Просмотр содержимого документа
«Урок "Модель "горячей" Вселенной и реликтовое излучение"»
Модель «горячей» Вселенной и реликтовое излучение
УМК Астрономия В.М. Чаругин
Селянина Наталия Николаевна
Учитель физики МБОУСОШ №4
г. Советский ХМАО-Югра
Повторяем тему прошлого урока.
- Что такое фотометрический парадокс?
- Как можно оценить возраст Вселенной?
- Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной?
Попробуйте ответить на вопросы:
1. Как возникла наша Вселенная?
2. Из чего она произошла?
3. Откуда взялось то огромное количество материи, которое составляет ее основу?
4. Есть ли границы у Вселенной?
5. Если есть, то какая форма и какая структура может быть у нашей Вселенной?
Первые звезды были водородные, при термоядерных реакциях в недрах заезд образовывался гелий
В термоядерных реакциях в недрах Солнца каждую секунду выделяется 4 · 10 26 Дж энергии (светимость Cолнца)
При образовании одного ядра гелия выделяется энергия
ΔЕ = 4,8 · 10 –12 Дж.
Поэтому каждую секунду в Солнце образуется 1038 ядер атомов гелия, или 6,7 · 10 11 кг гелия.
Возраст Галактики близок к возрасту Вселенной:
1,3 · 10 10 лет = 3,9 · 10 17 с.
Подсчитаем массу гелия, которая могла бы образоваться во всех звёздах (10 11 звёзд) за этот промежуток времени:
6,7 · 10 11 кг/с · 10 11 · 3,9 · 10 17 с = 2,6 · 10 40 кг.
Это составляет 13% от всей массы Галактики (масса всех звёзд Галактики 2 · 10 41 кг ), что существенно меньше наблюдаемой массы гелия.
Георгий (Джордж)
Антонович Гамов,
российский и американский физик-теоретик, астрофизик
1904-1968
Модель «горячей» Вселенной
Роберт Вильсон и Арно Пензиас на фоне антенны, с помощью которой они открыли реликтовое излучение. Фотография сделана по случаю присуждения Нобелевской премии в 1978 году.
Реликтовое излучение
На снимке показана наблюдаемая картина микроволнового реликтового излучения, на которое наложено излучение Млечного Пути (красная горизонтальная полоса).
Пользуясь учебником, самостоятельно заполните таблицу.
Теория/
открытие
Авторы теории/
Модель «горячей» Вселенной
открытия
Содержание теории/
Открытие реликтового излучения
открытия
Подтверждение теории/
открытия
Рефлексия
Мне было интересно.
Я открыл для себя
много нового.
Ничего нового на уроке не было, я и так все знаю.
На уроке я понял,
что я что-то знаю.
Это было здорово!
Домашнее задание:
- Прочитать § 36.
- Заполнить таблицу, пользуясь схемой, учебником и ресурсами интернета.
3. * По желанию:
подготовить проект по
теме «Нобелевские
премии за работу в
области космологии»
Время с момента возникновения Вселенной
Температура Вселенной, К
Характеристика Вселенной
Литература:
- В.М. Чаругин. Астрономия 10-11 класс. Учебник. М., Просвещение, 2018 г.
- О.А. Литвинов «Конструирование урока. Методическое пособие», методическое пособие, М., Просвещение,2017 г.
- Интернет-ресурсы:
- http://v-kosmose.com/kosmos-dlya-detei/iz-chego-sostoit-solntse
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Гамов,_Георгий_Антонович
- http://spacegid.com/biografiya-roberta-vilsona.html
- Видеоурок NICA-Вселенная в лаборатории «У Вселенной было начало» https://www.youtube.com/watch?v=xSxKtGYv7jYМ.А .
- М.А.Кунаш. Методическое пособие к учебнику Астрономия. 11 класс. Базовый уровень. М. Дрофа. 2018 г.