СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок мужества, посвященный 75-летию Победы русского народа над Германией.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие направлено на уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны. Учащиеся познакомятся  с подвигами детей, совершенные в годы Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«Урок мужества, посвященный 75-летию Победы русского народа над Германией.»

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»









Урок мужества, посвященный 75-летию Победы русского народа над Германией.

Тема: «Маленькие герои большой войны»







Подготовила:

Христенко Т.А.







Урок мужества, посвященный 75-летию Победы русского народа над Германией.

Тема: «Маленькие герои большой войны»

Цели:

  • Воспитывать у учащихся сознательную любовь к Родине;

  • Уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны;

  • Формировать активную гражданскую позицию;

  • Познакомить учащихся с подвигами детей, совершенные в годы Великой Отечественной войны;

  • Прививать чувство патриотизма, уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны;

  • Углубить и расширить знания детей о событиях Великой Отечественной войны;

  • Укреплять чувство патриотизма и национальной гордости;

  • Воспитывать активную жизненную позицию, способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны, побуждать детей к изучению истории страны, к участию в патриотических мероприятиях;

  • Обучать анализу полученной информации.

Оформление: портреты пионеров-героев, иллюстрации, рисунки детей, военные песни, документальный фильм «Сыновья полка», презентация.

Ход классного часа.

Учитель. Девятого мая в нашей стране прогремит салют Победы – победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Вся Россия будет отмечать самый светлый праздник – День Победы над фашисткой Германией. 70 лет наша страна не видела ужасов войны.

Путь к победе был труден и долог. 1418 дней войны. И в каждом из них – боль и горечь утрат, радость больших и малых побед. Мы обязаны знать и помнить прошлое нашей страны. Писатель Константин Симонов сказал: «В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы наш народ не выстоял, не выдержал этих четырех страшных лет. Кто предскажет, каким был земной шар, если бы не воля и сила русского народа?» (слайд).

Нелегко досталась эта Победа. Страна наша напоминала тяжелораненого истерзанного человека: фашисты разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов, уничтожили миллионы людей.

Трудно найти и в нашей стране семью, не пострадавшую от войны, кто потерял сына, кто отца или мать, кто сестру или брата, кто друга. Победа досталась нам очень дорого. Поэтому об этом должны знать самые маленькие граждане нашей страны.

Русский писатель Александр Твардовский писал:

Война – короче нету слова

Война – печальней нету слова

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

Учитель. Сегодня мы с вами вспомним исторические события той далекой войны, узнаем, что вместе со взрослыми на передовой, в партизанских отрядах сражались дети и подростки, а также познакомимся с героическими подвигами, совершенные подростками в годы Великой Отечественной войны.

(под музыку «Журавли»)

Пройдешь, увидишь и припомнишь,

Здесь был рубеж, здесь шла война.

Горящий город звал на помощь,

Не зная в чем его вина.

Метались взрывы, в лица тыча

Осколки стен, куски корней…

Он к цели полз один из тысяч

Огнем проверенных парней.

Стена, наклон пробитой крыши

Наверх – рассчитанным рывком,

Еще движение, дальше, выше

И в небо врезалось древко!

И вот тогда случилось это:

В упор ударил пулемет

Солдат сквозь ад, свинца и смерти

Шагнул, не падая вперед

И только на мгновенье замер

И сжала автомат рука

Над ним шурша, раскрылось знамя

И так застыло – на века…

С тех пор над городом спасенным

Над шумной жизнью автотрасс

Он стал охраною бессонной,

Приняв бессмертье, как приказ!

Уч-ся. Тяжелый грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены. И сквозь оглушительный вой и рев все яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов. Война…! – крикнул кто-то. И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут.

(фонограмма песни «Священная война», видеокадры)

Уч-ся. Война обрушилась не только на взрослых. Но и на детей. Теми же бомбежками, голодом, холодом, разлуками. Война бесцеремонно вторглась в их детство. Время героическое и трагическое одновременно чеканило их характеры. Многие из них оказались в обстоятельствах выбора между жизнью и смертью. И пошли на смертный бой с врагами нашей Родины орлы, ее сыны.

(песня «Шел солдат»)

Уч-ся. Отец твой дерется с врагами – тяжелая это работа

Все люди встают, защищая страну, как родную мать

У нее большие хлопоты, большие дела и заботы

Ей трудно будет порою – ты должен ей помогать.

Учитель. Дети были на переднем плане жизни у всего воюющего народа. Выживут они – выживет народ, его история, идеалы, будущее.

Уч-ся. Чем оправдать детей невинных муки, скорбь матерей, седых от горя и разлуки, надежду, ласкавших жизнь, крушенье и мира варварское разрушенье?

Уч-ся. Война изменила не только жизнь взрослых, но и жизнь детей.

Конечно, подумать,

Кому она легче, лихая година была?

Но все же война и на детские плечи

Всей тяжестью взрослой легла.

Когда закрывала страданья громада

Пределы горящей земли

Круги и горнила военного ада

И дети со всеми прошли.

Уч-ся. Альберт Купша и Маркс Кротов. Друзья поклялись бороться с захватчиками. Они установили связь с партизанами. Однажды они помогли нашим самолетам разбомбить фашистский аэродром. Скрыто подобрались мальчишки к аэродрому. Вдвоем полезли на сосну. У них было ведро с керосиновой лампой. Мальчики лезли вверх и передавали друг другу ведро. Снизу огня не было видно, а для наших летчиков это был отличный маяк. Фашисты заподозрили друзей в связи с партизанами и схватили их, а позже расстреляли.

Уч-ся. Володя Казначеев. Весной 1941 года закончил он 5-й класс, а осенью вместе с сестрой пришел к партизанам. Мать их фашисты расстреляли за то, что она пекла хлеб партизанам. Володя был связным партизан с подпольщиками, расклеивал листовки. За его голову фашисты назначили награду, даже не подозревая, что это еще совсем ребенок.

Уч-ся. Многие их жителей, оказавшиеся в занятых фашистами городах и селах, ушли в подполье: старались незаметно, всячески навредить захватчикам, помочь партизанам. Не остались в стороне и дети.

Учитель. Моему поколению, заставшему пионерское детство и комсомольскую юность, не надо объяснять, кто такие пионеры-герои. Их имена знали наизусть, и любой мог назвать имена отважных мальчишек и девчонок.

В честь юных героев назывались пионерские дружины, пионерские лагеря, школы, улицы, корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. И сегодня мы не можем не вспомнить этих девчонок и мальчишек, совершивших бессмертные подвиги.

Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами, отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время.

Уч-ся. Володя Дубинин. Жизнь партизанского отряда в Старокарантинских каменоломнях Крыма зависела, как и у других партизан от Полесья до Орла, от оружия, еды и воды. Но главным была разведка. Если в Брянских лесах партизанам в какой-то мере было проще - хоть и лес, но небо открыто, и можно было выйти из чащи, чтоб осмотреться, то в каменоломнях жизнь была совсем другой. Над головой каменная толща, а все известные выходы закупорены немцами. И разведка, самая опасная часть деятельности отряда, в таких условиях становилась предприятием, которое требовало наибольшего риска. А посылали в разведку - самых младших. Пацан пролезет там, где взрослый застрянет, у него глаз позорче, и смелости порой побольше. Смерть для него - абстракция, а гибель в бою - почетна.

Тринадцатилетний партизан Дубинин успел стать глазами партизанского отряда, и не в последнюю очередь именно от него зависели жизни людей. За что он и получил боевую награду, которая не всякому взрослому доставалась - орден Боевого Красного знамени. За полтора месяца командир группы юных разведчиков пионер Владимир Никифорович Дубинин ходил на поверхность семь раз. Он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах у немецких часовых. В один из походов он узнал, что немцы собираются затопить каменоломни, и успел предупредить командование отряда. Благодаря вовремя возведенным перекрытиям отряд остался цел и планы немцев были сорваны. Юный партизан приносил командованию сведения о численности гарнизона, перемещениях военных и мероприятиях немцев. Володя Дубинин погиб 2 января 1942 года, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.

Уч-ся. Марат Казей. Казей считался рано осиротевшим: отец умер, когда Марату не было семи - так гласила официальная версия. А на самом деле Иван Казей был арестован в 1934 году как "троцкист" и "вредитель" - реабилитировали его только в 1959 году. Позже арестовали и его жену - потом, правда, выпустили. Так что получилась семья "врага народа", которой сторонились соседи. Сестру Казея, Ариадну, из-за этого не приняли в комсомол. Казалось бы, от всего этого озлиться должны были Казеи - однако нет. В 1941 году Анна Казей, жена "врага народа", прятала у себя раненых партизан - за что была казнена немцами. Ариадна и Марат ушли к партизанам. Ариадна осталась жива, но стала инвалидом - когда отряд выходил из окружения, она отморозила ноги, которые пришлось ампутировать. Когда на самолете ее увозили в госпиталь, командир отряда предложил лететь с ней и Марату, чтобы он продолжил прерванную войной учебу. Но Марат отказался и остался в партизанском отряде.

Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу". А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

Уч-ся. Леня Голиков. Как и Казей, Леня Голиков воевал не понарошку. Он был не просто рядовым партизаном, а бригадным разведчиком 67 отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады. Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Всего участвовал в 27 боевых операциях.

На счету разведгруппы, в которую входил Голиков, значились: 78 немецких солдат и офицеров, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".

В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал на шоссе Луга - Псков легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Ричард фон Виртц. В ходе перестрелки Голиков застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофера. После чего обыскал убитых, взял из машины портфель и направился в штаб бригады. То, что находилось в генеральском портфеле, представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и ряд других бумаг. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза.

В декабре 1942 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, был окружен немцами. После жестоких боев отряду удалось прорвать окружение и уйти в другой район. В строю осталось 50 человек, рация была разбита, патроны на исходе. Попытки установить связь с другими отрядами и запастись продовольствием заканчивались гибелью все новых партизан. Ночью 24 января 1943 года к деревне Острая Лука вышли 27 обессиленных бойцов. Разведка ничего подозрительного не обнаружила - гарнизон немцев располагался в нескольких километрах. Заняли три крайние избы. Командир отряда дозоры решил не выставлять, чтобы не привлекать внимания. Под утро сон партизан прервал грохот пулемета - нашлась "добрая душа", сообщила немцам, кто ночью пришел в село. Пришлось, отбиваясь, уходить к лесу…

В том бою погиб весь штаб партизанской бригады. Среди павших был и Леня Голиков.

Уч-ся. Зина Портнова. Ленинградская школьница Зина Портнова в июне 1941 года приехала из Ленинграда с младшей сестрой Галей на летние каникулы к бабушке в деревню Зуи (Шумилинский район Витебской области). Там ее и застала война. С беженцами уходить она не захотела и осталась в городе Оболь. Когда в городе была организована подпольная комсомольская организация "Юные мстители", Портнова стала ее членом. "Мстители" не только распространяли и расклеивали листовки, но и добывали для партизан сведения о действиях немцев. С их помощью удалось устроить несколько диверсий на железной дороге, причем не только на рельсах, но и на станции. Была взорвана водокачка, что задержало отправку на фронт десятка эшелонов. Подпольщики взорвали местную электростанцию, сожгли льнозавод, вывели из строя несколько грузовиков.

Портновой удалось устроиться в немецкую столовую для личного состава. Поработав там немного, она сумела осуществить жестокую, но эффективную операцию – отравила пищу. Пострадали более 100 немцев. В ответ на это гитлеровцы обрушили на город волну террора, и Портновой, чтобы избежать ареста, пришлось уйти к партизанам. В отряде она стала разведчицей, участвовала в подрывах эшелонов.

В 1943 году Обольское подполье было практически разгромлено. С помощью провокаторов гестапо удалось собрать всю необходимую информацию и осуществить массовые аресты. Командование партизанского отряда поручило Портновой установить связь с теми, кто остался в живых. Установить связь она успела, но вот доложить об этом в отряд – нет. В деревне ее кто-то увидел и сообщил полицаям, что девушка не местная. На всякий случай полиция ее задержала и переправила в Оболь. Там ею плотно занялось гестапо, поскольку Зина была в списке подозреваемых в диверсии в столовой. Во время одного из допросов ей удалось взять со стола пистолет, ранить следователя и, воспользовавшись переполохом, выбежать из здания. Скрыться она не успела – ее ранили, после чего отправили в Витебскую тюрьму. Там ее уже не допрашивали – принадлежность Зины к "бандитам" у немцев сомнений не вызывала, а просто методично мучили, заставляя признаться в диверсии в столовой. 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли.

Уч-ся. Юта Бондаровская - ленинградская школьница, которую война застала под Псковом, где она была на каникулах. Связная и разведчица партизанского отряда. Погибла в бою с немцами.

Василий Коробко - разведчик и диверсант Черниговского партизанского отряда. Уничтожил девять эшелонов. Погиб в бою с немцами.

Александр Бородулин - партизан-подрывник. Уничтожил несколько броневиков немцев. Погиб, прикрывая отход партизанского отряда.

Галина Комлева - подпольщица поселка Тарновичи, Ленинградской области. Связная подполья, распространитель листовок. Расстреляна немцами.

Виктор Хоменко и Александр Кобер - подпольщики из города Николаева. Разведчики и связные "Николаевского центра". По заданию центра пересекали линию фронта для доставки в Москву сведений. Расстреляны немцами.

Лариса Михеенко - ленинградская школьница, разведчица 6-й Калининской партизанской бригады. Взорвала железнодорожный мост через реку Дрисса. Расстреляна немцами.

Уч-ся. Нина Куковерова. В деревне Горы расположился филиал известного провайдера, все подступы перекрыты, даже самым опытным разведчикам не пробраться. Вызвалась пойти Нина. Полтора десятка километров шла она заснеженной равниной, полем. Не обращали внимания интернетчики на продрогшую, усталую девчонку с торбой, а от ее внимания ничто не укрылось - ни офис, ни склад компакт-дисков, ни расположение менеджеров. И когда ночью партизанский отряд выступил в поход, Нина шла рядом с командиром как разведчица, как проводник. Взлетели в ту ночь на воздух провайдерские склады, вспыхнул офис, пали менеджеры, сраженные яростным огнем.

Уч-ся. Шура Кобер и Витя Фоменко. Николаевские пионеры свято чтут память героев. Имя Вити носит пятая средняя школа, имя Шуры — двенадцатая.

В 1965 году отважные разведчики были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени. О них сложены песни, им посвящена пьеса, поставленная на сцене местного театра.

Каждый, кто приезжает в южный украинский город Николаев, обязательно проходит мимо сквера, в котором стоит простой и светлый памятник Вите и Шуре. У этого памятника своя история. Он построен на средства, собранные пионерами и школьниками всей Украинской республики.

Уч-ся. Валя Котик. Котик Валентин Александрович (Валя Котик) - юный партизан-разведчик партизанского отряда имени Кармелюка, действовавшего на временно оккупированной территории Каменец-Подольской области Украинской ССР; самый младший по возрасту Герой Советского Союза.
Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовского района Каменец-Подольской с 1954 года и ныне Хмельницкой области Украины в семье служащего. Украинец. Пионер. Окончил 5 классов средней школы в районном центре - городе Шепетовке.

В годы Великой Отечественной войны, находясь на временно оккупированной немецко-фашистскими войсками территории Шепетовского района, Валя Котик вёл работу по сбору оружия и боеприпасов, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. С 1942 года он имел связь с Шепетовской подпольной партийной организацией и выполнял её поручения по разведке. С августа 1943 года юный патриот - разведчик шепетовского партизанского отряда имени Кармелюка.

В октябре 1943 года юный партизан разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Он также участвовал в подрыве шести железнодорожных эшелонов, склада.
29 октября 1943 года, будучи на посту, Валя заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, он поднял тревогу, и партизаны успели приготовиться к бою.

16 февраля 1944 года в бою за город Изяслав Каменец-Подольской ныне Хмельницкой области 14-летний партизанский разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка ныне Хмельницкой области Украины.

За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1958 года Котику Валентину Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью "Партизан Великой Отечественной войны" 2-й степени.
Имя Вали Котика было присвоено теплоходу, ряду школ, пионерским дружинам и отрядам. В Москве (на территории ВДНХ) и в Шепетовке в 1960 году ему сооружены памятники. Улицы в городе-герое Киеве, городе Калининграде (областной центр) носят имя самого юного Героя Советского Союза Вали Котика.

Уч-ся. Витя Коробков. Родился в семье рабочего, вырос в Феодосии. Учился в средней школе № 4, за отличную учёбу дважды был награждён путёвкой в пионерский лагерь «Артек». Во время немецкой оккупации Крыма он помогал своему отцу, члену городской подпольной организации Михаилу Коробкову. Через Витю Коробкова поддерживалась связь между членами партизанских групп, скрывавшихся в старокрымском лесу. Собирал сведения о враге, принимал участие в печати и распространении листовок. Позже стал разведчиком 3-ей бригады Восточного объединения партизан Крыма.

16 февраля 1944 года отец и сын Коробковы пришли в Феодосию с очередным заданием, но через 2 дня были арестованы гестаповцами. Более двух недель их допрашивали и пытали в гестапо, потом расстреляли — сначала отца, а 9 марта — и его сына. За пять дней до казни Вите Коробкову исполнилось пятнадцать лет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР Витя Коробков посмертно был награждён медалью «За отвагу». С 1977 года в средней школе № 4 открыт музей пионера-разведчика. Его именем названа школа, в которой он учился, прилегающая к ней улица, детский лагерь отдыха в Большой Ялте.

Пионеру-партизану Вите Коробкову в послевоенное время в Феодосии в сквере на улице Горького был установлен памятник. Авторы — скульптор В. Подельский и архитектор В. Куприянов.

Сбор средств на строительство памятника был организован по инициативе комсомольцев в 1957 году. Активное участие в этом мероприятии приняла молодежь Феодосии, Крыма и всей Украины. Памятник был открыт в июне 1959 года на общегородском митинге.

Памятник изготовлен из бронзы на постаменте из полированного тёмно-серого гранита и решён традиционными для 1950-х годов композиционно-пластическими приёмами. Тщательным образом проработаны все детали, вплоть до мельчайших сборников одежды. Монумент изображает пионера-партизана, который крадется вдоль стены со свернутой листовкой в руках. На постаменте высечена надпись: «Славному пионеру-партизану Вите Коробкову, который погиб в борьбе с фашистскими захватчиками 9 марта 1944 года. От пионеров Украины».

Учитель. Участие детей в боях Великой Отечественной войны было велико. Там где не могли пройти взрослые, проходили дети. Как могли, помогали Родине дети – у станка, в поле, кто на фронте или в партизанском отряде. Многие из них стали героями, многие погибли.

Уч-ся. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий. В составе частей находились 10, 13 и 14-тилетние, а уж тех, кто постарше, и говорить нечего. И понятно, почему они бежали на фронт – во все века мальчишки стремились к подвигам и усидеть дома, когда враг напал на твою родину, было просто невозможно.

Уч-ся. Примерно по тем же мотивам дети уходили и к партизанам. Но как признавался после войны один из тех, кому в 1941 году было 13 лет, он «играл в реальную войну». «Я делал то, что не могли взрослые, и ситуаций, когда они что-то не могли , а я мог, было очень много», - вспоминает ветеран.

Учитель. Многие юные участники войны, которые воевали на передовой, в партизанских отрядах, становились сыновьями полка остались в живых. Давайте посмотрим и послушаем, что же они вспоминают о своем военном детстве.

(просмотр видео фрагмента фильма)

Уч-ся. Кто возвратит детство ребенку прошедшего через ужас войны? Что вспомнит он? Что может рассказать? Должен рассказать. Потому что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки. Можно спросить, что героического в том, чтобы в 5, 10 или 12 лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое.

Уч-ся. Говорят: «На войне детей не бывает», те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова.

Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступало 1 сентября. Как теряли родителей и их усыновляли чужие люди, как увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому, что за четыре года забыли, что такое хлеб. Многие из детей добавляли себе года и уходили на фронт.

Уч-ся. Суровую школу прошли дети военного поколения, познавшие осьмушку блокадного хлеба, получившие похоронку о родном брате, отце.

Учитель. Патриотизм молодежи страны, подростков поистине широко раскрылся в грозный час. Они рыли оборонительные траншеи, выхаживали в госпиталях раненых, бросались грудью на огнедышащую вражескую амбразуру. Не нашли фашисты среди нашей молодежи покоренных рабов. Земля горела под ногами оккупантов.

Уч-ся. Грабители рвутся в наш общий дом.

Чтоб счастье отнять у страны родной

Вставай, наш край, на борьбу с врагом

В последнюю бурю, в последний бой

Откроем огонь по фашисткой орде

На суше, на море, в небе – везде!

Под корень рубите, валите с ног

Врага, чтобы встать не смог!

(М. Джалиль)

Учитель. Бессмертную славу стяжали юность в солдатской шинели и полушубке партизана. И прекрасная Зоя Космодемьянская, бросившая в лицо врагу «Это счастье – умереть за свой народ!» И девятиклассник, боец истребительного батальона, юный разведчик Саша Чекалин, певший на эшафоте, и Александр Матросов – бесстрашно бросившийся на амбразуру немецкого дзота, и героически погибшие молодогвардейцы: девчонки и мальчишки, которым было по 12, 15, 17 лет.

(под музыку «На безымянной высоте»)

Уч-ся. В те рассветы

Осенние ветры свистели, как стрелы

В те рассветы

Горела в обветренных ранах вода

В те рассветы

Мальчишек фашисты вели на расстрелы

Те рассветы забыть?

Никогда!

Шли мальчишки России

И в дерзкие детские лица дышал и земля

Горьким дымом сожженных лугов

Шли мальчишки России,

Кричали тревожные птицы.

И звенела трава от шагов

Все на этой земле.

Все – до каждой янтарной росинки

Все – кто с нами живет.

Светлым смехом под небом звеня.

Лучший памятник вам,

Дорогие мальчишки России

Вечный памятник вам –

Вся земля!

Шли, обнявшись и молча

В коротких потертых пальтишках

Не успели они

Домечтать, долюбить и допеть

Не успели Россия, твои озорные мальчишки

Подрасти и до звезд долететь!

Умирали они,

Облака в синеву улетали

На ветру темный лес

Рокотал где-то, как космодром

Умирали они…

Не дожив до победы великой.

(песня «Орленок»)

Уч-ся. Вспомним благодарно и свято всех, чья юность опалена самой страшной в истории человечества войной, чье детство, выпавшее на 1941 – 1945 годы, не состоялось, кто, прибавляя себе годы, обивал пороги военкоматов, рвался в действующую армию или в партизанские леса.

Уч-ся. Эти 13 – 17 летние погибали по-настоящему. Кто-то подорвал себя последней гранатой, кто-то получил пулю от наступающих немцев, кого-то повесили во внутреннем дворе тюрьмы.

Учитель. Всего в годы Великой Отечественной войне воевали 300 тысяч детей и подростков. Эти ребята, для которых слова «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «родина» являлись абсолютными понятиями. За время второй мировой войны на земле погибло 13 миллионов детей.

Уч-ся. Мы вас помним, ребята,

Пусть известны не все имена,

Но войны той жестокой раскаты

Не умолкнут во все времена

Чащу страданья, испив всю до дна,

Вы из жизни ушли молодыми,

Но в памяти нашей на все времена

Останетесь вечно живыми!


Володя Дубинин

Марат Казей

Леня Голиков

Нина Куковерова

Зина Портнова

Валя Котик

Витя Коробков

Володя Казначеев

Юта Бондаровская

Александр Бородулин

Лариса Михеенко

Галина Комлева

Виктор Хоменко

Александр Кобер

Василий Коробко

Александр Матросов

Зоя Космодемьянская

И многие, многие другие!

Уч-ся. Вновь скупая слеза сторожит тишину

Вы о жизни мечтали, уходя на войну

Сколько юных тогда не вернулось назад!

Не дожив, не допев, под гранитом лежат!

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянья.

Ты послушай святую, минуту молчанья!

(минута молчания)

Учитель. Героический советский народ одержал великую победу. Закончилась тяжелая, кровопролитная война. Нелегко досталась Победа! 27 миллионов погибших русских людей.

(песня «Братские могилы»)

Уч-ся. Величавшие жертвы понесли страна. Она сделала все возможное ради уничтожения злейшего врага человечества – гитлеровского фашизма, во имя свободы своего народа и спасения народов Европы от рабства и уничтожения.

Уч-ся. Будут приходить на смену друг другу поколения за поколениями. Но ни одно не должно забывать: военное поколение молодежи среди всех поколений особое. Оно спасло тех, кто родился после войны, отдало всою молодость ради победы жизни. 3,5 миллиона юношей и девушек за годы войны были награждены орденами и медалями. 7 тысяч удостоены звания Героя Советского Союза!

Уч-ся. Для нас Великая Отечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких.

Учитель. День победы – это радостный и горький праздник! Да он и не может быть иным. Потому что не бывает безоблачной радости. Радости без слез и печали. В эти дни, когда оживает природа, мы чувствуем, как радостна жизнь! Как дорога она нам. И понимаем, что мы живем благодаря всем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда, казалось, невозможно было выжить.

Уч-ся. Поклонимся великим тем годам,

Тем самым командирам и бойцам.

И маршалам страны. И рядовым

Поклонимся и мертвым и живым

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся друзья.

Всем миром, всем народам

Всей земле

Поклонимся за тот великий бой.

(песня «День Победы»)

Учитель. Понравился ли вам, ребята, наш сегодняшний классный час? Какие чувства вызвал у вас наш урок мужества?

Учитель. Мы сегодня вспомнили лишь несколько имен юных бойцов. Они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Им очень хотелось жить. Но видеть свою Родину в рабстве у фашистов они не хотели. И они стали героями.

Учитель. Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете вы представить себя на их месте?

Учитель. Дети войны – у этого поколения было трагическое, горькое детство. Теперь у многих детей войны тяжелая, одинокая старость. Они нуждаются в нашем внимании, в добром слове. Как мы можем помочь этим людям?

Учитель. Сегодня мы как бы прикоснулись к жизни целого поколения – военного поколения. Какие мысли и чувства пробудила в вас эта информация?

Учитель. Ребята, сегодня мы говорили о детях-героях. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну – они показывали чудеса храбрости и мужества и погибали по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за деньги, на за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «родина». В советское время о детях-героях писали книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их именами называли улицы, школы. Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей! В наше время в моде и другие герои и ценности, другие «герои» становятся образцами для подражания. Когда-то один из руководителей страны предложил поставить детям-героям памятник из бронзы и мрамора. Чтобы люди, увидев этот памятник, плакали и восхищались. Но до сих пор такого памятника, известного всей стране, нет. Но это не значит, что эти ребята должны быть забыты. Это значит, что таким памятником должна стать наша память.

Учитель. Как вы считаете, ребята, нужно ли сейчас вспоминать о далеких победах русского народа, о героизме русских людей, совершивших в годы Великой Отечественной войны, устанавливать дни воинской славы, вести поисковую работу, проводить уроки мужества?

Учитель. Всем ребятам большое спасибо за активное участие в уроке мужества.