СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок мужества .Маленькие герои-куряне большой войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий воспитательного мероприятия, посвященного 75-летию начала Великой Отечественной войны . Данное  внеклассное  мероприятие имеет  огромное  нравственное, практическое значение  в  воспитании  учащихся.  Особенно важна  эта  тема  для  сближения  и понимания разных поколений. Это очень важно в воспитании духовно-нравственной культуры подрастающего поколения.  На примерах героических поступков юных защитников  родного города  показать образы для подражания.

Просмотр содержимого документа
«Урок мужества .Маленькие герои-куряне большой войны»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 45"

305045, г. Курск, ул. Крюкова, 5, тел.: 24-04-70









«Маленькие герои-куряне большой войны»

( Сценарий урока мужества )







Разработала: Рассказенкова Лариса Ивановна,

учитель начальных классов I квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№ 45» г.Курска





Курск



Сценарий воспитательного мероприятия, посвященного 75-летию начала Великой Отечественной войны

Тема: «Маленькие герои-куряне большой войны». Урок мужества.

Класс: 3- 4

Цели: Формирование нравственно-патриотической культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.

Задачи:

1. закрепление и расширение исторических знаний школьников об участии их ровесников-курян в военных действиях в годы Великой Отечественной войны

2. Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма на ярких примерах героизма, храбрости и мужества юных курян войны.

3.Обогатить социальный опыт школьников;

4. Создать условия для осознания обучающимися своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.

5. Отработка навыка коллективной работы.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать интерес к истории родного края, патриотизм, благодарную память к тем, кто завоевал право мирной жизни; формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;

Регулятивные: планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; развивать логическое мышление.

Познавательные: познакомить с подвигами юных курян во время Великой Отечественной войны, со стихотворениями и песнями , посвященными теме военного детства, формировать умение извлекать информацию из архивных документов; формировать умение находить ответы на вопросы.

Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить высказывания в соответствии с поставленными задачами; формировать умение оформлять свои мысли в устной форме и письменной; формировать умение работать в группах.

Оборудование: аудиозаписи, компьютер, фотографии, презентация, рисунки на тему «Война глазами детей», макет автомата, макет вечного огня, цветы из бумаги, изготовленные на уроке технологии, военная форма, форма медсестры, выставка книг , посвященных Великой Отечественной войне, сочинения детей «Что такое мир?», «Что такое война?».

Предварительная подготовка:

• Письменные оформления (сочинения) на тему «Что такое мир?», «Что такое война?».

• Оформление выставки книг о войне «Твой бессмертный ровесник».

• Прослушивание песен о Великой Отечественной войне, выбор понравившихся.

• Привлечение родителей к сбору информации по теме классного часа (информация на родительском собрании, просьба сориентировать ребенка к кому из родственников обратиться за помощью).

• Подбор и чтение рассказов о детях, которые внесли вклад в приближение Победы.

Экскурсии в музей юных защитников Родины, в Краеведческий музей.

• Исследовательская работа в группах по сбору архивных материалов о детях-курянах, участвовавших в войне

• Конкурс рисунков «Война глазами детей»

• Изготовление цветов для возложения к вечному огню на уроке технологии.

Воспитательный эффект мероприятия:

Данное внеклассное мероприятие имеет огромное нравственное, практическое значение в воспитании учащихся. Особенно важна эта тема для сближения и понимания разных поколений. Это очень важно в воспитании духовно-нравственной культуры подрастающего поколения. Патриотизм –сложное и высокое человеческое чувство. Его трудно определить несколькими словами – это любовь к родным и близким людям, к своей малой и большой Родине, гордость за свой народ, который победил фашизм в годы Великой Отечественной войны, когда весь народ от мала до велика, встал на защиту своей Родины, ее свободы и независимости. А у детей младшего школьного возраста еще недостаточно знаний о Великой Отечественной войне, о ее защитниках и героях. С каждым годом все меньше остается живых свидетелей Великой Отечественной войны.

Когда фашизм снова начал поднимать свою голову в Украине, мы, как истинные патриоты, должны знать героическое прошлое нашей Родины, чтить память тех, кто защищал нашу страну, тех, кто навеки остался молодым в этой войне, тех, кто ценой собственной жизни приближал желанный миг победы.

На примерах героических поступков юных защитников родного города показать образы для подражания.

Ход мероприятия:



1чтец; Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил…

2чтец: Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей…

3чтец: Тем, кто на века канул в фашистском плену..

4чтец: Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается….

Ведущий: Память… Она неподвластна времени, она как немой свидетель тех незабываемых событий, которые в каждой семье отозвались горем и непоправимой потерей. 75 лет назад началась Великая Отечественная война, которая длилась 4 года, 1418 дней и ночей. Война унесла более 20 миллионов человеческих жизней.

И мы понимаем, что живем благодаря всем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, невозможно было выжить.

(Песня «Священная война» звучит тихо).

1чтец: Вот сорок первый год, конец июня,

И люди спать легли спокойно накануне.

Радуясь солнцу, миру,

Утро встречала страна.

Вдруг разнеслись по эфиру

Памятные слова …….( фонограмма голоса диктора Левитана об объявлении войны.)

2чтец: Голос уверенный , строгий

Сразу узнала страна.

Утром у нас на пороге

Заполыхала война.

( Песня «Священная война» громко)

3 чтец: Война! Жесточе нету слова.

Война! Страшнее нету слова!

Учитель: Ребята, мы писали с вами сочинения « Что такое война?» и «Что такое мир?»

- Как вы понимаете, что же такое война? (Дети зачитывают строки из сочинений)

(Фонограмма гула моторов, арт. канонады).

В это время 2 участника( старшеклассника) в солдатской форме проносят через весь зал черное полотнище)

Ведущий: Она идет тяжелым чугунным шагом, вся земля дрожит от ее шагов. Горит земля, и небо горит.

Стой, война! (Солдаты, несущие полотно останавливаются). Не ходи дальше! Но война шагает и шагает! (подходят к краю стола и кладут полотно.) Сами уходят.

Ведущий: Наш Курский край война не прошла стороной. Весь народ, от мала до велика, поднялся на защиту своей Родины.

Чтец: (девочка в форме медсестры)

Ах, война, что ж ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите,

И все- таки

Постарайтесь вернуться назад!


Ведущий:

Шла война 4 долгих года,

Мы воевали за свою свободу.

Враги хотели нашу землю захватить,

А нас в рабов послушных превратить.


Ведущий: В суровые годы войны рядом со взрослыми сражались дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, помогали партизанам, воевали со своими отцами.

Сценка « Война»

1чтец: Что теперь делать будем? Как жить?

2чтец: Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду бить фашистов.

1чтец: Моряком, конечно, хорошо! Но лучше быть танкистом. Сяду в танк, развернусь – и нет немецкого полка!

3чтец: Пока мы еще вырастем! А я буду токарем, как мой отец. Буду вытачивать на его станке снаряды.


Чтец:

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьезно:

Страдали тяжко дети от войны.


Стихотворение « Варварство» Муса Джалиль.

Ведущий:

Тысячи ребят проявили мужество и героизм. Многие из них отдали свою жизнь за Победу. Фашисты оккупировали нашу территорию, на которой остались люди, часть жителей ушла в партизаны, часть – работали в тылу врага.

Посмотрите на эти даты : На доске плакаты с основными этапами военных действий г. Курска. (в приложении 1)

Ведущий: Маленькие герои большой войны, они сражались рядом с отцами. Они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Чтец:

Не щадя себя в огне войны,

не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

были настоящими героями!

Живая газета( по группам). Рассказ о подвигах маленьких героях-курянах. Фото юных курян.

Это Коля Букин (Рассказ о его подвиге)

Это Алеша Воднев.

Чтец:

Школьным вечером,

Хмурым летом,

Бросив книжки и карандаши,

Встала девочка с парты этой

И шагнула в сырой блиндаж.

Это Валя Понамарева…….

Чтец:


По всей Руси непобедимой

Сражались юные в бою.

За отчий кров, за край родимый,

За честь солдатскую свою.

Землю жгли смертельные метели.

Небеса и те не знали сна…

В серые солдатские шинели

Наряжала девочек война.

Чтец:

В свои 15 лет

Он встал в солдатский строй.

У всех шинелей серый цвет,

У всех один покрой.

У всех товарищей-солдат

И в роте, и в полку

Противогаз, да автомат, да фляга на боку.

Ведущий: Школьники нашего города с первых дней войны помогали партизанам, вели разведку, сражались в одном строю с отцами.

Это Стасик Меркулов

Это Валя Крохин….

И « неразлучное трио»…

Аркадий Каманин…

Это Лукьянчиков Павел….

Чтец:

Как ненавижу я войну!

Уж сколько лет она мне снится –

Нарушив сон и тишину,

Все по ночам ко мне стучится.

Стучатся те, с кем воевал.

Кто не вернулся с поля боя.

Я каждый день друзей терял,

И засыпал в траншее стоя.

Ведущий: Всем известный артист Иван Суржиков был сыном полка и ребенком участвовал в обороне Курска…..

Володя Жданов.

Валя Диканова

Аким Курских.

Чтец:

1. Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.

2.Сколько вас? Попробуй перечислить,
Не сочтёшь, а, впрочем, всё равно,
Вы сегодня с нами,
В наших мыслях,
В каждой песне, лёгком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.

Учитель: Вы рассказали только о нескольких героях, а ведь их тысячи . Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Каждый ребенок совершил свой подвиг – несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу. Многие из них не пощадили жизни ради победы. И всё же они оставались детьми.

У нас организована выставка книг «Твой бессмертный ровесник». Вы можете продолжить изучение темы Великой Отечественной войны.

Чтец:

Был день как день,

Светило солнце,

И ветер шумел по траве,

Я тосковала, смотря в оконце.

Отец на фронте, на войне.

И вдруг светлее стало в небе:

Прибоем радостной волны:

Пришла к нам весточка: Победа!

И нет боев , и нет войны.

(Звучит голос Левитана об окончании войны)

Чтец:

Победа! Славная Победа!

Какое счастье было в ней!

Пусть Будет вечно ясным небо,

И травы будут зеленей!

(Звучит песня «День Победы»)



Чтец: И горько нам стоять у обелиска

И видеть там стоящих матерей,

Мы головы склоняем низко,

Земной поклон за ваших сыновей!

Чтец:

И в руках у нас – не автоматы!

А цветы – весенний дар земли,

Той земли, которую когда-то

Защищали, сберегли солдаты,

Чтоб весной цветы на ней росли.

Учитель: Дети, те цветы, которые вы делали на уроке технологии, мы с вами возложим к вечному огню в память о погибших солдатах. (Возложение цветов).

Чтец:

Глядя в вечный огонь –тихой скорби сияние,

Ты послушай святую минуту молчанья.

(Реквием «Минута молчанья»)

Ведущий: Мы помним всех: героев и рядовых солдат, и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию.

Чтец: «Зачем мальчики играют в войну?» (Стихотворение , написанное ученицей 4 класса)

Учитель: Был труден путь к победе, чтобы у нас с вами на Земле был мир, чтобы были улыбки на лице, радость на душе.

- Что же такое мир? Прочитайте в своих сочинениях. (Зачитывают строки из сочинений).

Я думаю среди вас тоже должен быть мир, взаимовыручка, взаимопонимание, взаимопомощь, как у тех ребят, которые воевали за нашу свободу.

-Ребята, чтобы вы пожелали людям, живущим на нашей планете?

Работа в группах.

Я предлагаю 1 группе мальчиков написать пожелания всем людям нашей планеты и передать их в школьный музей боевой славы для наших потомков.

2 группе - девочек вместе со старшеклассниками изготовить оригами «Белого журавлика» в память о погибших.

(Запуск воздушных шариков с журавликами в небо.)





Литература:

1.Джалиль М. «Варварство»

2.Левченко В.В., Грива В.А. Встреча с Курском. Курск:2004г.

3.Липкинг Ю.А. и др. Курская область. Учебное пособие. Центрально-Черноземное изд.: Воронеж.1975г.

4.Мединский В. «Война. Мифы СССР. 1939-1945»

5.Морелева  В.А. «Маленькие герои большой войны» Сценарий документальной поэтической композиции. Журнал « Классный руководитель» № 1,2008г.


6. Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия. ( нач.школа). – М.: ВАКО.2004г.

7. История и современность Курского края. / Под ред. Б.Н.Королева.Курск.1998г.

8.Архивные материалы музея.


Цифровые образовательные ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/152d4a54-42a6-4687-9e9f-0c331136418c/?interface=themcol

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1c8d4f24-8a9b-f5d2-ef32-3155f9e3b0e6/?interface=electronic