СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Многообразие и значение земноводных"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  "Многообразие и значение земноводных" для 7 класса.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Многообразие и значение земноводных"»

Урок «Многообразие и значение земноводных»

Цель урока. Показать многообразие современных земноводных, углубить и расширить знания о классе; на различных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение земноводных в природе, жизни человека и необходимость их охраны.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с многообразием, значением земноводных и необходимостью их охраны.

  • Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с особенностями отрядов земноводных, их приспособленности к среде обитания

Развивающие:

  • организовать деятельность учащихся по развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков: работать с текстом, критически анализировать информацию, способность её систематизировать, оценивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;

  • продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять тезисы, пользоваться предметным языком.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к животным - “Защита незаслуженно гонимых амфибий”

  • На конкретных примерах показать, что в природе нет животных вредных или полезных, каждый вид занимает определённое место в сообществе живых организмов, всё в природе взаимосвязано, каждый вид имеет ценность

  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха

Тип урока: комбинированный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично – поисковый, рефлексивный, проблемный.

Оборудование:

  • презентация, видеоурок по теме, компьютер, мультимедийный проектор, дидактический материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

Эпиграф урока.

Земноводные – животные скромные, даже невзрачные. Где им до каких-нибудь диковинных насекомых и птиц! Но и в их жизни, если в неё вглядеться, можно найти немало любопытного.



1.Сейчас каждый из вас может определить уровень своих знаний. Учащимся предлагается тест. Определите правильные суждения (если согласны, ставьте - (+), если нет - (-) )



Суждения (вопросы)

Знак

1.

Лягушки не могут жить без воды

Да

2.

Лягушки никогда не пьют воду

Да

3.

Лягушки и жабы дышат только легкими

Нет

4.

Питаются лягушки только водорослями

Нет

5.

Весной лягушки возвращаются в пруд,

где они родились

Да

6.

Из оплодотворённой икринки сразу

развивается лягушонок

Нет

7.

Лягушек надо уничтожать, так как они приносят вред

Нет

8.

Для учёных обыкновенная лягушка не представляет никакого интереса

Нет

9.

Земноводные произошли от рыбообразных предков

Да

10.

Головастик- это личинка земноводных

Да

11.

Жабы- это вредители садов и огородов

Нет

12.

Лягушки занимают две среды обитания - воду и сушу

Да

13.

От прикосновения к жабе появляются бородавки

Нет

14.

Все земноводные – хищники

Да



  1. Изучение нового материала.

Проблема      У многих людей земноводные не вызывают приятных эмоций, а некоторые относятся к ним с брезгливостью. - «Как вы думаете , за что же люди не любят лягушек, жаб и им подобных?»

Противоречие .Земноводные с одной стороны неприятные животные, а с другой стороны - необычные . В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.

Необычность этих животных состоит уже в том, как к ним относятся люди. У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и взрослые, и дети. Вот послушайте два высказывания о них:,

«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб». (Альфред Брем)

Лягушкам только образование не хватает, а так они на всё способны”, - заметил как-то в шутку Марк Твен.

И сегодня мы сможем убедиться, что они наши настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту. Мы берем на себя задачу защищать земноводных. А что нам необходимо знать, чтобы это сделать? Да, сделать это можно в том случае, если мы изучим их многообразие, роль в природе и жизни человека. Тема нашего урока «Многоообразие и значение земноводных». Давайте сформулируем задачи нашего урока.



  1. Многообразие земноводных

а) Класс земноводные насчитывает около 2400 видов животных. Земноводные, или амфибии, широко распространены по всему Земному шару. Не встречаются они только в Антарктиде и  высокогорных районах. Сегодня мы с вами познакомимся с наиболее яркими и интересными представителями класса амфибий

Они объединены в 3 отряда: Хвостатые, Бесхвостые и Безногие.

1стадия. Вызов.

А теперь давайте попытаемся ответить на вопросы:

1. Кто такие червяги? Где они обитают?

2. Почему червяги “насиживают” свои яйца?

3. Кто такие жерлянки? Почему хищники не трогают жерлянок?

4. Как квакши передвигаются по ветвям и листьям деревьев?

5. Какой образ жизни ведут тритоны?

6. Зачем тритонам большой кожистый гребень вдоль спины и хвоста?

7. Что такое неотения?

Сейчас мы с вами не можем ответить на все эти вопросы. Как вы думаете почему? Правильно, нам не хватает информации.

Чтобы ответить на все эти вопросы, обратимся к тексту параграфа и дополнительным текстам, которые лежат у вас на столах.

2 стадия.Осмысление .

  • Учащиеся работают в парах. Каждая группа работает с определенным текстом параграфа и дополнительными текстами (Приложение 1) – 10 мин.

1 группа: Отряд Хвостатые

2 группа: Отряд Безногие

3 группа: Отряд Бесхвостые

План характеристики отряда.

  1. Образ жизни.

  2. Строение.

  3. Распространение

  4. Представители, их характеристика.

  • В процессе работы составляют таблицу


«Сравнительная характеристика отрядов земноводных»

Название отряда

Характерные признаки

Представители

Бесхвостые

Имеют прыгательные задние ноги, лишены хвоста во взрослом состоянии

Квакши, жабы, жерлянки, лягушки

Хвостатые

Тело удлинённое, хвост сохраняется в течение всей жизни, передние и задние конечности примерно одинаковой длины

Тритоны, саламандры, амбистомы, протей.

Безногие

Тело длинное, червеобразное, ноги и глаза редуцированы

Африканская и кольчатая червяги



  • «Презентация” каждой группы у доски.

Остальные учащиеся могут дополнять ответ “эксперта”.

  • Просмотр фрагментов видеоурока по каждому отряду.

Какие новые факты вы узнали из фрагмента?

  1. Значение земноводных в природе и жизни человека

А можно предположить, что произойдет не Земле, если количество амфибий уменьшится. Для этого вспомним, какую роль они выполняют в природных сообществах, какое значение имеют в природе и жизни человека.

Биологический метод борьбы с вредителями сельского хозяйства.

В конце 80-х годов одно из государств юго-восточной Азии – Бангладеш весьма успешно зарабатывало валюту, экспортируя лягушачьи ножки. Общий объем прибыли достигал 10 млн. долларов в год. Однако вскоре этому государству пришлось потратить значительно большие суммы на «смягчение» весьма неблагоприятных экологических последствий подобного бизнеса. Как вы полагаете, почему? (История весьма незамысловата: из-за того, что численность лягушек сократилась, мухи и комары (среди последних был и переносчик малярии) размножились до такой степени, что для борьбы с ними пришлось закупить инсектициды и истратить гораздо больше валюты).

  1. Амфибии уничтожают вредителей растений. Они питаются разнообразными организмами (насекомыми, личинками, слизнями, червями и т.д.)

  2. Амфибии служат пищей для многих животных (рептилий, птиц, млекопитающих, рыб) и человеку.

  3. Слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества. Это используют охотники, медики, домохозяйки.

Во многих селах Украины и России был обычай летом для предохранения молока от скисания опускать в него лягушек. Что вы думаете по этому поводу?

(Молоко, с плавающими в нем лягушками не скисает потому, что слизь кожных желез лягушки содержит бактерицидные (убивающие бактерии) и бактериостатические (прекращающие их размножение) вещества. Они мешают развиваться молочнокислым бактериям, от которых зависит скисание молока.

Зачем ставят памятники лягушкам?

  1. Служат объектом для науки

- Осенью их отлавливают и содержат в ваннах при пониженной температуре. В состоянии оцепенения лягушки не нуждаются в пище, и для опытов всегда есть живой материал

- Первый памятник лягушке был поставлен в Сорбонне – всемирно известном Парижском университете. Еще один памятник лягушке был сооружен в Токио на средства, собранные студентами-медиками.

5) в некоторых странах земноводных употребляют в пищу;

6)Многих представителей земноводных держат в аквариумах и террариумах – для красоты

7)Служат индикаторами чистоты водоемов.

8)Бионика (принцип работы лягушачьего глаза используется при создании радиолокационных устройств (способны видеть только движущиеся предметы) прибор ретинатрон.

Вывод: амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они – часть сложной системы с названием "Природа", а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.

  1. Охрана земноводных

Все ли земноводные чувствуют себя хорошо и уютно на земле? Что влияет на сокращение их численности в природе? Что может предпринять человек, чтобы сохранить их на нашей планете? Давайте постараемся ответить на эти вопросы.

7. Земноводные Курской области, Красной книги России.

Рассказ учителя с использованием фрагментов слайда и демонстрация самой Красной книги . Среди земноводных в лесах обитают: лягушка остромордая и травяная, чесночница, жаба зелёная . В списки редких и исчезающих видов отнесены Жерлянка краснобрюхая . Жаба серая, или обыкновенная . Лягушка травяная. Лягушка съедобная

Много амфибий занесено в Красную книгу России: кавказская крестовка, камышовая жаба, сирийская чесночница, семиреченский тритон, или лягушкозуб, карпатский, альпийский, уссурийский, малоазиатский тритоны, кавказская саламандра.

Закончить эту часть урока мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:

Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!

  1. Закрепление изученного материала.

Вернемся к вопросам, на которые мы не смогли ответить вначале урока. Сможете вы теперь дать на них правильные ответы?

1. Кто такие червяги? Где они обитают?

2. Почему червяги “насиживают” свои яйца?

3. Кто такие жерлянки? Почему хищники не трогают жерлянок?

4. Как квакши передвигаются по ветвям и листьям деревьев?

5. Какой образ жизни ведут тритоны?

6. Зачем тритонам большой кожистый гребень вдоль спины и хвоста?

7. Что такое неотения?

Задание 2. Подумай и ответь. «Как и Почему» (при наличии времени)

Как по внешнему виду отличить жабу от лягушки?

Действительно ли опасен яд жабы для человека?

Почему жаба вымётывает большое количество икринок?

Почему лягушка получила такое название?

Почему говорят, что у лягушек язык “шиворот – навыворот”?

Почему краснобрюхая жерлянка демонстрирует свое яркое брюшко в случае опасности?

Насекомые никогда не кусают лягушек, хотя кожа у них голая. Почему?

Как вы думаете, вырастут ли бородавки, если подержать в руках жабу?

Почему, в деревнях, где нет холодильника, в бидоны с молоком сажают лягушку?

V.Рефлексия.

Закончите предложения:

  • Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)...

  • “Я думаю, что...” (Над чем вы задумались?)

  • Для меня этот учебный материал важен потому что...

  • Моё отношение к лягушкам изменилось (почему?)



VI. Домашнее задание.

Изучить п. 39, вопросы, подготовить сообщение о необыкновенных способностях земноводных и их поведении.

Приложение 1

Отряд Бесхвостые

  • Наиболее высокоразвитый отряд современных земноводных – бесхвостые. Эти животные имеют короткое широкое тело и две пары сильных конечностей, хорошо приспособленных к прыганию. Плавают бесхвостые при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу. Хвост исчезает после метаморфоза. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см.

  • Кожа гладкая или бугорчатая.

  • На передних конечностях по 4, на задних по 5 пальцев, которые соединены у большинства видов перепонкой.

  • В отличие от тритонов и саламандр, многие бесхвостые амфибии способны к голосовым реакциям ("песням"), особенно в брачный период. В отличие от хвостатых амфибий, у части видов бесхвостых амфибий отмечен так называемый "брачный пост", т.е. в период размножения животные не питаются.

Бесхвостые амфибии имеют наиболее широкое распространение по сравнению с двумя другими отрядами современных амфибий. Они заселяют практически все районы земного шара, кроме полярных; отсутствуют на многих океанических островах. В горах встречаются на высоте более 5000 м над уровнем моря (в Гималаях и Андах), на территории бывшего СССР на высоте около 4000 м. Недавно новый вид зеленых жаб был обнаружен на высоте 5238 м у подножья ледника в горной системе Каракорум (Пакистан). Вероятно, это самая высокая находка амфибий в мире.

  • В настоящее время в мире известно более 4000 видов, объединенных в 334 рода и 25 семейств.

  • Серая жаба – крупное, до 20 см в длину. Зеленая жаба поменьше – до 14 см. Обе жабы большую часть времени проводят на суше. Их можно встретить на лугу, в поле, в огороде, в лесу. Весной они ненадолго переселяются в водоемы, чтобы отложить икру. Жабы сумеречные и ночные животные. В это время они кормятся, а днем зарываются в рыхлую почву или прячутся под камнями и в других укрытиях. В этих же местах жабы зимуют, впадая в спячку. Серая частенько забирается в погреба и подвалы

Из лягушек особенно распространены у нас прудовая, озерная, травяная и остромордая. Прудовая и озерная - лягушки зеленые. Свою жизнь они проводят в воде или возле нее. Зеленая окраска помогает им оставаться незаметными. Прудовая лягушка вырастает в длину до 8 см., озерная – до 15.

  • Травяная и остромордая – лягушки бурые. Большую часть времени они проводят на суше, где бурая окраска (под цвет сухих листьев, палочек и травинок) оказывает им хорошую услугу. Размножаются в воде, а травяная там еще и зимует. Остромордые лягушки зимуют в норах грызунов, в каких-нибудь ямах, трещинах, в кучах опавшей листвы. Травяные лягушки бывают до 10 см, а остромордые помельче, но они похожи. Чтобы отличить их, надо помнить: у остромордой брюшко белое, у травяной пятнистое. У остромордой заостренная мордочка и во время размножения самцы этой лягушки приобретают удивительный голубой цвет.

Как отличить лягушку от жабы.

  • Кожа. У лягушек гладкая, влажная и очень нежная кожа. У жаб бугристая, более сухая и грубая. Кожные выделения лягушек почти неядовиты. А у жаб они ядовиты для животных, неприятно пахнут. Свой яд жаба выделяет только тогда, когда хищник ее хватает, многие хищники тут же отбрасывают опасную добычу. А человеку жабий яд может повредить только в том случае, если попадет в рот или в глаза.

  • Ноги. Лягушки гораздо проворнее жаб. Они ловко прыгают, отталкиваясь длинными задними ногами. У жаб ноги короткие, поэтому они медлительные.

  • Зубы. Зубов у жаб нет, а у лягушки они имеются, правда только на верхней челюсти и очень мелкие

  • Язык. Язык у жаб короче

  • Икра. Кладки лягушачьей икры имеют вид комков, а икра жаб спрятана внутри слизистых шнуров

Древесные лягушки – квакши живут на юге России. Квакши обитают на деревьях, кустах. На концах пальцев у квакши есть присоски, они и помогают квакше удерживаться, молниеносно и точно прыгать по ветвям и листьям. Эти присоски принесли квакше дурную славу. Некоторые люди считают, что квакша прыгает на человека, присасывается к коже и пьет человеческую кровь. Но на человека они никогда не прыгают, а питаются насекомыми и их личинками, особенно много поедают комаров и мух. Весной они откладывают икру в водоемах и снова уходят на деревья. Из икры через 10-12 дней выходят головастики, они быстро растут и к концу лета, превратившись в маленьких лягушат, выходят на сушу. Окраска квакши меняется в зависимости от окружающего фона; покровы у большинства яркие, зеленых тонов. Квакши, которые живут в тропиках, быстро меняют цвет кожи, окрашиваясь всеми цветами радуги.

Отряд Хвостатые
  • Имеют вытянутое тело, переходящее в длинный хвост.
  • Длина тела от 15 см до 1,5 м (японская исполинская саламандра). Конечности короткие и слабые; у сиренов задние ноги отсутствуют. На передних конечностях по 4 пальца, а на задних — по 5 пальцев, реже по 4.
  • Хвостатые плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом.
  • Дыхание через кожу, слизистую рта и лёгкие; у некоторых лёгкие отсутствуют.
  • Для многих видов характерны так называемые брачные танцы, т.е. особый ритуал ухаживания за самкой.

  • В поведении большое значение имеет обоняние (хеморецепторное распознавание).

  • Оплодотворение наружное или внутреннее. Самки откладывают от десятка до трех и более сотен яиц (икринок); у некоторых видов наблюдается живорождение. Личинки во многом внешне похожи на взрослых, но снабжены жабрами, по 3 с каждой стороны:

  • Во многих семействах отряда Хвостатых встречается явление так называемой неотении, т.е. размножения на личиночной стадии; взрослая стадия может даже вообще отсутствовать ! Аксолотль – личинка тигровой амбистомы, способная к размножению
  •   Распространены преимущественно в северном полушарии. В Австралии отсутствуют, в Африке встречается всего 4 вида (и около 800 видов земноводных других отрядов), лишь несколько видов населяют север Южной Америки. Более обычны в горных районах, где мало бесхвостых земноводных.

  • Отряд Хвостатые – наиболее древняя группа. Сейчас известно около 280 видов. Тело их удлиненное. Хвост, служащий основным органом движения в воде, сохраняется в течение всей жизни. К хвостатым амфибиям относятся тритоны, саламандры, американские амбистомы

  • В нашей стране из хвостатых амфибий широко распространены крупный гребенчатый тритон длиной 14-18 см и более мелкий обыкновенный тритон длиной 8-11 см. Своё название данный вид тритонов получил благодаря высокому гребню вдоль спины и хвоста, который появляется у самцов в брачный период. В обычное время гребень у самцов малозаметен.

  • Сверху и с боков гребенчатые тритоны окрашены в тёмно-коричневый цвет и покрыты тёмными пятнами, отчего кажутся практически чёрными. В нижней части бока тритона покрыты мелкими белыми точками, более заметными у самцов в период размножения. Самки окрашены скромно, их расцветка светлее, гребень отсутствует. На спинке у самки заметна жёлтая продольная линия. Брюшко гребенчатого тритона жёлтое или оранжевое, покрыто крупными чёрными пятнами, узор индивидуален для каждого тритона. Вдоль хвоста проходит серебристо-серая полоса. Кожа грубая, шероховатая, на брюшке гладкая. Отличить самца от самки можно по наличию зубчатого гребня во время брачного сезона. Продолжительность жизни гребенчатого тритона может достигать 27 лет. Гребенчатые тритоны способны издавать тихие звуки — скрип, писк и глухой свист.

  • В озерах Северной Америки живут интересные животные – аксолотли Величина их – 20-25 см. По бокам головы у них имеются перистые жабры. Раньше думали, что это тритоны, но когда подробно их изучил, оказалось, что это личинки амбистомы, земноводного из отряда Хвостатые. Интересны аксолотли тем, что, будучи сами личинками, размножаются, откладывают икринки величиной с горошину, из которых развиваются такие же аксолотли. В виде личинок они живут до тех пор, пока в озере много воды: если же озеро пересыхает, они превращаются в амбистом. Жабры у них исчезают, развиваются легкие, и они выходят на сушу. Взрослые амбистомы живут не в воде, а на суше, в сырых, тенистых местах. Аксолотли в природе встречаются только в Америке. У нас они содержатся в аквариумах, в живых уголках.

Эти животные на личиночной стадии способны к регенерации – восстановлению утраченных частей тела.

Приложение 2.

Задание 1 группе

  1. Используя текст учебника, дополнительный текст охарактеризуйте признаки отряда Хвостатые в связи со средой обитания.

  2. Назовите представителей отряда, особенности их строения и образа жизни.

  3. Кто такие аксолотли?

  4. Полученные сведения занесите в таблицу.

Название отряда

Характерные признаки

Представители

Хвостатые






Задание 2 группе

  1. Используя текст учебника, дополнительный текст охарактеризуйте признаки отряда Безногие в связи со средой обитания.

  2. Назовите представителей отряда, особенности их строения и образа жизни.

  3. Полученные сведения занесите в таблицу.

Название отряда

Характерные признаки

Представители

Безногие






Задание 3 группе

  1. Используя текст учебника, дополнительный текст охарактеризуйте признаки отряда Бесхвостые в связи со средой обитания.

  2. Назовите представителей отряда, особенности их строения и образа жизни.

  3. Как отличить жабу от лягушки?

  4. Полученные сведения занесите в таблицу.

Название отряда

Характерные признаки

Представители

Бесхвостые