СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок мужества «Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет…»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу или  инженеру.

Просмотр содержимого документа
«Урок мужества «Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет…»»

Районный этап Конкурса методических разработок

по военно – патриотическому воспитанию « Живые, помните о нас», посвящённого 70 – ой годовщине победы в Великой Отечественной войне

1941 – 1945 годов









Название номинации:

« Они защищали Родину»


Название работы:

Классный час

«Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет…»







Автор:

Евтютова Татьяна Александровна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ лицея № 419 Санкт – Петербурга

Рабочий адрес: г. Петергоф,

Ботаническая ул., д.8 лит. А

Домашний адрес: г. Петергоф,

ул. Чичеринская д.5, корп.1, кв.39

Телефон: 8-905-277-09-90




Петергоф

2014 - 2015 год


Пояснительная записка

Номинация « Они защищали родину»

«Час мужества пробил на наших часах,

и мужество нас не покинет…»

Российская культура и система образования всегда были важнейшими факторами формирования чувства патриотизма. Но в последние два десятилетия в нашей стране произошли серьёзные экономические и политические перемены, которые привели к значительным изменениям как в социальной, так и в духовной сфере - стали утрачиваться духовные ценности, что снизило воспитательное воздействие российской культуры и образования. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания молодёжи является одной из самых важных задач воспитательной работы школы. Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей (своих отцов, матерей, братьев, сестёр, жён, детей), свято почитающих атрибуты государственной власти.

Жизнь общества сегодня ставит перед школой серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу или инженеру.

Актуальность: в соответствии с основными заповедями по патриотическому воспитанию - цени и оберегай своё отечество, дорожи историй своего народа - разработан данный классный час, направленный на формирование духовно – нравственных качеств личности, на формирование социально – активной позиции обучающихся.



Цель классного часа:

  • Воспитание чувства уважения и гордости у учащихся к героическому прошлому нашей страны на примерах мужественных защитников родины разных эпох

  • Задачи:

  • расширить знания учащихся о героических страницах истории нашей родины;

  • формировать навык самостоятельной работы с различными источниками информации – справочной литературой, художественной книгой, интернетом, научить детей выступать перед большой аудиторией;

  • воспитывать гражданскую ответственность и активную жизненную позицию, чувство патриотизма

  • Форма проведения: устный журнал с элементами литературно – музыкальной композиции.

  • Предварительная работа: сбор материала по теме классного часа, работа с интернет - ресурсами, художественной книгой, учащимися .

Содержание : в ходе знакомства со страницами журнала учащиеся вспомнят героические страницы истории своей страны с древних времён до сегодняшних дней: от былинных богатырей до защитников конституционного порядка РФ и её целостности. Они также познакомятся с удивительной судьбой своей землячки - жительницы родного города Петергофа М.Ф. Виноградовой, прошедшей войну 1941 – 1945 гг., прочтут стихи поэта - декабриста К. Рылеева ( дума « Иван Сусанин»), поэта – фронтовика Ю. Друниной ( « Нет, это не заслуга , а награда», « Ты должна!») и поэта - современника С.Смирнова ( « Воздушно – десантная рота»), воспевающие мужество защитника родины, и услышат песни в исполнении Марка Бернеса ( « Журавли», музыка Я. Френкеля, стихи Р. Гамзатова) и группы « Любэ» ( « Комбат» музыка И.Матвиенко, стихи М. Шаганова»).

Область применения: коллектив школы

Возрастные группы: учащиеся 8 – 11 классов

Ожидаемые результаты:

проявление собственной гражданской позиции

осознание личной ответственности за судьбу родины

воспитание гордости за героическое прошлое страны, чувства патриотизма и готовности служить ей









«Час мужества пробил на наших часах,

и мужество нас не покинет…»

Вступительное слово учителя

Слайд №1

Слово учителя

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас в преддверии 70 – летней годовщины Дня победы нашего народа в Великой Отечественной войне , Великого праздника , особенный классный час, посвящённый мужеству защитников нашей родины . Неслучайно он назван словами одноименного стихотворения А. Ахматовой – сильного и мужественного человека, яркого поэта.

Слайд №2

Цели классного часа:

расширение знаний о героических страницах родины

формирование навыка самостоятельной работы с различными источниками информации – справочной литературой, художественной книгой, интернетом, научить выступать перед большой аудиторией

воспитание гражданской ответственности и активной жизненной позиции, чувства патриотизма, гордости за родную страну, уважения к её славному прошлому на примерах героических защитников родины разных эпох

Слайд №3

Слово учителя

- Как вы понимаете значение слова «мужество»?

Ответы учащихся: стойкость, сила духа, бесстрашие.

Слово учителя

- Толковый словарь так определяет его значение: «Храбрость, присутствие духа в опасности». И сегодня речь пойдет о тех, кто проявил мужество при защите Родины, кто отдал ей свою юность и самое дорогое, что есть у человека, - свою жизнь. Пройдут годы, века, тысячелетия, но будущие поколения не должны забывать героических страниц истории своей страны.

Слайды №4 - 6

Испокон веков на Руси защита рубежей Родины являлась священной обязанностью мужчины. Именно они, защитники земли русской, запечатлены в сказках, былинах, легендах, преданиях, житиях , летописях, песнях, полотнах художников, стихотворениях поэтов и книгах писателей: это и русские богатыри, простые воины и князья ,солдаты и генералы, безымянные герои.

Об одном из них, простом крестьянском старосте Иване Осиповиче Сусанине, пойдёт сейчас речь.

Слайд №7

Страница первая.

Ведущий 1

Начало 17 века. Русская земля во власти польских и шведских захватчиков. Их цель – подчинить себе Московское государство. Русский народ поднялся на борьбу. На всю страну прозвучал призыв Минина: « Лучше смерть, чем иноземное иго!» Повсеместно создаются партизанские отряды и формируется народное ополчение.

Ведущий 2

Русский царь Михаил романов укрыт в своей вотчине – деревне Домнино Костромского уезда .Но его ищут захватчики .Однажды вражеский отряд , сбившись с пути , набрёл на соседнюю с Домнино деревню. Там они направились к местному старосте Ивану Сусанину с требованием отвести их в Домнино, предлагая вначале деньги , а потом и угрожая. Но староста не спешил и тайком послал мужа дочери предупредить царя и посоветовал ему спрятаться в Ипатьевском монастыре.

Ведущий 1

Он решил погубить врагов и согласился им « помочь», быть проводником, а сам завёл их в глухой лес. Сусанин надеялся перехитрить захватчиков, но те привязали его к лошадям и зорко смотрели за ним. Всё же староста попытался бежать, но на него спустили собак. Враги поняли, что их ждёт. Сусанин же сказал: « Из этого леса вам не выбраться, здесь вы и погибнете». Окоченевшие поляки вначале просили их вывести, сулили золото, а потом, разъярившись, изрубили его саблями . К утру следующего дня метель стихла. Долго искали крестьяне своего старосту. Лишь под вечер они обнаружили замёрзших захватчиков, а потом нашли и тело своего старосты. Похоронен Иван Осипович Сусанин на территории Ипатьевского монастыря.

Потомству Сусанина была дана жалованная грамота на участок земли при селе Домнине, её подтверждали и последующие государи.

- Мужество Сусанина осталось в сердце и памяти народа, а поэт – декабрист К. Рылеев посвятил герою замечательное стихотворение. Композитор М. Глинка сочинил оперу. Вот отрывок из стихотворения « Иван Сусанин» К. Рылеева:

Слайд №8

« Злодей! – закричали враги, закипев,

-Умрёшь под мечами! – « Не страшен ваш гнев.

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти и я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

Слово учителя

В этих словах героя - готовность умереть за Отчизну , любовь к родине, высокое осознание своего долга перед ней. Именно поэтому Ивана Осиповича Сусанина можно назвать подлинным сыном своего Отечества.

Страница 2

Слайд №9

Слово учителя.

Мужество - необходимое качество человека. Оно должно быть присуще любому из нас. Героиней второй страницы станет наша с вами землячка - жительница города Петергофа Мария Фёдоровна Виноградова. О её судьбе можно писать книги, а не только посвящать ей страницу устного журнала. Гражданственность, активная жизненная позиция были присущи ей всегда: и в мирное, и в военное время.

Ведущий 3

Она рано начала трудовую деятельность: после семилетки окончила училище и работала ткачихой да так, что её фотография не сходила с доски почёта, а в1941 году она была делегирована на первомайскую демонстрацию в Москву.

Слайд №10

Ведущий 4

…Война началась, когда Марии ещё не было и 19 – лет. Рабочие рыли окопы, а Мария помогала больным, так как окончила курсы медсестёр. Однажды она вернулась из Ленинграда, а местность заняли немцы, но её успели предупредить, и она оказалась в 219 стрелковом полку. Несколько раз она чудом оставалась жива, но продолжала помогать раненым. О таких, как она, бывшая фронтовая медсестра Юли Друнина, написала пронзительное стихотворение « Ты должна»:

( Читает подготовленный ученик)

Победить,

Стиснуть зубы до хруста,

От родного окопа

Одна

Ты должна оторваться

И бруствер проскочить под обстрелом

Должна.

Ты должна, хоть вернёшься едва ли,

Хоть « Не смей!»

Повторяет комбат.

Слайд №11

Даже танки

( Они же из стали)

В трёх шагах от окопа горят.

Ты должна,

Ведь нельзя притворяться

Перед собой,

Что не слышишь в ночи,

Как почти безнадёжно

« Сестрица!»

Кто – то там,

Под обстрелом кричит.

Ведущий 3

В медико – санитарном батальоне 42 – ой армии Мария была операционной сестрой. Работали сутками, не выходя из операционной. Сил у хрупкой девушки не хватало, и однажды во время операции она потеряла сознание, так как сильно была истощена. Потом был госпиталь и новое назначение. Пришлось освоить и новую профессию клинического лаборанта, которая ей пригодится при подготовке к прорыву блокады. В лесу, у станции « Пискарёвка», был развёрнут передвижной госпиталь, куда её направили старшим лаборантом, а лабораторию пришлось создавать самой. Жили в землянках, боролись с голодом и холодом, учились владеть оружием.





Ведущий 4

18 января наши войска прорвали оборону противника и перешли в наступление, а 27 – прорвали кольцо. Радость была безграничной .Стали сворачивать госпиталь , передислоцироваться, а в деревне Старополье случайно нашли ящики с новым немецким лабораторным оборудованием. Это очень пригодилось, ведь раненых и больных привозили в 4 – 6 раз больше, чем медики могли принять. По 15 часов в сутки Мария проводила за микроскопом, делая по сотне и больше анализов в сутки. Госпиталь перемещали на север. Известие об окончании войны встретила под Москвой , на станции « Космодемьянская», где формировался состав. В апреле 1946 года лейтенант медицинской службы Мария Виноградова демобилизовалась. Её ратные подвиги и труд отмечены медалями « За боевые заслуги», « За оборону Ленинграда», « За снятие блокады», « За оборону Советского Заполярья», « За победу над Японией», орденом Отечественной войны II степени.

Ведущий 3

После войны Мария продолжила учёбу, не прекращая трудиться: надо было помогать стране. Она окончила среднюю школу, поступила в ЛГУ на биолого – почвенный факультет. По его окончании Марию направили в Биологический НИИ ЛГУ, где создавалась лаборатория радиобиологии. Здесь Мария Фёдоровна защитила диссертацию на тему влияния радиации на живой организм. Ей принадлежат 76 печатных работ, а наукой она занималась до 80 – ти лет! Её трудовой стаж – более 60 лет.

Слово учителя

Слайд №12

Стихи, которые вы сейчас услышите, написаны Юлией Друниной от имени всех девушек, ушедших на войну для защиты родной страны. Эти слова вполне могли быть сказаны и нашей героиней – Марией Фёдоровной Виноградовой. В них - величие духа и подвига славных дочерей Отчизны.

( Читает подготовленный ученик

стихотворение « Нет, это не заслуга, а удача…» )

Нет, это не заслуга, а удача

Стать девушке солдатом на войне.

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне!

С восторгом нас, девчонок, не встречали,

Нас гнал домой осипший военком.

Так было в сорок первом. А медали

И прочие регалии потом…

Слайд №13

Смотрю назад , в продымленные дали:

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ.

Слайд №14

Страница 3

Слово учителя

А теперь отдадим дань уважения и памяти герою сегодняшнего времени, шагнувшему в бессмертие, – гвардии подполковнику Марку Евтюхину.

Звучит песня « Комбат» в исполнении группы « Любэ»

Слайд №15

Ведущий 5

29 февраля 2000 года бойцы 6 – ой парашютно – десантной роты получили приказ выдвинуться на высоту 776.0 у селенья Улус – Керт возле Аргунского ущелья. Никто не знал, что именно здесь боевики во главе с Хаттабом сосредоточили основные силы для нового броска на территорию России. Их накопилось более 2. 500 тысяч. Бандиты намеревались пройти его до 29 февраля, но задержались.

Ведущий 6

Разведывательный дозор роты первым столкнулся с группой боевиков численностью около сорока человек. Наёмники попытались « договориться», заявив, что десантники должны их пропустить. Но старший лейтенант А.Воробьёв доложил комбату М. Евтюхину обстановку. Тот вышел на связь с командованием и получил приказ уничтожить наёмников.

Ведущий 5

Этот разговор прослушали по радиоперехвату бандиты, и разъярённый Хаттаб отдал приказ: « Стереть десантников с лица земли!». Разгорелся ожесточённый бой, длившийся более суток. Гвардейцы не отступали ни на шаг, отвергли предложенные им деньги. Помощи не было, кроме 10 разведчиков, прорвавшихся к ним. Десантники бились насмерть. Многие, истекая кровью, бросались с гранатой в руке в гущу врага. На одного десантника приходилось более двадцати боевиков. Никто не дрогнул и не отступил, остался верен воинскому долгу.

Ведущий 6

Слайд №16

1 марта, когда почти все десантники погибли, подполковник Марк Евтюхин и артиллерийский корректировщик капитан В. Романов вызвали огонь на себя. Утро, когда погибли десантники, было ясным . Кругом - посечённые пулями, снарядами, осколками гранат деревья. Повсюду лежали изуродованные тела десантников, многих из которых бандиты добивали в упор. Они глумились над погибшими: сложили их тела в кучу, а сверху усадили залитого кровью командира – Марка Евтюхина, надев на него шлем и положив в руки рацию: «Мол, зови - не зови , всё равно никто не придёт!»

Журналист С.Смирнов посвятил воинам, ушедшим в бессмертие, стихотворение « Воздушно – десантная рота» :

( Читает заранее подготовленный ученик)

Бой слишком неравен:

Один к двадцати,

И нету ни танка, ни дота,

Но встала скалою врагу на пути

Воздушно – десантная рота.

Сказал командир,

Крепче взяв автомат:

« Одна у нас, братцы, забота:

Как те, двадцать восемь,

Ни шагу назад,

Воздушно – десантная рота!»

Слайд №17

Все гуще свинец,

И все меньше ребят,

Атаки, атаки без счета.

И вот вызывает

Огонь на себя

Воздушно-десантная рота.

У Матери-Родины

Слезы из глаз,

Она в карауле почетном.

Звездою бессмертия

Смотрит на нас

Воздушно-десантная рота.

Слайд №19

Ведущий 5

Погибшие десантники – ребята из 47 республик краев и областей Российской Федерации. 13 офицеров стали Героями России. Высокого звания Герой России удостоены ефрейтор Александр Лебедев из Псковского района и сержант Дмитрий Григорьев из Новосокольнического района. Всего 22 десантника получили высокое звание Героя России, остальные награждены орденом Мужества. Подвиг десантников отмечен российской премией «Воины духа». В их честь названы улицы родных городов, установлены памятники, написаны книги, сняты фильмы и сериалы: «Прорыв», «Грозовые ворота», «Честь имею». 1 марта – день Памяти 6 - ой воздушно –

десантной роты, шагнувшей в бессмертие.



Слово учителя



Сегодня героями нашего урока были подлинные герои – люди чести, долга, мужества, настоящие патриоты своей страны: крестьянин Иван Сусанин, молоденькая медсестра Мария Виноградова и кадровый офицер воздушно-десантных войск гвардии подполковник Марк Евтюхин. Каждый из них совершил подвиг. Наш долг – помнить о них, учиться у них мужеству, любви к Родине, готовности встать на ее защиту, продолжить и приумножить славные традиции нашего народа. И пусть девиз воинов – десантников «Жизнь - Родине, честь – никому» станет нравственным кредо каждого из нас.

Слайд №20

(Звучит песня Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова «Журавли» в исполнении Марка Бернеса)



























Список использованной литературы

  1. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне .В 12 – ти т. Т.12.Ради жизни на земле / Сост. В. Заливако. – М.: Современник,1983

  2. К 70 – летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Сборник / Издание муниципального образования город Петергоф, 2014

  3. Советская поэзия / Сост. Н .Старшинов. – М.: художественная литература, 1986



Интернет ресурсы:

drunina.ru

pskov.aif.ru

ru.poem.ru

ru.wikipedia.org





















Приложения

  1. Презентация



12