Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 45"
305045, г. Курск, ул. Крюкова, 5, тел.: 24-04-70
«Маленькие герои-куряне большой войны»
( Сценарий урока мужества )

Разработала: Рассказенкова Лариса Ивановна,
учитель начальных классов I квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№ 45» г.Курска
Курск
Сценарий воспитательного мероприятия, посвященного 75-летию начала Великой Отечественной войны
Тема: «Маленькие герои-куряне большой войны». Урок мужества.
Класс: 3- 4
Цели: Формирование нравственно-патриотической культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.
Задачи:
1. закрепление и расширение исторических знаний школьников об участии их ровесников-курян в военных действиях в годы Великой Отечественной войны
2. Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма на ярких примерах героизма, храбрости и мужества юных курян войны.
3.Обогатить социальный опыт школьников;
4. Создать условия для осознания обучающимися своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.
5. Отработка навыка коллективной работы.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать интерес к истории родного края, патриотизм, благодарную память к тем, кто завоевал право мирной жизни; формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;
Регулятивные: планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; развивать логическое мышление.
Познавательные: познакомить с подвигами юных курян во время Великой Отечественной войны, со стихотворениями и песнями , посвященными теме военного детства, формировать умение извлекать информацию из архивных документов; формировать умение находить ответы на вопросы.
Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить высказывания в соответствии с поставленными задачами; формировать умение оформлять свои мысли в устной форме и письменной; формировать умение работать в группах.
Оборудование: : аудиозаписи, компьютер, фотографии, презентация, рисунки на тему «Война глазами детей», макет автомата, макет вечного огня, цветы из бумаги, изготовленные на уроке технологии, военная форма, форма медсестры, выставка книг , посвященных Великой Отечественной войне, сочинения детей «Что такое мир?», «Что такое война?».
Предварительная подготовка:
• Письменные оформления (сочинения) на тему «Что такое мир?», «Что такое война?».
• Оформление выставки книг о войне «Твой бессмертный ровесник».
• Прослушивание песен о Великой Отечественной войне, выбор понравившихся.
• Привлечение родителей к сбору информации по теме классного часа (информация на родительском собрании, просьба сориентировать ребенка к кому из родственников обратиться за помощью).
• Подбор и чтение рассказов о детях, которые внесли вклад в приближение Победы.
Экскурсии в музей юных защитников Родины, в Краеведческий музей.
• Исследовательская работа в группах по сбору архивных материалов о детях-курянах, участвовавших в войне
• Конкурс рисунков «Война глазами детей»
• Изготовление цветов для возложения к вечному огню на уроке технологии.
Воспитательный эффект мероприятия:
Данное внеклассное мероприятие имеет огромное нравственное, практическое значение в воспитании учащихся. Особенно важна эта тема для сближения и понимания разных поколений. Это очень важно в воспитании духовно-нравственной культуры подрастающего поколения. Патриотизм –сложное и высокое человеческое чувство. Его трудно определить несколькими словами – это любовь к родным и близким людям, к своей малой и большой Родине, гордость за свой народ, который победил фашизм в годы Великой Отечественной войны, когда весь народ от мала до велика, встал на защиту своей Родины, ее свободы и независимости. А у детей младшего школьного возраста еще недостаточно знаний о Великой Отечественной войне, о ее защитниках и героях. С каждым годом все меньше остается живых свидетелей Великой Отечественной войны.
Когда фашизм снова начал поднимать свою голову в Украине, мы, как истинные патриоты, должны знать героическое прошлое нашей Родины, чтить память тех, кто защищал нашу страну, тех, кто навеки остался молодым в этой войне, тех, кто ценой собственной жизни приближал желанный миг победы.
На примерах героических поступков юных защитников родного города показать образы для подражания.
Ход мероприятия:
1чтец; Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил…
2чтец: Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей…
3чтец: Тем, кто на века канул в фашистском плену..
4чтец: Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается….
Ведущий: Память… Она неподвластна времени, она как немой свидетель тех незабываемых событий, которые в каждой семье отозвались горем и непоправимой потерей. 75 лет назад началась Великая Отечественная война, которая длилась 4 года, 1418 дней и ночей. Война унесла более 20 миллионов человеческих жизней.
И мы понимаем, что живем благодаря всем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, невозможно было выжить.
(Песня «Священная война» звучит тихо).
1чтец: Вот сорок первый год, конец июня,
И люди спать легли спокойно накануне.
Радуясь солнцу, миру,
Утро встречала страна.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова …….( фонограмма голоса диктора Левитана об объявлении войны.)
2чтец: Голос уверенный , строгий
Сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге
Заполыхала война.
( Песня «Священная война» громко)
3 чтец: Война! Жесточе нету слова.
Война! Страшнее нету слова!
Учитель: Ребята, мы писали с вами сочинения « Что такое война?» и «Что такое мир?»
- Как вы понимаете, что же такое война? (Дети зачитывают строки из сочинений)
(Фонограмма гула моторов, арт. канонады).
В это время 2 участника( старшеклассника) в солдатской форме проносят через весь зал черное полотнище)
Ведущий: Она идет тяжелым чугунным шагом, вся земля дрожит от ее шагов. Горит земля, и небо горит.
Стой, война! (Солдаты, несущие полотно останавливаются). Не ходи дальше! Но война шагает и шагает! (подходят к краю стола и кладут полотно.) Сами уходят.
Ведущий: Наш Курский край война не прошла стороной. Весь народ, от мала до велика, поднялся на защиту своей Родины.
Чтец: (девочка в форме медсестры)

Ах, война, что ж ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите,
И все- таки
Постарайтесь вернуться назад!
Ведущий:
Шла война 4 долгих года,
Мы воевали за свою свободу.
Враги хотели нашу землю захватить,
А нас в рабов послушных превратить.
Ведущий: В суровые годы войны рядом со взрослыми сражались дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, помогали партизанам, воевали со своими отцами.
Сценка « Война»
1чтец: Что теперь делать будем? Как жить?
2чтец: Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду бить фашистов.
1чтец: Моряком, конечно, хорошо! Но лучше быть танкистом. Сяду в танк, развернусь – и нет немецкого полка!
3чтец: Пока мы еще вырастем! А я буду токарем, как мой отец. Буду вытачивать на его станке снаряды.
Чтец:
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьезно:
Страдали тяжко дети от войны.
Стихотворение « Варварство» Муса Джалиль.
Ведущий:
Тысячи ребят проявили мужество и героизм. Многие из них отдали свою жизнь за Победу. Фашисты оккупировали нашу территорию, на которой остались люди, часть жителей ушла в партизаны, часть – работали в тылу врага.
Посмотрите на эти даты : На доске плакаты с основными этапами военных действий г. Курска. (в приложении 1)
Ведущий: Маленькие герои большой войны, они сражались рядом с отцами. Они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.
Чтец:
Не щадя себя в огне войны,
не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
были настоящими героями!
Живая газета( по группам). Рассказ о подвигах маленьких героях-курянах. Фото юных курян.
Это Коля Букин (Рассказ о его подвиге)
Это Алеша Воднев.
Чтец:
Школьным вечером,
Хмурым летом,
Бросив книжки и карандаши,
Встала девочка с парты этой
И шагнула в сырой блиндаж.
Это Валя Понамарева…….

Чтец:
По всей Руси непобедимой
Сражались юные в бою.
За отчий кров, за край родимый,
За честь солдатскую свою.
Землю жгли смертельные метели.
Небеса и те не знали сна…
В серые солдатские шинели
Наряжала девочек война.
Чтец:
В свои 15 лет
Он встал в солдатский строй.
У всех шинелей серый цвет,
У всех один покрой.
У всех товарищей-солдат
И в роте, и в полку
Противогаз, да автомат, да фляга на боку.

Ведущий: Школьники нашего города с первых дней войны помогали партизанам, вели разведку, сражались в одном строю с отцами.
Это Стасик Меркулов…
Это Валя Крохин….
И « неразлучное трио»…
Аркадий Каманин…
Это Лукьянчиков Павел….
Чтец:
Как ненавижу я войну!
Уж сколько лет она мне снится –
Нарушив сон и тишину,
Все по ночам ко мне стучится.
Стучатся те, с кем воевал.
Кто не вернулся с поля боя.
Я каждый день друзей терял,
И засыпал в траншее стоя.
Ведущий: Всем известный артист Иван Суржиков был сыном полка и ребенком участвовал в обороне Курска…..
Володя Жданов.
Валя Диканова
Аким Курских.
Чтец:
1. Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
2.Сколько вас? Попробуй перечислить,
Не сочтёшь, а, впрочем, всё равно,
Вы сегодня с нами,
В наших мыслях,
В каждой песне, лёгком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.
Учитель: Вы рассказали только о нескольких героях, а ведь их тысячи . Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Каждый ребенок совершил свой подвиг – несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу. Многие из них не пощадили жизни ради победы. И всё же они оставались детьми.
У нас организована выставка книг «Твой бессмертный ровесник». Вы можете продолжить изучение темы Великой Отечественной войны.
Чтец:
Был день как день,
Светило солнце,
И ветер шумел по траве,
Я тосковала, смотря в оконце.
Отец на фронте, на войне.
И вдруг светлее стало в небе:
Прибоем радостной волны:
Пришла к нам весточка: Победа!
И нет боев , и нет войны.
(Звучит голос Левитана об окончании войны)
Чтец:
Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть Будет вечно ясным небо,
И травы будут зеленей!
(Звучит песня «День Победы»)
Чтец: И горько нам стоять у обелиска
И видеть там стоящих матерей,
Мы головы склоняем низко,
Земной поклон за ваших сыновей!
Чтец:
И в руках у нас – не автоматы!
А цветы – весенний дар земли,
Той земли, которую когда-то
Защищали, сберегли солдаты,
Чтоб весной цветы на ней росли.
Учитель: Дети, те цветы, которые вы делали на уроке технологии, мы с вами возложим к вечному огню в память о погибших солдатах. (Возложение цветов).

Чтец:
Глядя в вечный огонь –тихой скорби сияние,
Ты послушай святую минуту молчанья.
(Реквием «Минута молчанья»)
Ведущий: Мы помним всех: героев и рядовых солдат, и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию.
Чтец: «Зачем мальчики играют в войну?» (Стихотворение , написанное ученицей 4 класса)
Учитель: Был труден путь к победе, чтобы у нас с вами на Земле был мир, чтобы были улыбки на лице, радость на душе.
- Что же такое мир? Прочитайте в своих сочинениях. (Зачитывают строки из сочинений).
Я думаю среди вас тоже должен быть мир, взаимовыручка, взаимопонимание, взаимопомощь, как у тех ребят, которые воевали за нашу свободу.
-Ребята, чтобы вы пожелали людям, живущим на нашей планете?
Работа в группах.
Я предлагаю 1 группе мальчиков написать пожелания всем людям нашей планеты и передать их в школьный музей боевой славы для наших потомков.
2 группе - девочек вместе со старшеклассниками изготовить оригами «Белого журавлика» в память о погибших.
(Запуск воздушных шариков с журавликами в небо.)
Литература: 1.Джалиль М. «Варварство»
2.Левченко В.В., Грива В.А. Встреча с Курском. Курск:2004г.
3.Липкинг Ю.А. и др. Курская область. Учебное пособие. Центрально-Черноземное изд.: Воронеж.1975г.
4.Мединский В. «Война. Мифы СССР. 1939-1945»
5.Морелева В.А. «Маленькие герои большой войны» Сценарий документальной поэтической композиции. Журнал « Классный руководитель» № 1,2008г.
6. Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия. ( нач.школа). – М.: ВАКО.2004г.
7. История и современность Курского края. / Под ред. Б.Н.Королева.Курск.1998г.
8.Архивные материалы музея.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/152d4a54-42a6-4687-9e9f-0c331136418c/?interface=themcol
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1c8d4f24-8a9b-f5d2-ef32-3155f9e3b0e6/?interface=electronic


