "Осторожно лягушка!" (слайд№ )

Ребята! Мы с вами очень многое можем сделать для того, чтобы сохранить и приумножить окружающую нас природу. Очень важно бережно к ней относиться и знать правила поведения на природе. Мы с ребятами подготовили для вас памятки, дома обязательно прочитайте их от начала до конца, потому что последний пункт в них касается именно земноводных.

А теперь мы завершаем путешествие по болоту и последняя станция "Логическая" одна из самых трудных! Будьте внимательны!

Закрепление.

1 У вас на столах конверты, в них находятся сведения ,распределите их по отрядам земноводных. Отряды представлены на доске, посоветовавшись в группе заполните их необходимой информацией.

  1. Возвращение к флеш-анимации слайд№13

Вывод по уроку.

Учитель: Ну вот ребята и подходит к концу наше путешествие.

– О чем говорили сегодня на уроке? (Ученики перечисляют). Да, ребята, мы сегодня многое узнали о земноводных.

Но давайте вернёмся к словам М. Твена: на что же способна лягушка?
– плавать;
– прыгать;
– летать (японская веслоногая);
– жить без легкого (безлегочные саламандры и тритоны);
– уничтожать насекомых слизней: лягушек, ящериц, змей (жаба-ага и лягушка бык);
– лечить (яд из кожной слизи тропических лягушек).

Рефлексия.

Какие эмоции вызывают у вас лягушки, жабы да и все земноводные? (Выслушиваются аргументированные мнения ребят).Если у вас изменилось отношение к земноводным и вы испытываете добрые чувства к ним то подарите пожалуйста нашей лягушке капельку дождя ведь она его так любит!!! ( Ребята приклеивают по желанию голубые капельки на аквариум с лягушкой)

Учитель : Ребята, давайте с вами выполним ещё одно упражнение , оно называется « КОМПЛИМЕНТ». Подумайте и скажите комплимент тому товарищу , который на ваш взгляд бы вы хотели за что – то похвалить : может быть за быстрые ответы , за активное участие на уроке , за интересные сообщения , за поведение на уроке и т.д. (учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.)

Учитель. Молодцы, ребята, вы смогли оценить друг друга а теперь оцените себя!

Заполните пожалуйста анкету! ( Самоанализ)

Анкета

  1. На уроке я работал активно/пассивно

  2. Своей работой на уроке я доволен/недоволен

  3. Урок для меня оказался коротким/длинным

  4. За урок я не устал/устал

  5. Мое настроение стало лучше/стало хуже

  6. Материал урока мне был понятен/не понятен

  7. Домашнее задание мне кажется интересно/не интерено

Дом. задание

Учитель: Ребята, поверьте сегодня мы получили лишь маленькую часть знаний о земноводных. Вам дома предстоит изучить п.42 и в зависимости от ваших склонностей и желаний приготовьте на выбор:

  • Биологическую сказку о Земноводных.

  • Кроссворд по теме «Многообразие Земноводных».

  • Интересные сообщения о лягушках.

  • Рисунки с изображением Амфибий.

  • . Очень много о лягушках поверий и легенд вы тоже поработайте в этом направлении.